Торжество в Бодбийском женском св. Нины монастыре (1901 г.)

Торжество в Бодбийском женском св. Нины монастыре (1901 г.)

Канун дня памяти святой просветительницы Грузии на месте ее блаженного упокоения, где телом почивает она в благоухании святыни, сегодня ознаменован светлым торжеством освящения новосозданного храма. Св. Нина умерла и погребена в селе Бодби, близ города Сигнаха, где теперь Бодбийский женский монастырь. Знаменательны судьбы и современное положение этого монастыря. Со дня смерти св. Нины место ее погребения было чтимым в православном грузинском народе. Но с V века до XI здесь была только усыпальница св. Нины, на том месте, где святая имела свой шатер. Царь Георгий в XI веке построил здесь довольно обширный храм во имя св. Георгия Победоносца, весьма чтимого в Грузии, и, как думают, родственника св. Нины; при этом усыпальница была обращена в придел. Некоторое время затем, здесь (до XII в.) существовал женский монастырь, который был упразднен после перенесения сюда кафедры бодбийских митрополитов. Много раз Бодби подвергалось потом нашествию врагов, но все-таки храм и усыпальница и выстроенные здания для нужд митрополии сохранялись и поддерживались. Последний митрополит Бодбийский умер в 1837 году, и кафедра была закрыта. Но домовый архиерейский монастырь, хотя и неофициально, продолжал свое существование; здесь жили архимандрит, два священника, несколько послушников. Постепенно храм обращался в приходской; порядка в управлении его не было, и заботиться о поддержании храма, называвшегося уже собором, было некому. При таких условиях, здания монастырские пришли в ветхость и рушились, церковь дала течь, которая значительно испортила древнюю своеобразную живопись; ограды вокруг не было никакой; в самом соборе и утварь, и ризница, и прочие принадлежности богослужения – все было чрезвычайно бедно и убого. Нужны были большие средства, чтобы привести все это в должный порядок, но средств не было и не предвиделось никаких. По-видимому, древний храм – место упокоения св. Нины – обречен был разрушению, подобно многим храмам Грузии, но явились люди энергичные, явились и средства, и святыня Грузии не только спасена была от окончательного падения, но в какие-нибудь 12 лет приведена в такое цветущее состояние, какого она не запомнит. Все это было сделано руками слабых женщин, как бы воодушевившихся примером и духом равноапостольной просветительницы нашего края. В 1888 году Святейший Синод определил в Бодби быть женскому монастырю. Через полгода после этого была возведена в сан игуменьи нового монастыря монахиня Ювеналия из московского Страстного монастыря; возведение совершил приснопамятный митрополит Иоанникий. Мать Ювеналия, с восемью сестрами из того же Страстного монастыря, мужественно отправилась в неведомую страну, где и язык, и нравы, и вся окружающая обстановка, – все было чуждо и непонятно новым пришелицам. Сестры прибыли на Кавказ в мае 1889 года и тогда же последовало открытие монастыря. Можно себе представить, каково было на душе у монахинь при виде всего этого запустения: перед ними после благоустроенного и богатого монастыря столицы предстали жалкие развалины – остатки былого величия. На кого и на что было опереться? Откуда взять средства, чтобы все это воссоздать? В открытом поле, неогороженном монастыре, в чужой стране, о которой в России ходят страшные слухи, как о стране постоянных разбоев и нападений, беззащитные сестры, действительно, могли пасть духом. Но не такова была матушка Ювеналия и ее сподвижницы. Начавшаяся здесь новая жизнь, – жизнь разума, молитв, неустанного труда, воздержания и милосердия, – постепенно привлекала к монастырю сочувствие жителей, и жителей внутренней России, которая всегда была чутка к нуждам обителей. И вот в течение 12 лет восстановляется храм над гробом св. Нины, дополняется всем нужным для богослужения и теперь представляет в этом отношении полное довольство и обеспеченность; затем созидается ограда вокруг монастыря, производится полный ремонт всех зданий.

Одно за другим растут и новые здания – причтовый дом, помещения для сестер, cтранноприимница, больница, прачечная, водопровод и проч. Все это стоило десятки тысяч рублей. Но не здесь главная заслуга матери Ювеналии. Самое существенное и главное, на что она обратила внимание с первых же дней существования новой обители, это – просвещение народа: сестры обители пожелали действительно идти по стопам своей равноапостольной покровительницы, просветившей край наш светом христианского учения. Через несколько месяцев после своего прибытия, устроившись кое-как на новом месте, в своих кельях, стесняя себя в помещении, и без того скудном, мать Ювеналия открывает сначала небольшую женскую школу. И удивительно видеть, во что выросла эта школа! Теперь у школы свое особое трехэтажное здание, стоящее 17 000 рублей, не считая работ, произведенных самими монахинями-труженицами. Школа преобразована во второклассную, с дополнительным педагогическим курсом; по окончании курса ее воспитанницы получают права учительниц в начальных школах грамоты. Первый выпуск этих учительниц, которые работают после на ниве народного образования, последовал в 1898 году, и, таким образом, монастырь уже вступил на почву широкого духовного сеяния в нашем крае. Последний отчет школы дает следующие сведения: обучалось 72 девочки, из которых 8 русских, 5 ингилоек, 1 имеретинка, 2 удинки, 3 осетинки, 1 пшавка, 2 армянки (православные), остальные – грузинки. Нередко и местные дворяне отдают сюда детей на воспитание. При школе имеется пансион, в котором более половины учащихся (46 девочек), по бедности их, содержатся на средства монастыря, остальные – с платой 100 рублей в год. Курс учения – шестилетний; преподают здесь два местные священника и две учительницы. «Монастырское училище, – говорит один из посетителей монастыря, – пока единственная женская школа в Сигнахском уезде, производит приятное во всех отношениях впечатление: классные комнаты чисты, светлы, поместительны, занятия идут успешно». «Добрую сторону школы составляет особенно быстрое усвоение русского языка; через год по вступлении в училище дети начинают говорить по-русски». В курс обучения, кроме Закона Божия, входят: история отечественная и церковная, русский язык, краткая теория словесности, арифметика, география, грузинский язык, пение, рукоделие; в педагогическом классе, кроме того, – краткая педагогика и дидактика. Кроме этой школы, недалеко от монастыря, среди сектантов, монастырь открыл особую школу, которая теперь имеет свое особое прекрасное здание и поставлена весьма хорошо, пользуясь полным сочувствием населения. При монастыре давно заведена живописная мастерская, из которой немало церквей уже получили полные иконостасы. В 1897 году на нужды монастыря отпущено было Государем Императором 10 000 рублей, каковые и послужили основным фондом для устроения соборной церкви во ими св. Николая. Церковь эта, прекрасно устроенная, с мраморным иконостасом, теплая и удобная, сегодня освящается высокопреосвященным Флавианом, экзархом Грузии. На очереди теперь устроение монастырского корпуса для помещения сестер, которых теперь уже до 150 в монастыре. Матушка Ювеналия сначала все устроила для Бога и ближних, и только теперь, исполнив первый долг, обратила заботы и на неотложные свои собственные нужды и нужды сестер, которые необыкновенным трудом заслужили, действительно, полное право и на покой, и на благодарную любовь края. Но, независимо от этих трудов, монастырь теперь занят устроением часовни-храма с подворьем в Тифлисе, у Верийского спуска, на участок, пожертвованном г. Коргановым, и устройством приписной к монастырю Мамкодской женской общины св. Георгия близ Тифлиса.

В двенадцать лет столько дела, и столько успешного дела! Полагаем, что и самые скептические умы и самые скупые на похвалы сердца здесь склонятся перед фактом, воздадут должное неусыпным трудам монастыря и признают за ним во всех отношениях важное и благотворное значение для края. Неудивительно, что монастырь приобрел всеобщую любовь и уважение на Кавказе и стал известен далеко за его пределами. Не редкость теперь видеть очень многих поклонников и из внутренней России у гроба святой девы – апостола Грузии.

Так крепнет и все более и более делается родной и неразрывной духовная связь единоверных народов и церквей у этой святыни Иверии, а крепче и надежнее этой связи нет другой в мире.

Так почило благословение свыше на духовной работе тех скромных тружениц, которые в уединении, в тиши обители много сеяли трудом и слезами.

Так светит и ныне тихий и отрадный свет молитвы и учения от гроба той, что принесла сюда некогда свет высший и вечный. Сеющие слезами, да пожнут радостью! Приветствуя обитель в день ее праздника, от всей души пожелаем ей много радостей, успешного труда и полного расцвета ее сил Духовных.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).
Наверх