Свидетельство о Христе. Сказано в день Вознесения Господня и Рождения Государя Императора в Бодб. женск. монастыре Тифл. губернии. 1904 г.

Свидетельство о Христе. Сказано в день Вознесения Господня и Рождения Государя Императора в Бодб. женск. монастыре Тифл. губернии. 1904 г.

И будете Мне свидетели во Иерусалиме же и Самарии, и Иудеи и даже до последних (пределов) земли.

Свидетелями Господа Иисуса Христа повелено быть ученикам Его. До последних пределов земли завещано им возвестить принесенное на землю с неба Евангалие царствия Божия, которому надлежит быть проповеданным всему миру и в слух и во свидетельство язычникам...

Великое посольство апостолов в мире! Велико им и обетование Господа: «Я с вами во все дни до скончания века». Не потому ли они, как сказано в Евангелии, и возвратились с радостью с горы Елеон в Иерусалим, хотя расстались с Господом, хотя, по-видимому, должны были печалиться, ибо видели собственными очами Его восшествие от земли на небо, ибо получили в завещание подвиг проповеди, за который, как и Сам их Божественный Учитель предрек им, им готовились беды и напасти, гонения, раны, темницы, мучения и смерть?

Возлюбленные! Радость обетования Господня при Его вознесении дана не одним апостолам; она со всеми верующими, а следовательно, и с нами со всеми во веки. Когда говорил Он Марии Магдалине: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему», – Он говорил тогда всем верующим в мире. Когда Он обещал пред вознесением: «Я с вами во вся дни до скончания века», – Он обещал это всей Церкви, Им основанной, всем ученикам Своим, кто бы они ни были, где бы и когда бы они ни жили. Оттого-то и взываем мы радостно в сорокадневный праздник Воскресения: «О, божественного, о, любезного, о, сладчайшего, твоего гласа! С нами бы неложно обещался еси быти до скончания века, Христе, его же вернии, утверждение надежды имуще, радуемся».

Но с радостью вечного пребывания со Христом имеем мы пред глазами и Его завещание: будете Мне свидетелями – до последних земли. Не к одним только апостолам относилась и эта заповедь. Ибо было собрание до 500 верующих, когда Он явился им на горе Галилейской и всем, и на все века сказал: шедше научите вся языки... И всем заповедано в молитве Господней просить Отца Небесного о том, чтобы святилось и славилось имя Его, и чтобы пришло Его царствие...

Как же, спросите, как мы можем быть Ему свидетелями? Как можем проповедывать евангелие Его царствия? Разве это лежит на обязанности не одних пастырей и учителей? Как простые люди, не призванные к учительству, неученые, бедные, безвестные, уединенные от мира, мы можем поучать мир?

О, воистину, безмерно широка и многообразна проповедь о Господе! И кто знает, кто больше содействовал и содействует ей: люди ли словесного и даже златословесного учительства, или простые сердца, простые верующие, которые в века былые широкою рекою благовестия, выраженного самою своею жизнью, пронесли по всему миру славу и силу имени Христова! Неисповедимы судьбы Божии, и в мироправящем Промысле все устроено так, что и так называемое великое и малое направлено к единой и вечной цели.Так в сложной машине и маленький винтик, и большое колесо – все рассчитано, пригнано и примерено, и все важно для дела.То же самое – все члены Церкви.

И мы, как бы ни были просты, как бы ни были бессильны: все мы, каждый в своем кругу! каждый по своим силам и по обстоятельствам, служим Христову благовестию.

И каждый самый простой иерей, возглашая: «Благословенно царство Отца и Сына и Св. Духа», – совершает апостольское дело. И самый препростой диакон одним кратким призывом: «миром Господу помолимся» уже свидетельствует о Господе. И последний клирик, взывая «Господи, помилуй», и молчаливый страж в церкви, возжигая свечу, убирая храм, подавая кадило и ударяя в колокол; и последний мирянин, устроив дома икону и лампаду, научив детей вере, исполнив долг исповеди и причащения, и каждый самый скромный труженик школы, заронивший в душу ребенка семя веры, и каждый самый скромный ученик, с усердием слушающий в школе слово благочестия, и самая безвестная из вас монахиня, совершающая свое молитвенное правило, и последний прохожий, только перекрестившись около храма: все, все мы и каждый в отдельности, чрез это приобщаемся к апостольскому делу проповеди и свидетельства о Христе пред всем миром. А вот еще всем и всегда доступное высшее и лучшее свидетельство: свидетельство жизни благочестивой и богоугодной, наглядное приложение и исполнение заповедей Евангелия!

Апостол в послании к коринфянам пишет современным ему христианам: немногие из вас мудры, немногие знатны. Но эти немудрые и незнатные силою примера высокой христианской жизни без слов так красноречиво проповедали Евангелие, что через три столетия, несмотря на гонения и преследования, весь мир, и все мудрое, и все знатное склонилось к подножию Креста Господня, и он засиял на короне державных царей, недавних гонителей христианства. Позвольте в пояснение привести лишь один пример из жизни древних христиан.

Было однажды страшное моровое поветрие в языческом городе, люди умирали тысячами, все были объяты страхом. Забыв милосердие и братолюбие, язычники заботились каждый о себе. Больные лежали без призора; свои близкие, боясь заразы, оставляли их на произвол судьбы, лишая кружки воды и куска хлеба; мужья оставляли жен, дети бросали родителей и наоборот; мертвые без погребения валялись по улицам города. И вот тогда-то явились на помощь несчастным прежде гонимые в этом городе христиане. Они бескорыстно стали служить больным, хоронили мертвых бесстрашные в своей любви к гонителям. И что же? Когда окончилось моровое поветрие, не нужно было уже проповедывать Христа, – без проповеди, без убеждения город весь стал христианским.

Это было истинное и самое сильное и решительное свидетельство о Христе пред язычниками, во исполнение слова Господа нашего и Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех».

Итак, да не смущается никто заповедью относительно свидетельства о Христе: оно всем и всякому доступно в Церкви.

Но есть, возлюбленные, есть целые народы, несущие во главе с царями своими дело апостольское, есть народы, как бы особенно избранные для того, чтобы свидетельствовать миру о Боге Истинном, а язычникам – о Христе, об Его Церкви, об Его спасении.Таков в Ветхом Завете был народ Израильский. В Новом Завете – вы сами узнаете этот народ: это – святая Русь. Испокон веков несла она Крест и проповедывала Евангелие и на далеком Севере, и в равнинах Европы, и в глубине Азии; испокон веков отстаивала она Крест Господень от нападения врагов, и только Господь Единый ведает, сколько крови пролила Русь святая в защиту веры!

И теперь такая точно война ведется Россией на Дальнем Востоке. Полчища язычников, за которыми дремлют, но готовы пробудиться новые необозримые их миллионы, устремилась на православную Россию. Мы не хотели и не ждали войны, и потому она особенно тяжела для нашей родины.

Но Россия ведет войну в защиту Креста, во свидетельство языком – до последних земли. И молим мы: да благословит Господь оружие Крестоносного Императора нашего, день рождения Которого мы ныне празднуем. В нынешний день и в настоящие минуты Государь находится далеко от Своей столицы – среди войск, отправляющихся на войну. Он благословляет Свое воинство на брань. Да станет с ними над ним вся благословляющая Россия, а над ними – Сам благословляющий Христос. Призовем всеми молениями сердец это Божие благословенье Царю и России. Много крови наших братьев прольется, много и долго будут литься в России в городах и деревнях горючие слезы об убитых сыновьях, мужьях и братьях...

Господи! Призри на скорбь народную, призри на слезы вдов и сирот и оставленных престарелых родителей! Вниди, Господи, в воскликновении и в гласе трубном, пройди пред лицом воинства нашего! И как в дни былые Ты дал нам хребет нечестивых супостатов и даровал нам водрузить Крест над мусульманским полумесяцем, так и ныне сподоби Русь святую вознести сияющий Крест Твой и над гордым языческим знаменем Восходящего Солнца! Аминь.

Наверх