День памяти Святителя Иоанна Чудотворца (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Православная энциклопедия

День памяти Святителя Иоанна Чудотворца (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Православная энциклопедия

ИОАНН

(Максимович Михаил Борисович; 4.06.1896, дер. Адамовка Изюмского у. Харьковской губ.- 2.07.1966, Сиэтл, шт. Вашингтон, США), свт. (пам. 19 июня и 29 сент.), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из старинного дворянского рода, к к-рому также принадлежал Тобольский митр. свт. Иоанн (Максимович; 1651-1715). Отец М. Максимовича был уездным предводителем дворянства. Михаил вырос в имении недалеко от Святогорской пуст. (ныне Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра). С детства отличался глубокой религиозностью, однако по семейной традиции избрал военное образование. В 1907 г. поступил в Петровский Полтавский кадетский корпус, к-рый окончил в 1914 г. Выразил желание учиться дальше в КДА, однако по настоянию родителей поступил на юридический фак-т Харьковского ун-та. Самостоятельно изучал духовную лит-ру. Был знаком с Харьковским архиеп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит), который стал руководителем его духовной жизни. В 1918 г. окончил ун-т. Во время гражданской войны, в период правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского, служил в губ. суде. Когда Харьков заняла армия ген. А. И. Деникина, вновь служил в суде. Был членом приходского совета.

Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Брюссельский и Западноевропейский. Фотография. 50-е гг. ХХ в.

При отступлении белых войск выехал с семьей в Крым. В нояб. 1920 г. эвакуирован в К-поль, откуда в 1921 г. прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев (впосл. Югославия). Поступил на Богословский факультет Белградского ун-та. Зарабатывал на жизнь продажей газет. Был членом студенческого кружка, впосл. братства прп. Серафима. В 1924 г. посвящен во чтеца митр. Антонием (Храповицким), ставшим к тому времени главой Архиерейского Синода РПЦЗ. По окончании в 1925 г. Белградского ун-та назначен законоучителем в серб. гос. гимназию г. Велика-Кикинда. В 1926 г. принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь свт. Иоанна Тобольского в сербско-рус. Мильковском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре. Был рукоположен митр. Антонием во диакона, а 4 дек. того же года еп. Гавриилом (Чепуром) - во иерея. С момента принятия монашеских обетов и на протяжении всей последующей жизни придерживался строжайших аскетических правил: ел раз в день, поздно вечером, ночами молился, отдыхал лишь 1-2 ч., никогда не спал лежа.

С 1927 г. преподавал пастырское богословие и церковную историю в Битольской ДС, одновременно окормлял окрестные больницы и приюты. Был близко знаком с видным серб. богословом и философом еп. Охридским св. Николаем (Велимировичем), к-рый неоднократно говорил: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Коллеги и ученики уважали И. за праведную жизнь, отмечали его высокие человеческие качества, педагогический талант.

3 июня 1934 г. Архиерейский Синод РПЦЗ определил И. быть епископом Шанхайским, викарием Китайской и Пекинской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 10 июня в Белграде в русском Троицком храме, возглавил митр. Антоний (Храповицкий). И. прибыл в Шанхай 4 дек. 1934 г. и сумел быстро уладить разногласия между правосл. приходами. При И. в Шанхае было завершено строительство собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».

И. ежедневно бывал на службах, старался причащаться каждый день. Поражал присутствовавших силой и проникновенностью своей молитвы. Окормляя православных разных национальностей, в дни особо почитаемых ими праздников служил и проповедовал на греческом и сербском, а также на кит. языке. Был строгий постник. В первую и последнюю седмицы Великого поста не ел, в остальные дни этого и Рождественского постов употреблял только просфоры. Ночи проводил обычно в молитве и, когда, наконец, силы его истощались, клал голову на пол, забываясь на неск. часов перед рассветом. Носил одежду из самой дешевой ткани, простую легкую обувь без носков в любую погоду, часто ходил босой. Обладал даром прозорливости, по его молитвам совершались чудеса.

Был строг во всем, что касалось Церкви. Будучи знатоком богослужения, немедленно исправлял ошибки и упущения в порядке службы, от священнослужителей требовал строгого исполнения обрядов, не позволяя к.-л. вольностей или разговоров в алтаре. Был особенно внимателен к вопросам богослужения. Считался одним из наиболее авторитетных богословов РПЦЗ.

И. получил известность как благотворитель, был попечителем филантропических об-в. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя свт. Тихона Задонского (воспитанниками приюта были ок. 3,5 тыс. рус. и кит. детей), а также дом милосердия во имя св. Филарета Милостивого и общежития для бездомных во имя св. Сампсона Странноприимца. Посещал тюрьмы и больницы, психиатрические лечебницы, оказывая духовную помощь нуждающимся. Много заботился о духовном образовании, каждый год принимал экзамены по Закону Божию во всех рус. школах и приютах епархии. В Шанхае при И. действовали богословские курсы во имя свт. Димитрия Ростовского, духовными беседами с детьми и подростками занималось братство св. Иоасафа Белгородского.

Во время япон. оккупации Шанхая (с 1937), когда погибли 2 руководителя рус. эмигрантского комитета, возражавшие против подчинения японцам, И. объявил себя временным главой русской колонии, сохранил ее самостоятельность во внутренних делах. Несмотря на опасности военного времени, продолжал навещать нуждавшихся. Организовывал сбор пожертвований для пострадавших от боевых действий. В 1938 г. участвовал во II Всезарубежном Соборе и Архиерейском Соборе РПЦЗ в г. Сремски-Карловци (Югославия). Отказался в отсутствие др. правосл. архиереев из Китая принять предложение Архиерейского Синода о создании самостоятельной Шанхайской епархии, к-рую должен был возглавить. Во время отсутствия И. в Шанхае его замещал Синьцзянский викарный еп. Ювеналий (Килин; впосл. архиепископ). После возвращения И. в Шанхай еп. Ювеналий стал его помощником, исполняя должность настоятеля Николаевского храма (до 1940).

В заключительные месяцы второй мировой войны, когда связь с Зап. Европой была полностью прервана, у рус. правосл. архиереев в Китае возникли сомнения в продолжении существования Архиерейского Синода РПЦЗ. 26 июня 1945 г. пребывавшие в Сев.-Зап. Китае Харбинский и Маньчжурский митр. Мелетий (Заборовский), архиепископы Камчатский Нестор (Анисимов; впосл. митрополит) и Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) обратились с посланием к новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. Архиереи также отправили письма главе Русской духовной миссии в Китае Китайскому и Пекинскому архиеп. Виктору (Святину) и И. с призывом последовать их примеру и признать Патриарха Алексия как законного главу Русской Церкви. В письме архиеп. Виктору И. предложил ввести поминовение за богослужением имени Патриарха Алексия при продолжении возношения и имени Предстоятеля РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского). В авг. того же года архиеп. Виктор отправил Патриарху Алексию I телеграммой прошение за своей подписью и подписью И. (без его согласия) о принятии Русской духовной миссии в Китае в юрисдикцию Московского Патриархата (удовлетворено 27 дек. 1945).

Поскольку сообщение Шанхая с Пекином прервалось и ответ на письмо архиеп. Виктора не был получен, 6 сент. И. самостоятельно принял решение о начале поминовения в русских храмах Шанхая имени Патриарха Алексия «независимо от разрешения вопроса о подчинении высшей церковной власти». Однако 2 окт. И. получил краткую радиограмму из Женевы от митр. Анастасия о продолжении деятельности Архиерейского Синода РПЦЗ. Поминовение Патриарха Алексия в Шанхае с этого момента было прекращено. Т. о., И. остался единственным из рус. правосл. архиереев в Китае, не перешедшим в подчинение Московского Патриархата. В нояб. И. получил телеграмму от Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого), который сообщал, что вместе с архиеп. Восточноамериканским Виталием (Максименко), епископами Монреальским Иоасафом (Скородумовым; впосл. архиепископ) и Детройтским Иеронимом (Черновым; впосл. архиепископ) продолжает оставаться в подчинении митр. Анастасия и не признает юрисдикции Московского Патриархата.

В нач. дек. 1945 г. архиеп. Виктор (Святин) сообщил в письме И. о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата. В ответ И. отправил архиеп. Виктору заявление, что «ввиду возобновления сношений с Заграничной церковной властью мы можем перейти в ведение другой церковной власти, лишь если нам будет сделано о том распоряжение той церковной властью, которой подчиняемся ныне, так как иначе явились бы нарушителями церковных канонов». 15 янв. 1946 г. архиеп. Виктор прибыл в Шанхай и потребовал от И. подчиниться епархиальному начальству и присоединиться к Московскому Патриархату. В ответ И. заявил: «Я подчиняюсь Зарубежному Синоду, и как он мне укажет, так я и должен поступить». Архиеп. Виктор предложил признать главенство Патриарха Алексия собранию шанхайского духовенства. В свою очередь председательствовавший на собрании И. настоял на том, что надо ждать указаний от митр. Анастасия. На протяжении 2 месяцев ситуация в рус. колонии Шанхая оставалась неопределенной. Консульство СССР вело среди эмигрантов агитацию за принятие советского гражданства и возвращение в СССР, утверждая, в частности, что Советское гос-во благорасположено к Церкви. И. активно противостоял этой агитации, посещал приходы и общественные собрания. Архиеп. Виктор запретил И. в священнослужении. И. не согласился с его решением, заявив: «Я подчинюсь этому указу лишь в том случае, если мне докажут Священным Писанием и законом любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех».

Несогласие И. перейти в юрисдикцию Московского Патриархата не означало его отказа от идеи единства Русской Церкви. Впосл. он говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия». И. подчеркивал, что «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединявшие их».

Впосл. в соч. «Русская Зарубежная Церковь» (1960) И. писал: «Русская Зарубежная Церковь есть часть Русской Церкви, находящаяся вне границ Российского государства». И. считал, что исключительно политические обстоятельства стали причиной отделения Зарубежной Церкви от Московского Патриархата: под нажимом гос. органов СССР Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) требовал от заграничного духовенства лояльности к советской власти. И. отвергал законность таких требований по отношению к русским эмигрантам: «Оставаясь верными своему Отечеству, мы не признаем законным правительство, идущее против тысячелетнего мировоззрения нашего народа, и мы ушли за границу, чтобы ему не подчиняться». При этом И. отмечал, что «как не признавшие декларации митрополита Сергия иерархи и паства внутри России, так и зарубежная ее часть никогда не выходили из состава Русской Церкви».

10 мая 1946 г. И. был возведен Архиерейским Собором РПЦЗ в сан архиепископа и назначен правящим архиереем новоучрежденной Шанхайской епархии, о чем 15 мая сообщалось в телеграмме от митр. Анастасия. И. не стал оглашать этого сообщения до получения офиц. указа. 31 мая в Шанхай вновь прибыл архиеп. Виктор, занявший часть помещений кафедрального собора. 1 июня И. получил офиц. указ о своем назначении архиепископом, известил об этом архиеп. Виктора и предложил ему покинуть соборный дом и Шанхайскую епархию. 15 июня архиеп. Виктор вручил И. указ Патриарха Алексия об увольнении его с кафедры. Новым викарным Шанхайским епископом в юрисдикции Московского Патриархата был назначен еп. Ювеналий (Килин). Некоторое время в кафедральном соборе служило духовенство, находившееся в юрисдикции как РПЦ, так и РПЦЗ. В авг. 1946 г. присоединившиеся к Московскому Патриархату священнослужители и миряне перестали посещать шанхайский кафедральный собор. И. добился своего признания как главы всех рус. правосл. приходов кит. правительством партии Гоминьдан и принял кит. гражданство. 19 окт. 1946 г. архиеп. Виктор был арестован в Шанхае. И. немедленно потребовал от кит. властей освобождения архиерея, дважды посещал его в тюрьме. Через неск. дней архиеп. Виктор был помещен в больницу, а затем освобожден. В июне 1947 г. он выехал из Шанхая в Пекин, вскоре город покинули русские эмигранты, принявшие советское гражданство.

В нач. 1949 г., после поражения правительства партии Гоминьдана в гражданской войне, начался организованный выезд оставшейся части рус. эмигрантов из Китая. 4 мая, незадолго до взятия Шанхая войсками кит. коммунистов, И. вместе с последней группой эвакуируемых отправился на Филиппины. Организовал церковную жизнь на о-ве Тубабао в лагерях рус. беженцев, терпевших там нищету и лишения. На острове было учреждено 3 временных храма, «собор» размещался в бывшем военном бараке, колокола были сделаны из металлических бочек. В лагере действовали детский приют, школа. В июле 1949 г. И. отправился в поездку в США, чтобы ходатайствовать перед амер. властями о приеме рус. эмигрантов из Китая; организовал сбор пожертвований на нужды беженцев, принимал меры по подготовке для них жилья. Благодаря усилиям И. эвакуированные на Филиппины из Китая русские получили возможность выехать и устроиться на новом месте в США, Австралии и др. странах.

Архиерейский Собор РПЦЗ назначил И. управляющим Западноевропейской епархией РПЦЗ, за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.). 21 июля 1951 г. И. прибыл в Париж, проживал в Мёдоне при Воскресенском храме. Поскольку рус. парижские храмы находились в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русского приходов Константинопольского Патриархата или Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, офиц. резиденцией И. считался Брюссель, он титуловался как «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Центром активной деятельности И. был брюссельский храм во имя св. Иова Многострадального, заложенный в память царя мч. Николая Александровича. В Брюсселе И., как правило, служил пасхальную службу. Значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа. В 1952 г. переехал из Мёдона в Версаль, жил при епархиальном управлении, размещенном в здании рус. кадетского корпуса им. Николая II; был председателем попечительского совета кадетского корпуса. Часто бывал в Леснинском Богородицком женском монастыре в Фуркё, служил в Париже во временно арендуемых помещениях. В дек. 1961 г. И. освятил парижскую ц. Всех святых, в земле Российской просиявших.

И. проводил много времени в архипастырских поездках по гос-вам Зап. Европы, побывал в Тунисе. Окормляя прихожан, посещал лагеря перемещенных лиц, продолжая считать одной из главных своих забот помощь рус. беженцам, а также устроение в храмах литургической жизни соответственно с канонами Православия. Издал ряд распоряжений по вопросам богослужебной практики, к которой относился очень строго. Стремился содействовать единству русских православных Зап. Европы, показал свою любовь к православным всех национальностей. Служил Божественную литургию по-французски, по-английски, по-нидерландски. Взял под свою опеку национальные православные общины во Франции и в Нидерландах, поощрял подготовку местных священнослужителей, издание богослужебной лит-ры на франц. и нидерландском языках. Содействовал созданию Румынской Православной Зарубежной Церкви под омофором митр. Виссариона (Пую). Будучи представителем Архиерейского Синода в Зап. Европе, неоднократно созывал совещания правосл. архиереев РПЦЗ. При И. в епархии было восстановлено почитание зап. святых, живших до разделения Церквей на католическую и православную. По благословению И. было создано братство «Православное дело», в задачи к-рого входили распространение правосл. учения и правосл. основ жизни и оказание помощи правосл. учреждениям.

Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), архиеп. Сан-Францисского и Западноамериканского, в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ)

4 дек. 1962 г. в связи с болезнью Сан-Францисского и Западноамериканского архиеп. Тихона (Троицкого; Ɨ 30 марта 1963) прибыл в Сан-Франциско, был назначен временно управляющим епархией. Возглавил работу по завершению строительства сан-францисского кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Активность И. вызвала противодействие части приходского совета. 25 апр. 1963 г. Архиерейский Синод отозвал И. с Сан-Францисской кафедры в Зап. Европу. Мн. прихожане после этого обратились в Синод с просьбой отменить это решение. Противники подали на И. иск в суд Сан-Франциско с обвинениями в финансовых и адм. нарушениях. Истцов поддержали и нек-рые деятели в руководстве РПЦЗ, напр. протопр. Г. Граббе (см. Григорий (Граббе)). В свою очередь в поддержку И. выступили епископы РПЦЗ Чилийский и Перуанский Леонтий (Филиппович; впосл. архиепископ), Эдмонтонский Савва (Сарачевич) и Сиэтлский Нектарий (Концевич). Амер. суд признал свою некомпетентность в церковных вопросах, проведенная по судебному решению финансовая проверка не выявила нарушений со стороны И. 14 авг. 1963 г. И. был окончательно утвержден Архиерейским Синодом на Сан-Францисской кафедре. Он призвал паству прекратить пагубную взаимную вражду. В нояб. 1964 г. сан-францисский собор - крупнейший русский храм на Американском континенте - был достроен.

И. являлся одним из заместителей Предстоятеля РПЦЗ и рассматривался многими как возможный преемник митр. Анастасия (Грибановского). В мае 1964 г., после заявления митр. Анастасием о желании уйти на покой, И. как старейший по епископской хиротонии являлся кандидатом на пост Первоиерарха РПЦЗ. На 2-м этапе выборов разница в голосах, отданных за И. и за др. кандидата - Вашингтонского архиеп. Никона (Рклицкого), составила всего 1 голос. Чтобы избежать возможного раскола в Церкви, Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к архиеп. Никону и к И. с предложением отозвать свои кандидатуры. И. предложил Брисбенского еп. Филарета (Вознесенского; с 31 мая 1964 митрополит Нью-Йоркский и Первоиерарх РПЦЗ).

Много сил отдал И. налаживанию церковной жизни в Сан-Францисской епархии. Он занимал простую келью в приюте во имя свт. Тихона Задонского, эвакуированном из Шанхая. Лично отвечал на приходившую ему многочисленную корреспонденцию. Регулярно посещал больных в госпиталях, организовывал сбор пожертвований для нуждающихся, а также в мон-ри на Афоне и Св. земле. Продолжал уделять большое внимание духовному образованию, считая это делом «всей русской общественности». Настаивал на необходимости приобретения здания для рус. школы недалеко от кафедрального собора Сан-Франциско; считал, что отсутствие такой школы означало бы для следующего поколения «потерю своей национальности и веры отцов», без чего «опустеет через некоторое время собор, а малые церкви должны будут закрыться из-за отсутствия прихожан». Организовал богословские курсы, на к-рых преподавал литургику, старался ежедневно посещать церковную гимназию. В 1963 г. И. благословил создание братства прп. Германа Аляскинского.

И. предчувствовал свою кончину. Он умер во время архипастырского посещения Сиэтла с Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение». Перед смертью отслужил Божественную литургию. На следующий день после кончины тело И. было доставлено в Сан-Франциско, в кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевание в соборе возглавил Предстоятель РПЦЗ митр. Филарет. В течение 6 дней пребывания в открытом гробу, несмотря на жару, не наблюдалось признаков разложения, не ощущалось запаха тления, почивший производил впечатление спящего. 7 июля гроб с телом И. был помещен в усыпальницу собора. 11 окт. 1993 г. специальная комиссия РПЦЗ по освидетельствованию останков обнаружила его мощи нетленными. 2 июля 1994 г. И. был канонизирован Архиерейским Собором РПЦЗ. 24 июня 2008 г. Архиерейским Собором РПЦ прославлен к общецерковному почитанию.

Наверх