В 29-ю Неделю по Пятидесятнице. О благодарности Богу

В 29-ю Неделю по Пятидесятнице. О благодарности Богу

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода, и вся внут­рен­няя моя имя свя­тое Его. Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода, и не забы­вай всех воз­да­я­ний Его.

Доро­гие бра­тия и сестры, в сего­дняш­нем литур­гий­ном Еван­ге­лии повест­ву­ется об исце­ле­нии десяти про­ка­жен­ных Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. По закону Мои­се­еву про­ка­жен­ным запре­ща­лось жить в селе­ниях и даже при­бли­жаться к людям. Поэтому они жили вне селе­ний и горо­дов. И вот десять этих несчаст­ных людей, уви­дев Гос­пода, при­бли­жав­ше­гося к селе­нию, оста­но­ви­лись вдали и начали кри­чать: «Иисус Настав­ник! поми­луй нас». Гос­подь ска­зал им: «Пой­дите, пока­жи­тесь свя­щен­ни­кам». Это озна­чало: «Идите, вы здо­ровы, испол­ните то, что пред­пи­сано в законе», потому что являться к свя­щен­ни­кам и при­но­сить жертву по закону могли только исце­лив­ши­еся и совер­шенно очи­стив­ши­еся от про­казы. Про­ка­жен­ные пове­рили Гос­поду и пошли. На пути они дей­стви­тельно исце­ли­лись и тела их совер­шенно очи­сти­лись от про­казы. Все они полу­чили оди­на­ко­вую милость от Гос­пода, но излить свою бла­го­дар­ность воз­вра­тился к Нему только один сама­ря­нин - языч­ник. Он про­сла­вил Бога, как только мог: при­пал к ногам Спа­си­теля, излил пред Ним свое сердце в сло­вах бла­го­да­ре­ния и хвалы и не вста­вал с земли до тех пор, пока Сам Гос­подь пове­лел ему встать. Вот нази­да­тель­ный для нас при­мер бла­го­дар­но­сти Богу! Не такими были девять дру­гих исце­лен­ных иудеев. Они как будто забыли о своем Исце­ли­теле и после исце­ле­ния не воз­вра­ти­лись воз­бла­го­да­рить Его. «Не десять ли очи­сти­лись? где же девять? как они не воз­вра­ти­лись воз­дать славу Богу?» - спро­сил о них Гос­подь, скорбя об их небла­го­дар­но­сти. Этим вопро­сом Гос­подь как бы под­черк­нул, что бла­го­дар­ность есть такое чув­ство, о кото­ром не нужно бы и напо­ми­нать чело­веку, кото­рое должно воз­буж­даться само собой в сердце обла­го­де­тель­ство­ван­ного. Бла­го­дар­но­сти учит и сама при­рода. Даже бес­сло­вес­ные живот­ные, дикие звери чув­ствуют бла­го­де­я­ния и выра­жают, как могут, свою бла­го­дар­ность к бла­го­де­ю­щему им чело­веку. «Вол знает хозя­ина сво­его и осел ясли гос­по­дина сво­его, - гово­рит Гос­подь через про­рока Исайю, - а люди Мои не познали Меня». Небла­го­дар­ность чело­века к Богу - это нагляд­ное сви­де­тель­ство раз­вра­щен­но­сти сердца его. Дей­стви­тельно, люди, утра­тив­шие чув­ство бла­го­дар­но­сти к Богу, ока­зы­ва­ются гру­бее животных.

Лев, кото­рого пре­по­доб­ный Гера­сим встре­тил в пустыне и изба­вил от болез­нен­ного стра­да­ния, вынув из его раны занозу, ощу­тил к сво­ему бла­го­де­телю такую при­вя­зан­ность, что покорно слу­жил ему, как самое послуш­ное домаш­нее живот­ное, на про­тя­же­нии всей жизни его. А после смерти пре­по­доб­ного Гера­сима лев от печали о нем умер на его могиле. Подоб­ное мы видим в житии пре­по­доб­ного Саввы Освященного.

Но, к вели­кому при­скор­бию, встре­ча­ются среди нас, хри­стиан, те, кото­рые посту­пают даже хуже живот­ных по отно­ше­нию к Богу. Доста­точно про­дол­жи­тель­ного бла­го­ден­ствия, здо­ро­вья, успе­хов и ничем не сму­ща­е­мой без­за­бот­но­сти, чтобы при­ве­сти нас к забве­нию того, что все эти блага нам даро­ваны Богом. Мы посту­паем таким обра­зом, как будто бы Бог обя­зан наде­лять нас тем, чем наде­ляет. Но сама при­вычка к Его мно­го­чис­лен­ным бла­го­де­я­ниям сни­жает в гла­зах боль­шин­ства людей неиз­ме­римо вели­кую сто­и­мость их. Когда мы лиша­емся всего этого хотя бы на корот­кое время, только тогда мы пони­маем и ценим все мило­сти еже­дневно и, даже более того, еже­ми­нутно забо­тя­ще­гося о нас боже­ствен­ного промысла.

Небла­го­дар­ность и перед людьми есть самый гру­бый и нетер­пи­мый порок, а небла­го­дар­ность перед Богом - это уже тяж­кое про­ти­во­есте­ствен­ное преступление.

Гос­подь Бог - Тво­рец и Созда­тель наш: от Него полу­чили мы самое бытие и жизнь нашу. Он сотво­рил тело наше и вдох­нул в нас бес­смерт­ную душу. Он даро­вал нам разум, кото­рый отли­чает и воз­вы­шает нас над всеми тво­ре­ни­ями, волю, кото­рая делает нас само­власт­ными и пове­ли­тель­ными, сердце, спо­соб­ное насла­ждаться дарами бла­го­сти Божией, нахо­дить сча­стье, радость и бла­жен­ство жизни. Гос­подь есть Про­мыс­ли­тель наш. Он пове­ле­вает сиять над нами солнцу, кото­рое осве­щает и согре­вает, уве­се­ляет и ожи­во­тво­ряет нас. Он бла­го­во­лит нам, с небес пода­вая дождь и время пло­до­нос­ное, испол­няя весе­лием сердца наши. Его боже­ствен­ная и прис­но­сущ­ная сила под­дер­жи­вает, про­дле­вает и хра­нит нашу жизнь среди всего враж­деб­ного нам в мире.

Каж­дое мгно­ве­ние нашей жизни есть дар Его бес­ко­неч­ной бла­го­сти. Но этого мало! Пре­ступ­ле­нием запо­веди Божией мы сде­ла­лись не только не бла­го­дар­ными Богу, но и вра­гами Ему, и за это под­вергли себя веч­ному осуж­де­нию и про­кля­тию. Что же? Оста­вил ли нас Гос­подь Бог наш в этой без­дне поги­бели? Нет, люб­ве­обиль­ный Отец Небес­ный так воз­лю­бил… мир, что отдал Сына Сво­его Еди­но­род­ного, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Еди­но­род­ный Сын Божий так воз­лю­бил нас, что вос­при­нял на Себя грехи всего чело­ве­че­ства, вопло­тился и воче­ло­ве­чился для спа­се­ния нашего. Себе ума­лил, зрак раба приим… сми­рил Себе, послуш­лив быв даже до смерти, смерти же крест­ныя, пре­тер­пел ради нас уни­чи­же­ния, опле­ва­ния, зау­ше­ния, бие­ния, крест­ные стра­да­ния и позор­ную смерть со зло­де­ями, про­лил за нас кровь Свою. Своим вос­кре­се­нием Он вос­кре­сил и нас. Создал на земле Свою Свя­тую Цер­ковь, в кото­рой Духом Свя­тым через свя­тые таин­ства ожив­ляет нас, умерщ­влен­ных гре­хами, про­щает нам грехи, освя­щает нас, осквер­нен­ных и нечи­стых. Так воз­лю­бил нас Гос­подь Бог наш, что после вре­мен­ной нашей жизни обе­щал нам веч­ную жизнь с Собою, уго­то­вал нам веч­ное Цар­ство и нескон­ча­е­мое бла­жен­ство в небес­ных оби­те­лях Своих. Сколько раз мы оскорб­ляли любовь Божию гре­хами нашими, пре­о­гор­че­вали мило­сер­дие Божие неправ­дами нашими, про­гнев­ляли правду Его без­за­ко­ни­ями нашими! Но Он не только не погу­бил нас, но поми­ло­вал и поща­дил, не лишил нас даров бла­го­сти Своей, дол­го­тер­пе­ливо ожи­дая обра­ще­ния нашего и пока­я­ния. После этого, если мы не будем чув­ство­вать этой бес­ко­неч­ной бла­го­сти и мило­сер­дия, так и оста­немся небла­го­дар­ными перед этой неис­по­ве­ди­мой любо­вью и дол­го­тер­пе­нием, вме­ним ни во что про­ли­ян­ную за нас свя­тей­шую кровь Сына Божия, оста­вим в небре­же­нии бес­цен­ную бла­го­дать Духа Божия, то и ока­жемся достойны ничего дру­гого, как конеч­ного отвер­же­ния от лица Божия, веч­ного осуж­де­ния и поги­бели! «Чем зна­чи­тель­нее бла­го­де­я­ния, полу­чен­ные людьми, - гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, - тем строже будет суд над неблагодарными».

«Кто имеет хотя искру чело­ве­че­ского чув­ства, - пишет свя­ти­тель Амвросий Медиоланский, - тот не дол­жен ли сты­диться закан­чи­вать день без хва­леб­ной бла­го­дар­ствен­ной молитвы, когда он уви­дит, что даже малей­шая птичка вос­пе­вает хва­леб­ную песнь Богу, прежде чем сомкнет свою голову под кры­лья для покоя?»

Слу­чи­лось, что раз пре­по­доб­ный Савва Освя­щен­ный, соби­рая в пустыне коре­нья, кото­рыми он питался, уви­дел четы­рех раз­бой­ни­ков, изне­мо­га­ю­щих от голода. Он высы­пал перед ними собран­ные коре­нья и накор­мил их. С тех пор бла­го­дар­ные раз­бой­ники стали при­но­сить ему хлеба и пло­дов. Рас­тро­ган­ный их бла­го­дар­но­стью, Савва со сле­зами гово­рил себе: «О горе душе моей! Эти люди за одно бла­го­де­я­ние так щедро пла­тят мне. Мы же, полу­чая еже­дневно от Бога столько бла­го­де­я­ний, ничем не бла­го­да­рим Его, а в лено­сти и нера­де­нии про­во­дим дни, не испол­няя Его заповедей».

Так дол­жен раз­мыш­лять, доро­гие бра­тия и сестры, каж­дый из нас и ста­раться про­бу­дить в себе бла­го­дар­ные чув­ства к Богу. Не долг и обя­зан­ность, не закон и пове­ле­ние, а все суще­ство наше, вся жизнь наша, все наше сча­стье в насто­я­щем и буду­щем тре­буют, чтобы мы не оста­ва­лись бес­чув­ствен­ными к бла­го­де­я­ниям Божиим, не были небла­го­дар­ными перед Его бла­го­стию и мило­сер­дием, не оскорб­ляли Его правды и святости.

Чем же воз­да­дим Гос­поду за все Его бла­го­де­я­ния? За бес­ко­неч­ную любовь к нам Божию не иным чем можем воз­дать Ему, как искрен­ней, все­це­лой, все­ду­шев­ной любо­вью к Нему и людям. Воз­люби Гос­пода Бога тво­его всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим… и ближ­него тво­его, как самого себя. Будем испол­нять это и уна­сле­дуем веч­ную жизнь. Аминь.”

Наверх