В 27-ю Неделю по Пятидесятнице. Об истинном назначении праздничных дней
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В слышанном нами Евангелии повествуется, что Иисус Христос учил народ в субботу в одной из синагог иудейских. Там была женщина, восемнадцать лет одержимая недугом немощи от нечистого духа; она была скорчена и не могла выпрямиться. Увидев ее, Господь сказал: «…ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Старейшина синагоги говорил народу, негодуя, что Иисус Христос исцелил больную в субботу, чего бы не следовало делать, по его понятию, в праздник. Но Господь постыдил этого законника перед целым народом. Он спросил его: «…не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Тем более не надлежало ли в день субботний дочь Авраамову, которую связал сатана… освободить от уз сих?» Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно, добрыми делами и надобно чтить святые праздники. Этим евангельским повествованием разъясняется вопрос об истинном назначении дней воскресных и праздничных.
Бог, на всякое время поклоняемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было определено свободное время, особые дни, которые мы называем праздниками: седьмый лень суббота — праздник Господу Богу твоему. Значит, праздник есть время, посвященное Единому Богу, и мы в это время ничего не можем делать для себя, а все только во славу Божию. Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя. Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седьмой оставляю на служение Мне. «В день же седмый — суббота Господу Богу твоему» — так повелевает четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог. Он оставил нам шесть дней и только один уделил Себе, да и то для спасения нашей же души. Этот закон Господь освятил примером Своим: мог Он сотворить весь мир в один день, в одну минуту, однако же восхотел сотворить его в шесть дней; а в седьмой почил от дел творения. Как свят этот закон, так и мы непреложно обязаны соблюдать эту заповедь Божию! Вместо седьмого дня — субботы, мы, христиане, празднуем первый день недели, то есть воскресенье, а это потому, что в этот день Господь наш Иисус Христос родился, в этот день Он воскрес из мертвых, в этот день послал Духа Святого. Все воскресные дни — дни Божий, а не наши, и потому делать в эти дни должно только то, что служит во славу Божию, во спасение наше. Но что же делает зависть сатаны? Он говорит своим сообщникам — злым духам: «Приидите и оставим вся праздники Божий от земли». Настанет праздник Господень, надо бы от попечений мирских удалиться, нужно бы в храм Божий пойти, Богу помолиться, душою и телом отдохнуть. А враг шепчет человеку: «Ну что за праздник, что за обедня? Занимайся каждый делом своим», и христиане слушают его; то и другое сделать в праздник признают необходимым, а исполнение заповеди Божией, спасение души своей считают делом ненужным.
Время праздничного дня, проведенное по заповеди Божией, не теряется, а приобретается. Те семейства благоденствуют, где строго соблюдается праздничный день. Самые богатейшие страны те, в которых самым строгим образом освящается воскресный день. Если бы людям не было дано запрещение от Бога удерживаться в известные дни от работ, то многие из нас довольно скоро истратили бы свои силы. Заповедь Божия о покое в праздник спасает наше здоровье и жизнь, исцеляет от гибельного пристрастия к земному. Нарушение заповеди Божией о покое праздничных дней неизбежно наказывается. Труд в праздники без крайней нужды не будет иметь успеха, приобретенное впрок не пойдет.
Помни день субботний, еже святити его. Как же мы должны святить его? Не думайте, что будто бы для исполнения этой заповеди довольно только пребывать в церкви, посвятить на служение Богу два-три часа, а остаток праздничного дня можно проводить в увеселениях. В заповеди говорится о целом дне, значит, нужно проводить весь день свято, в добрых и благочестивых занятиях. Как встанем утром, вспомним, что нам надо благодарить Господа за все Его милости, какие мы получили от Него в прошедшую неделю, что нам надо просить у Него прощение в тех грехах, которые мы совершили в это время, молить Его, чтобы Он помог провести настоящий день и грядущую седмицу свято. В каждый праздник надо неотложно идти в храм на богослужение, пожертвовать, по силе возможности, на содержание и украшение храма Божия, на свечку, на поминовение живых и усопших. Надо читать дома слово Божие и другие святые книги, заниматься делами благотворения — посещать больных, несчастных, печальных, заключенных и дать, по силе возможности, кому совет, кому утешение; помогать нуждающимся; если не имеем средств, то помочь своими руками — трудом. Истинно доброе дело никогда не грешно делать. Если будем в праздники Господу служить, ближним помогать, то Господь не отступит от нас, поможет во всех наших делах и занятиях, дела наши пойдут успешнее.
Грешно, дорогие братия и сестры, браниться, бесчинствовать, упиваться вином, развратничать и во всякое время, но несравненно грешнее совершать подобные грехи в праздники. Если и работать в праздники грешно потому только, что работа препятствует служению Господу и спасению души своей, так насколько же преступнее проводить это время в различных бесчинствах и беззакониях! Какая бы произошла перемена у нас к лучшему, если бы мы святили праздничные дни как следует. Благословение Божие снизошло бы тогда не только на наши души, но и на все наши предприятия и дела.
Однажды один знатный человек по имени Варда сильно заболел: на груди его появились глубокие раны и неисцелимые язвы; долго и жестоко страдал он. В день святого мученика Мокия врачи, бывшие при больном, и прочие домашние ушли в храм на всенощное бдение. Больной очень скорбел о том, что недуг не позволяет ему пойти и поклониться чудотворному гробу преподобного Сэмпсона Странноприимца, находившемуся в том храме. В утешение скорби явился больному некий муж-старец и сказал: «Встань». Страждущий отвечал: «Я не могу встать: все члены мои расслаблены от тяжкой болезни». Явившийся старец повторил свое приказание: «Я тебе говорю: встань, иди в храм святого мученика Мокия, которого сегодня воспоминает Святая Церковь, и помолись у гроба святого Сампсона». Сказав это, явившийся стал невидим. Больной же ощутил в себе крепость сил, начал понемногу подниматься с одра и не чувствовал больше боли в ранах своих. Сняв повязки, он в великой радости увидел, что раны его совершенно зажили. Скоро поспешил Варда в храм Божий и там возблагодарил Господа за свое чудесное исцеление.
Так, древние христиане любили посещать святой храм в праздники и получали от Господа исцеление и великую милость для души и спасения. А кто не мог быть в храме Божием, тот дома усердно в это время молился. Так, в день памяти святого мученика Лаврентия преподобная Мелания Римляныня по болезни, сопровождающей чадородие, не могла быть в храме. Однако не оставила молитвы: всю ночь, когда в храме совершалось всенощное бдение, она провела без сна в пении псалмов и усердной молитве. Она и утро встретила с молитвой на устах. Приклонив колени, она родила сына.
Дорогие братия и сестры, праздники — дни покоя как для тела нашего, которое в это время должно отдохнуть и запастись новыми силами, так особенно этот покой необходим для души нашей, чтобы ей легче было вознестись к небесному и приблизиться к Богу в мире и богомыслии. Мысль о Боге никогда, конечно, не должна оставлять нас, но преимущественно в праздники мы должны упражнять свою душу в благочестивом созерцании дел милости Божией через благоговейную молитву, чтение и слышание слова Божия. В молитве мы беседуем с Богом, а в слове Божием Бог с нами беседует и передает нам глаголы жизни вечной. То и другое может быть совершаемо беспрепятственно только тогда, когда душа наша освободится от житейских забот. Обыденные заботы и труды в праздник не дают нам ни как следует помолиться, ни принять участие в мирных и благочестивых собеседованиях, в чтении слова Божия и других душеспасительных писаний. Праздничная же работа, как незаконная и не благословленная от Бога, никогда не может иметь успеха, напротив, она станет помехой в тех делах, которые законно совершаются в будничные дни. Так действительно и бывает, что Господь явно карает нарушителей праздничного покоя. Вот что говорит Господь Вседержитель через пророка Аггея: «Ожидаете многого, а выходит мало… за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений».
Итак, шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой — … Господу, Богу твоему. Аминь