Святая ночь (Рождество Христово). Проповедь в день праздника Рождества Христова в Преображенской церкви г. Москвы. 1956 г.

Святая ночь (Рождество Христово). Проповедь в день праздника Рождества Христова в Преображенской церкви г. Москвы. 1956 г.

С детства нам знакома, дорогие мои, такая евангельская картина: южная ночь; пасутся стада; их охраняют пастухи, бодрствующие в эту ночь. И внезапно является небесный вестник — ангел, говоря изумленным пастухам: “…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк.2:10-11).

О наступлении радости сказал ангел пастухам. А в грешном человеческом уме уже готовы зашевелиться вопросы и недоумения: чему ты радуешься, о какой радости ты говоришь, ангел Божий? Ведь останутся на земле и после рождения Спасителя мира скорби и испытания для многих на протяжении человеческой жизни, которая начинается криком новорожденного младенца и кончается болезненным вздохом умирающего. И ангел как бы так отвечает нам: да, скорби и страдания останутся, но Тот, Кто лежит сейчас повитым пеленами в яслях, даст человеку силы превозмогать, побеждать любые скорби и страдания. Бог говорил еще в Ветхом Завете через пророка Своего Давида: “Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его…” (Пс.90:15).

А Тот, Кого мы видим беспомощным Младенцем, в дни земного Своего подвига Сам будет отирать слезы плачущих, сострадать страдающим. Вся Его земная жизнь будет проявлением любви и милосердия к немощам человека и тягостям его земной жизни. Он будет таким в дни земной Своей жизни, Он таким и останется навсегда. Ибо сказано в слове Божием: “Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же” (Евр.13:8).

Ангел Божий, а болезни? Ведь они останутся уделом земной человеческой жизни? Да, сказал бы нам ангел, они останутся, но Родившийся на земле даст людям дух терпения в болезнях, Сам будет укреплять душу больного, верующего в любовь своего Небесного Отца.

Разве мы не знаем среди святых угодников Божиих таких, которые от дней юности несли тяжкие болезненные страдания, не вставая всю жизнь с постели, и умели не роптать, ощущать руку Божию и непрерывное благословение Божие, подкрепляющее их в их тяжелом состоянии? Каждый из нас может вспомнить жизнь преподобного Пимена, названного многоболезненным, преподобного Вениамина, подвижника первых веков христианства, и других. А разве в наши дни среди просто рабов Божиих, верных детей своего Небесного Отца, мы не встречаем таких страдальцев, которые долгие месяцы и годы прикованы к постели своим недугом и не только не теряют благодушия и внутренней радости, но и имеют силы утешать тех, кто приходит к ним со своими скорбями?

А грехи? Разве не останутся они на земле и после рождения Спасителя? Да, останутся, потому что Родившийся на земле не отнимет от человека Своего высочайшего дара — свободы воли. Но Он даст человеку и другой дар — дар Своей прощающей любви к каждому кающемуся грешнику. Путешествуя по Святой Земле из города в город, из селения в селение, Он будет склоняться к слезам плачущих у ног Его блудниц, будет принимать покаяние кающихся мытарей. И только Он один может сказать то, что Он говорил грешникам: “…Чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20, 7. 48).

Этот дар прощения Он оставит в Своей, Им основанной Святой Церкви, чтобы каждый грешник, сколько бы раз он ни падал в грехах, получал от Него при своем раскаянии это святое свидетельство Его Божественной любви к людям. Родившийся на земле оставит не только благодать прощения грешнику, но и силу, перерождающую грешника, делающую грешника чистым и праведным перед Богом. Это непрерывно живущее в ограде Святой Церкви Христовой чудо: падшие грешники могут, укрепляемые этой силой, становиться великими и славными перед лицом Бога и людей. Примеры нам всем ведомы: благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, святой Варвар, бывший многолетним разбойником, преподобная Мария Египетская, бывшая блудница, преподобный Никита и многие другие, которые в шестой, девятый или даже одиннадцатый час своей жизни пришли к ногам Христовым с раскаянием и получили не только святое прощение, но и силу, отрекшись от греха, своими подвигами искупить грехи и приобрести утерянную в грехах чистую одежду для своей души.

А смерть? Разве она не останется на земле и после того, как Родившийся окончит Свой земной подвиг и вознесется на небо? Да, она останется, пока стоит этот мир, но Божественный Новорожденный скажет людям о том, что смерти нет, что есть только порог на конце жизни человека, за которым начинается вечная жизнь. Он и пришел для того, чтобы дать людям право на эту вечную жизнь, дать Своим последователям и верным детям право на вечное счастье быть в общении со своим Господом в бесконечных веках.

Видите, дорогие мои, какую радость возвестил небесный вестник пастырям. И как хочется нашим верующим сердцам и нашим верующим устам, особенно в день сегодняшнего праздника, повторять слова той ангельской песни, которая раздалась в небесах вслед за явлением ангела пастухам: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение” (Лк.2:14). Мы за богослужением часто повторяем эти ангельские слова, и особенно торжественно звучат они сегодня: вместе с ангелами мы поем “славу в вышних Богу”, мы славословим, мы торжественно величаем Господа за Его величайшую любовь, какую Он явил людям с рождением на земле Спасителя мира, за принесенные Им на землю радости.

Подумать только: в течение скольких веков древние народы, а временами и сам богоизбранный народ иудейский, согрешали против Бога идолопоклонством, омерзительными пороками, восстанием против посылаемых Господом пророков. Но Господь всё терпел, ничто не могло побудить Его не исполнить Своего обещания послать Спасителя мира. И когда “пришла полнота времени” (Гал.4:4), Он послал Своего Сына Единородного, чтобы “всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:15). Верующее сердце никогда не забывает о глубине и ужасе тех страданий, какие за нас, за наши радости, за наше вечное счастье понес на земле Господь Иисус Христос. Но такова бесконечная любовь Небесного Отца и Его Божественного Сына к людям.

Мы воспеваем “славу в вышних Богу”, ибо в воплощении Сына Божия для спасения людей открывается вся глубина премудрости Божией, которая только одна и могла обрести средство для примирения людей с Богом, для удовлетворения Правде Божией за грехи человечества. Ведь грех есть преступление; каждое преступление должно нести за собой наказание таков закон правды. Если бы мы сами несли наказание за свои грехи по закону Правды Божией, то все мы должны были бы погибнуть для вечной жизни. Ни ангелы, ни самые славные праведники не могли взять на себя грехов всех людей. Их взял на Себя Сын Божий, и только Он один мог искупить их своей крестной смертью, и во имя этой искупительной жертвы Он Один может раздавать отныне прощение всем кающимся грешникам.

Мы прославляем “в вышних” Бога за бесконечное всемогущество благодати Божией, которое, по слову святого апостола, преизобилует тогда, когда умножается грех (см.: Рим.5:20), которое спасает погибшее, восставляет падшее, воскрешает умершее, обновляет истлевшее. И потому всем своим сердцем мы поем “славу в вышних Богу”!

Ангелы в эту рождественскую ночь воспели и другое — “на земли мир”. Тот, Кто родился на земле, скажет накануне Своих страданий: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин.14:27). Он принес на землю закон братства, взаимного служения друг другу, мирного сожительства. И если нет сейчас полного внешнего мира среди людей и подымаются еще и доселе такие угрозы этому миру, то это потому, что мы грешны, потому, что люди не усвоили заветов Христа и не претворяют их в жизнь.

Спаситель оставил на земле и другой мир — мир внутренний, мир духа, который является благодатным плодом Духа Божия, живущего в христианине. Об этом мире Спаситель говорил ученикам после Своего Воскресения: “Мир вам!” (Ин.20:19). Этими словами с пожеланиями внутреннего, духовного мира во Христе много раз Святая Церковь благословляет вас за своими богослужениями. Это — мир с Богом, со своей совестью, мир с людьми, когда верующий христианин спокойными и светлыми глазами, с чистой совестью может взирать на небо и с такой же чистой совестью относиться к людям. Такого мира должен искать каждый христианин, и найти его составит великое счастье для его души.

Вы знаете из жития преподобного Серафима Саровского, что на него однажды напали разбойники, думая, что он богат и что они могут чем-нибудь поживиться. Конечно, ничего они у него не нашли, но его избили, перебив позвоночник, так что преподобный Серафим до конца своих дней ходил согбенным. Он носил в своей душе мир Божий, о котором святой апостол говорит, что он “превыше всякого ума” (Флп.4:7). И этот случай с ним не нарушил в нем благодатного мира: он не только простил разбойников в душе своей, но, когда они были разысканы, просил начальство не наказывать их.

А вот другой случай: на праведника наших дней — отца Иоанна Кронштадтского за несколько лет до кончины напали злые люди, заперли его в комнате и начали душить подушками. Когда в эту комнату ворвались соседи и остановили безумие нападавших, оказалось, что эти люди ранили отца Иоанна ножом в живот. Отец Иоанн лежал едва дышавший и окровавленный. Он просил вошедших к нему верующих людей, чтобы его сейчас же увезли в больницу для перевязки, но никому об этом ничего не говорили и отпустили бы этих безумцев. Так до конца дней отца Иоанна почти никто не знал об этом происшествии, хотя отец Иоанн от этой раны страдал до смерти. Даже такие страшные события не нарушают благодатного мира в душе тех, кто приобрел этот мир и носит его в себе.

Мир с Богом, жизнь во Христе — это источник покоя, силы духа и всепрощения в душе истинного христианина. Ангелы воспели еще одно слово: “…в человецех благоволение”. Они прославили Господа за то, что Он Своим рождением на земле проявит Свое благоволение людям, вдохнет в человечество дух взаимной братской любви, насадит благую волю среди людей. И Спаситель сказал о любви, что она является первой и главной обязанностью, основным законом всего Его Божественного учения. Он сказал и о вершинах этой любви: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин.15:13). Он Сам в Своем Лице явил этот величайший образец любви, следовать которому Он повелевает нам: “…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф.5:48).

Если среди людей будет царствовать “благая воля”, а не злая, если сердце человека будет направлено к делам любви и заботам не столько о себе, сколько о своем брате, если люди поймут, что дела любви — это то драгоценное богатство, которое с нами уйдет в вечную жизнь, они будут счастливы и счастье из земной жизни перейдет в вечное счастье.

О, пусть же, дорогие мои, наши верующие сердца не перестают славить Бога за всё, что Он нам дал и дает! Пусть они не перестают стремиться к тому, чтобы мир Божий жил в нас, и к тому, чтобы благая воля и взаимная братская любовь украшали бы нашу жизнь. Такого счастья от всей души желаю вам в день нашего великого праздника.

“Христос раждается, славите!”

ЖМП ЖМП № 1 за 1956 г.

Наверх