Проповеди на праздники:

Священство - первородство духовное. Слово в день Сретения Господня, сказано в церкви Тифлисской духовной семинарии. 1901 г.

Священство - первородство духовное. Слово в день Сретения Господня, сказано в церкви Тифлисской духовной семинарии. 1901 г.

В законе сени и писаний образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложеснаразверзаяй, свят Богу...

(9-я песнь канона празднику)

Если всем верным в ветхозаветном законе сени и писаний дается ныне особо поучительный образ, то тем более это касается вас, духовные юноши. Припомните обстоятельства, послужившие в Ветхом Завете ближайшим поводом появления того закона, по которому ныне Богочеловек Иисус Христос Материю приносится в храм Господень.

По закону Моисея (Лев. 12, 2-8), каждая мать, родившая ребенка, в 40-й день после рождения должна была явиться в храм и принести жертву очищения. Но если младенец был перворожденным мужеского пола, то, кроме обряда очищения матери, совершался еще другой знаменательный обряд посвящения младенца Господу Богу, обращавший мысли народа к первым временам его самостоятельной жизни, - жизни, всецело протекшей под водительством Божиим. Вчера читалось в первой вечерней паремии: в воспоминание чудесного события, когда в ночь пред выходом Израиля из Египта ангел-истребитель избил первенцев  египетских, оставив еврейских невредимыми, закон Моисеев повелел посвящать Богу всех первородных в Израиле. Посвященные (евр. кадош, что значит: выделенный, отданный в полную и безусловную собственность) становились полною собственностью Божиею и могли быть употреблены на служение в скинии и храме (Исх. 13, 2,15, 22, 29; Числ. 3, 13, 8, 17). В последствии вместо этих первенцев было избрано для особого служения Богу священство Израилево - колено Левиино (Числ. 3, 12; 8, 18), а за первенцев должны были родители давать особый выкуп, который, как видим в Евангелии, был внесен и Иосифом с Мариею за Младенца Иисуса.

Итак, что же прежде всего мы видим в законе сени и писаний?

Видим, что в древнем Израиле, по повелению Божию, священство заменило первенцев по плоти и сделалось само духовным первородством и духовною всенародною жертвою перед Богом; так велико было это служение священства, что Сам воплотившийся Богочеловек благоволил исполнить закон этой замены и, таким образом, освятил и подтвердил духовное первородство священства.

Судите же теперь сами, мои юные слушатели, - судите, не правда ли, что в законе сени и писаний сегодня вы, как подготовляемые к священству и рождением и воспитанием, должны видеть для себя особо поучительный и знаменательный образ?

Да, возлюбленные юноши, священство есть собственность Господа попреимуществу, Его клир - удел и достояние; священство есть духовное первородство в народе, - и к этому первородству готовитесь вы в завете новом, высшем и совершеннейшем, в котором и священство, как слышали вы сегодня в апостольском чтении, настолько выше ветхозаветного, насколько тело выше тени, исполнение выше ожидания... Да не подумает кто, что в наших словах звучит обыкновенная, мирская, так называемая сословная гордость. Нет, возлюбленные, священство, подобно царству и пророчеству, не есть сословие; оно выше этого обычного деления общественной жизни. Если же мы, носители священства, говорим о нем, как о духовном первородстве, то, как видите, говорим на основании слова Божия, и говорим с чувством трепетного смирения и сознания своего недостоинства. С другой стороны, да не смутится кто-либо при этом определении священства и тем бедным, часто убогим, а то и презираемым и забитым положением, которое оно нередко занимает в мире и которое многих малодушных и мелкодушных духовных юношей отвращает от дороги их отцов и праотцев, Мысли и пути Божии - не то, что мысли и пути человеческие... Дух выше тела и духовное выше плотского, - это основная истина христианства. Но и в законе сени и писаний найдем мы в этом отношений руководственное указание. Издревле, на заре жизни человечества, святые патриархи одному из сыновей своих давали права первородства. Но в то время, как у всех народов языческих права первенства заключались в обладании нажитым богатством отца и властью над своим родом, - в племени богоизбранном эти права прежде всего заключались в обладании духовным сокровищем - в обетовании Спасителя мира. Ной, вдохновленный свыше, Иафету, младшему сыну своему, обещает многолюдное потомство и расширение пределов обитания, - то, что обычно завещал бы отец сыну старшему; а Симу, первенцу своему, обещает он то, что непонятно плотскому уму, но что выше всего: обещает его потомству рождение Спасителя мира, истинное боговедение и чрез это, после подчинения внешней силе иафетидов, - духовное господство над ними истиною веры. Исаву достается в обладание не большая часть, а решительно все имущество отца его Исаака, и он, некогда продавший первородство свое за чечевичную похлебку, усвоив себе чувственные воззрения хананеян, вполне успокоился, получив стада и серебро отцовские. Благословение Иакова, однако, чрез это не умалилось. Иакову, и одинокому и гонимому братом, обещано было духовное первородство в рождении от него Спасителя, и обещание сбылось с изумительною точностью и соделало потомство Иакова славою мира, светом для язычников, как ныне торжественно вещает о том святойСимеонБогоприимец. Так духовное первородство у Бога выше, чем земное первенство в воззрениях людей мира. То же нужно сказать и о священстве.

И доныне, и до конца времен, и на вечные веки священство в Христовой Церкви имеет значение, подобное первородству Иакова: оно есть первенец духовный, оно есть залог жизни духа, оно есть семя святое, которым обусловлено самое стояние мира; оно есть жертва Богу всенародная, всемирная, хотя бы, подобно изгнаннику Иакову в пустыне, и не высоко и не знатно было положение его в так называемой мирской жизни. Ведь и Сам Спаситель, родившись, благоволил записаться в число подданных Августа, принесен в храм и жертвою выкуплен, как сын бедных родителей. Но какой же другой младенец, в час обретения Иисуса Симеоном, вместе с Ним принесенный в храм, мог сравняться с Богомладенцем Христом, хотя бы за него, как выкуп, даны были в храм горы золота и священных сиклей, тысячи жертв и всесожжений?

Окончательная цель жизни народов и человечества есть богоправление, вселенская теократия, в высшем смысле этого слова, как осуществление божественного закона в мире человеческом, воплощение небесного в земном, - все то, чему начало пророческими очами увидел старец Симеон, нося на руку Христа-Богомладенца, увидел и возрадовался... Этот союз неба и земли, этот новый завет Бога с творением, этот совершенный круг и венец всемирного дела, называемый царством Божиим, - все это есть создание Божие вековечное, и никаким силам зла не поколебать того, что утверждено и наздано кровию Бога-Искупителя. К слиянию с этим царством Божиим стремиться должна и жизнь царств человеческих, и всякая вообще личная или общественная жизнь. И вот здесь-то и велик и незаменим священник Божий, в широком значении этого слова, - священник, как учитель и проповедник Богопреданной истины, священнодействователь и молитвенник в посредстве божественного с человеческим, духовный управитель жизни верующих на пути к соединению земного с небесным. Не блестяща, может быть, его деятельность по внешнему виду; но русло жизни нам не дано видеть телесными очами, как не дано видеть и заметить в настоящий момент, каким образом когда я говорю, а вы слушаете, совершается духовный обмен мыслей и чувств наших, каким образом в нас и вне нас неуклонно действуют законы природы, вращается земля около своей оси и вокруг солнца. Но несомненно, эти явления невидимые устойчивее, постояннее и важнее многого из видимого.

К чему говорим мы вам обо всем этом? А к тому говорим, возлюбленные юноши, чтобы и поучать, просить, и умолять вас проникнуться сознанием вашего духовного первородства, вашего будущего высокого призвания. Народ вас ждет, юноши, - ваш родной, близкий вам народ, это дитя Божие, еще малое, еще часто неразумное, ждет к себе вас, своих первенцев, ждет и в храм, и в школу, и в свою темную жизнь, на духовную ниву свою, ждет с простертыми руками, ища духовной милостыни и участия. Неужели положите вы в эти с мольбою простертый руки камень вместо хлеба? Неужели подадите вместо рыбы змию, вместо яйца скорпиона?

Увы, увы! дух мирских мечтаний, прикрываемых громкими фразами, убаюкивающими совесть, отвращает многих духовных юношей от этой службы народу, - и мчатся эти юноши, одни в мечтах, а другие уже в действительности, мчатся мимо коленопреклоненных младших по духу братьев своих, мчатся далеко-далеко, созидая личное благо, к тысячным окладам, к обогащению, к власти и чинам, любя народ свой только на словах, а не на деле, готовые быть в среде этого народа хотя бы врачами скотов, оставляя на гибель и обрекая на тьму человеческие души... Повторяется старая история Исавовой продажи первородства за чечевичную похлебку...

В ветхом завете священство соединено было, как неизбежная обязанность, с рождением от колена Левиина, и таким образом являлось принудительным. Закон нового завета есть закон свободы: но помните, что по закону свободы мы и судимы будем (Иак. 2, 12).

В законе сени и писаний образ видим, вернии... Пусть же эти многоговорящие образы, то устрашающие, то поучающие, вдохнут в вас, наши родные, духовные юноши, любовь к вашему будущему званию, решимость отдаться ему всецело и безраздельно, чтобы, не изменив позорно призванию своему, не продавшись за чечевичную похлебку мирских выгод, напротив, тщанием не лениви, духом горяще, Господевиработающе (Рим. 12, 11), послужили вы каждый своему народу и вместе всему миру в духовном первородстве священства Божия! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 8-13.

Проповеди на праздники:

Наверх