Труд. 1898 г.

По намеченному нами плану, в нынешнее воскресенье будем продолжать беседу и размышление по содержанию притчи Спасителя о талантах. Продолжим словами Евангелия приточный рассказ с момента раздаяния талантов и отшествия господина. «Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два" (Мф. 25, 16, 17).

Итак, после ухода господина мы видим рабов его за работой. Смотрите же, поучаясь, какая высокая похвала труду и человеческой деятельности заключается в этой притче.

Люди молодые! Вам, вступающим в жизнь, вам, носителям надежд ближайшего будущего, вам особенно должно быть близко и памятно это учение Евангелия о труде человеческом. Осмотритесь вокруг себя, прислушайтесь, как благозвучно, без перерыва звучит весь гимн творения. «Солнце неустанно изо дня в день ходит по небу; не замедляет пускать ростки маленькое семечко; реки текут безостановочно, бьют ручьи, благословение дождят облака»... «Посмотри, как плещут волны морские: ударилась одна о берег, вот уже катится, искрясь и пенясь, другая, поднимается за нею третья, напрасно ждать будешь, чтобы у ног твоих спокойно улеглась последняя» (Н. Корсунский), - это образ труда людского. А над всем этим - хочешь найти труду вечный первообраз и высшее освящение? Вслушайся в слова Христа: «Отец Мой доселе делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Хочешь ли посоветоваться по этому вопросу со Священным Писанием, с этим рудником вечных истин? Оно тебе скажет словами мудрецов боговдохновенных: «от юности твоей нагибай, нагибай твою выю» (Сир. 7, 25), «склони твои плечи под работу» (Вар. 2, 21). Устами великого Моисея оно даёт заповедь: «все твои шесть дней работай и делай в них всякие дела твои» (Исх. 20, 9), и устами премудрого Соломона выразительно наставляет: «в утро твоей жизни семя твое сей, но и в вечер жизни не давай отдыха руке твоей» (Еккл. 2, 6); «человек так же рождён для работы, как птицы для летания», замечает Иов (гл. 27-28). Сравните с этим учение языческой мудрости, которая считала достойным внимания только труд философствования, да управления тысячами рабов и множеством варваров, а всякую другую работу клеймила позором. Так именно смотрели Платон и Аристотель, эти кумиры древности; с ними соглашался Цицерон, учитель многих, который вместе с другим римским поэтом мог бы повторить эти жёсткие слова: «ненавижу я этот простонародный сброд и к себе не подпускаю его близко» (Ноrаt, оd. 3, 1, 1).

Плотничество Иисуса, рыбачьи занятия апостолов, ремесло делания палаток у святого Павла (Деян. 18, 3), простые труды домашнего хозяйства у Пресвятой Девы - всё это говорит нам о совершенно ином духе учения христианства. И когда плотник Иисус вышел потом на дело учительства, - кто мог сравняться в труде с Ним, Который всю жизнь до последнего вздоха посвятил учению и благотворению? Неутомимо деятелен был Он в Своём исключительном и святом призвании, проповедуя истину, расточая благодеяния и чудеса, отыскивая погибшие души, измученные и смятенные сердца. Из Евангелия знаем, что ученики не раз просили Его дать себе покой. Но часто бывало, что догорал вечер, потухала заря и спускалась ночь на землю, люди оканчивали свои земные дела и упокаивались от трудов своих, а для Него не было покоя. Приносятся к Нему больные, стучатся в двери Его сердца несчастные, души, жаждущие света и правды, и жизни, просят Его учения, сердца сокрушенные ищут у Него мира, отрады и покоя. А когда оканчивал Он эти дневные дела любви, тогда удалялся Он в уединение пустыни и здесь в безмолвии молитвы праздновал свой покой - «Свою тихую священную субботу». Здесь размышлял Он над разрешением Своей великой задачи, здесь в эти тихие часы готовил Он работу нарождающегося дня, который, загораясь утренней зарею, опять приносил Ему труд, и труд, не смягчённый, не вознагражденный признанием, часто вместо любви и благодарности вызывавший злобу, зависть и преследования. При конце Своих дней, как Сын Человеческий, мог Он с полным правом сказать: «Отче! дело, которое Ты поручил Мне исполнить, Я совершил» (Ин. 17, 4). От Учителя переходите к ученикам. Кто может сравняться в трудах с апостолами? Пешком, в нищете, среди гонений и преследований обойти весь мир, тонуть в морях, страдать в пустынях, подвергаться позору бичеваний, побиению камнями, умирать на крестах и в темницах, и всё из-за дела благовестия, не переставать учить и учить: это ли не труд, не подвиги жизни?

Но ведь и мы с вами - ученики Того же Учителя, и нам небесный Домохозяин вручил каждому талант по силе его, а вместе с талантом требует и труда. Он не терпит праздных: каждому даёт Он особое поручение, и нет в Его Царстве никого, кто был бы свободен от дела. «Даёт Всевышний поручение и в раннее утро жизни дитяти и отроку, призывается к деятельности юноша, в жаркий полдень жизни Господь приглашает на работу и мужа, и в вечер жизни зовёт к ней старца» (Н. Корсунский). Но что видим? В другой евангельской притче о работниках в винограднике видим: сколько раз в различные часы дня ни выходил Домохозяин, т. е. на какой бы возраст человеческой жизни ни обращал Он внимание, каждый раз находил несколько работников праздными (Мф. 20, 3, 6). И сколько этих праздных! (Ср. 1 Тим. 5, 13; Тит. 1, 12.) Тысячи людей не приносит жизнью своей и грошовой пользы человечеству, а между тем везде при жатве многой недостаёт делателей, а между тем человечество от глубоких ран тела и духа истекает кровью, а между тем во тьме сидящие просят света, голодные ищут хлеба, несчастные нуждаются в поддержке... Но что я говорю о таких делах: каждое, самое малое, самое простое, обыкновенное и не мудрое дело нуждается в честных и разумных работниках. Здесь ли не найдется каждому работы? Не найдется только тому, кто не хочет дела и бежит от него. Не великого, не блестящего, не картинного и не громкого искать нужно дела, а брать то, какое лежит около, в какое поставил Бог, давши одному пять талантов, т. е. дело видное и большое, другому два таланта - дело малое. И если многое, друзья, приятно в этой жизни, то всего приятнее именно прелесть дела, прелесть созидания, которое, без сомнения, представляет собою существенную часть в нас образа и подобия Бога, вечно делающего и вечно созидающего (Ин. 5, 17)... И если что, братья мои, если что помнится из прошлого, то не дни веселья и безделья, а дни и месяцы, и годы разумного и любимого труда, благословенной работы. И если есть какие преимущества людей в этой вселенной, то величайшее из этих преимуществ есть способность удваивать таланты, полученные от Бога, по примеру евангельских рабов разбираемой притчи, - то, что называется потребностью и способностью разумно-нравственного прогресса, недоступного животному миру. Да, только человек увеличивает и умножает то, что он получил от Бога, только он с одним талантом приобретает два и с пятью - десять. Никто не может указать ему и гадательного предела развития, определить границы его деятельности; он создан для усовершенствования, для высшего и беспредельного призвания, которое ему назначает Евангелие этими великими и бессмертными словами: «будьте совершены, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48 ).

Приложите же в труде и труде все ваши способности и все ваши силы - таланты, Богом данные, вы, которые слушаете сейчас меня, вы, молодые люди, которые находитесь в поре широких надежд, обширных планов, имея пред собою открытым весь жизненный путь! Неужели вы хотели бы очутиться среди бесполезных созданий, среди злых и лукавых рабов, закопавших таланты в землю, среди тех, которые ничего не прибавили к сокровищу веры и любви, к подвигам труда бескорыстного и благотворного в семье, в школе, в общественной жизни, среди меньших братьев? Откройте ваши сердца всецело духу Евангелия, и вы полюбите труд и работу - пока в вашем учении. Помните, что, по слову нашей народной мудрости, «без труда нет добра» и еще: «у кого праздная молодость, у того же и беспутная старость»... Помните, что жизнь не есть мертвый счёт известного количества дней; не то, что называется, «день и ночь - сутки прочь»; жизнь - не механически спаянная цепь известного количества действий и событий: жизнь есть подвиг дела и труда, жизнь - приумножение данного таланта, жизнь есть правое употребление всех сил. И если жизнь человечества имеет конечною целью обратиться в царство Божие, то, по слову Евангелия, и «царство Божие силою берется, и употребляющие усилия получают его» (Мф. 11, 12).

Но, братья мои, есть труд и «труд»... Можно в нём быть царём, и можно сделаться рабом; может он быть благословением, и может стать проклятием. Об этом - до следующей беседы. Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 1, с. 145-149.

Наверх