Труд бесплодный, бесполезный и вредный. (Сказано рабочим на фабрике. 1907 г.)

Труд бесплодный, бесполезный и вредный. (Сказано рабочим на фабрике. 1907 г.)

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).

Итак, можно строить дом, – а он рассыплется, и труд наш окажется напрасным; можно стеречь город, – и опять всуе, напрасно, потому что он всё-таки незаметно будет взят врагом. Приведённые слова Священного Писания, которые мы нередко слышим в церкви и читаем в Псалтири, ясно показывают нам, что труды человека, часто напряжённые и утомительные, однако, являются ненужными, бесплодными, бесполезными, даже вредными.

Некогда, после потопа люди захотели построить башню до небес, чтоб избавиться от повиновения Богу, чтоб уйти от Его власти, от Его кары. То был труд нечестивого неверия и сатанинской гордости. И труд этот был напрасным. Господь смешал языки строителей, и они рассеялись по всей земле.

Некогда царство еврейское разделялось на два: на Иудейское и Израильское. Первое сохранило верность Божьему слову и закону, священному храму и Иерусалиму, сохранило на царстве род царя Давида. Народ его, хотя и впадал в нечестие, но, имея храм, законное священство и богооткровенный закон, всё же приходил к покаянию. В царстве же Израильском, которое было в пять раз многочисленнее Иудейского, цари и правители употребили страшный труд и усилия, чтоб устроить своё царство по образцу соседних сильных народов языческих. Они тщательно уничтожили все благочестивые предания и обряды благочестивой древности, они вводили идолослужение, ставили в разных местах царства языческие изваяния, чтоб отучить народ от Иерусалима, заводили порядки и науки, заимствованные от соседних народов языческих. И весь этот труд, труд гордости житейской и неверия, труд отделения от истинных основ жизни, Богом заповеданных, погиб, но вместе с тем он погубил и всё царство Израильское, которое было разрушено теми самыми народами, у которых израильтяне заимствовали порядки, науки и искусства.

Знаем мы в истории труд величайшей злобы. Цари римские захотели совершенно истребить христианство, истребить самую память о нём. Всё было пущено в ход: трудились над этим учёные, писатели, поэты, высмеивая всячески христианство и отвлекая от него верующих. Цари и правители издавали против него строжайшие законы и не допускали христиан ни к какой службе. Воеводы и судьи осуждали христиан на смертную казнь. Кровь христиан лилась во всём мире; у них отнимали архиереев и священников, предавая их казням или отсылая в изгнание; у них отбирались священные храмы, сосуды, книги. И всё это было трудом напрасным. Христианство восторжествовало в мире, а язычество окончательно было подавлено и уничтожено. Труд ненависти и злобы, труд богоборный, был напрасен и губителен для самих трудившихся.

Гибнет всякий труд, основанный и на самонадеянности. Богач евангельской притчи, у которого был богатейший урожай в поле, решил в душе своей: «Разорю житницы мои и построю новые. И тогда скажу душе моей: душа, много у тебя добра на многие годы. Почивай, ешь, пей, веселись!» А Господь сказал ему: «Безумец, в эту ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты приготовил, кому достанется?» (Лк. 12:16–21).

Так гибнет всякий труд, который имеет в основе своей неверие, гордость, злобу, самонадеянность. А вот другой пример, совершенно обратный.

Слышим сегодня в Евангелии (Лк. 5:1–11): трудились апостолы без Христа, целую ночь трудились в ловле рыб, и всё напрасно. Но пришёл к ним Христос, благословил труд их, и вдруг они нашли совершенно неожиданный и великий улов рыбы. Это – образ и показатель, и урок для всякого труда человеческого. Совершаемый с Богом и для Бога, угодный Богу и Богом благословенный, труд человека всегда принесёт ему плод мног и в жизни земной, будет воспитывать его и для жизни небесной. Эту мысль мы и выражаем, когда пред началом труда говорим про себя или вслух: «Господи, благослови!» Эту же мысль мы выражаем, когда пред началом дел важных, особенно общественных, приглашаем священнослужителей, приносим чтимые святыни и в пении молебном просим Господа благословить доброе дело и «благое намерение» наше.

Ныне мы переживаем время напряжённых и усиленных трудов, направленных к изменению и улучшению нашей общественной и государственной жизни. Сколько предлагается всяких предположений, всяких планов, всяких преобразований! Образовались так называемые политические партии; каждая из них тянет народ на свою сторону, каждая обещает ему высшие блага, конечно, без всякого обязательства их выполнить, каждая тянется сама к власти и к государственному достоянию, и каждая говорит о своих великих трудах для устроения блага государства и народа.

Как разобраться среди всех этих приглашений и призывов примкнуть к тем или другим людям?

Для неверующего очень трудно разобраться среди этого множества приглашений, из которых, конечно, только одно может быть истинным, a прочие ложны. Для верующего же христианина это очень легко.

Смотри на труд этих людей, кто и на чём созидает. Если нам обещают устроить только земную жизнь, а о вечной, небесной забывают и не упоминают, если хотят обойтись без Бога и Его закона, – это строители Вавилонской башни, их труды рассыплются и погибнут.

Если начинают дело без молитвы, без Божьего благословения, без благословения Церкви, если в своих собраниях такие люди не молятся о даровании помощи свыше, надеясь только на себя, на свой ум, на свои только силы, – их дело самонадеяния погибнет, оно есть только служение сатане, который бежит от имени Божьего.

Если возмущают против религии, против Церкви и её служителей, против власти церковной, – это гонители христианства, подобные древним римским царям-мучителям. Их дело также бесплодно, также погибнет с шумом.

Если обещают новые порядки жизни, заимствованные от других, нечестивых народов и только поэтому и признаваемые за хорошие и полезные, но в разобщении со словом Божиим и учением Церкви, – это труд древних нечестивых правителей израильских, погубивших свой народ.

Иди, христианин, туда, где говорят о Боге, где призывают Его помощь, где надеются на Его благословение, где почитают Его Церковь, где выше всего ставят Его заповедь, где зовут к миру, порядку, к любви взаимной, где чтут власть в семье, в обществе и в государстве. С такими людьми труд – есть труд благословенный, и как бы он ни был тяжёл, как бы на него ни злобились враги, этот труд, с Божией помощью, даст великий улов всякого успеха, и жизнь земную обратит в путь к Богу и небу. Ловцы рыбы, когда явился к ним Христос, не только мрежи свои исполнили ловитвы, но и сами явились премудрыми учителями веры и жизни духа, – учителями и апостолами вселенной.

Таков труд при Божием благословении. Труд и молитва, молитва и труд, – вот залог его успеха! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх