Среда шестой седмицы Великого поста. О смиренномудрии (изъяснение шестого прошения молитвы преподобного Ефрема Сирина). 1961 г.

Среда шестой седмицы Великого поста. О смиренномудрии (изъяснение шестого прошения молитвы преподобного Ефрема Сирина). 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Господи и Владыко живота моего, дух смиренномудрия даждь ми, рабу Твоему, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Дорогие братия и сестры, в начале Великого поста, когда мы вступали только в первые дни святой Четыредесятницы, Церковь предлагала нам наставление, чтобы мы, постясь телесно, постились и духовно. И Церковь указывала нам, что истинный и приятный Богу пост есть «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (см. стихиры на стиховне вечерни вторника первой седмицы Великого поста). Таким образом, если мы, удерживаясь от пищи и пития, не удерживаемся в то же время от злобы, зависти, ненависти, зложелательства, осуждения, то, не евши хлеба, мы поглощаем ближнего и одною рукою созидаем, а другою разоряем.

Поэтому Святая Церковь нам с самого начала предлагала глубокосодержательную молитву преподобного Ефрема Сирина, которая своим покаянным смиренным духом пробуждала в нас чувства, стремления и желания добродетелей и отвращения от пороков. Шестым прошением этой молитвы преподобный Ефрем просит у Бога дать ему дух смиренномудрия: «Господи и Владыко живота моего, дух смиренномудрия даждь ми, рабу Твоему».

В чем состоит смиренномудрие? Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрывать в себе доброе, искоренять все злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий. Святые отцы и учители церкви не находят слов для восхваления этой добродетели. «В душах смиренных почиет Господь»,— говорят они. Не спасет нас ни подвижничество, ни бдение, ни другой какой труд, если не будет при сем истинного смирения. Но, несмотря на высокое достоинство и значение этой добродетели, в нас мало христианского смирения. Дух явной или тайной гордыни и тщеславия преобладает между нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко — о других. Даже те, которые по самому положению своему должны бы были смиряться, не хотят смиряться перед старшими: каждый возвышает себя и превозносит, а унизить и смирить себя не хочет. «Да хуже ли я других?» — говорят обыкновенно. Возвышая, восхваляя себя и унижая, презирая других, станем ли мы со смирением служить другим? Превознося себя и желая первенства над другими, почти никто не помышляет о необходимости смиренно служить всем и каждому. Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг существует взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть, ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры. А добродетель смирения приходит чуть ли не во всеобщее забвение. Между тем эта добродетель — самая любезная из всех добродетелей. Сам Господь свидетельствует о Себе: «На кою воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2).

«Смиренномудрие,— говорит преподобный Симеон Новый Богослов,— заключает в себе послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за всё... за славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность».

Еще более признаков истинного смирения указывает преподобный Ефрем Сирин. Сюда относится: никого не осуждать, не унижать и не оклеветывать, говорить тихо, спокойно, редко, ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но, если говорит кто хорошо, сказать ему «да», а если худо, отвечать «сам знаешь»; быть в подчинении и гнушаться своей воли, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему, с радостию переносить обиды, уничижения; любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения.

Основа смирения и смиренномудрия — в самоуничижении ради Христа, в отказе от себя, от своей гордости и самопревозношения. «Все, подчиняясь друг другу, — говорит святой апостол Петр, — облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию» (1 Пет. 5, 5—6). Как трудно подчиняться друг другу и почитать других выше себя! Трудно, потому что все мы явно или тайно ставим себя выше других, и, кажется, ничего нет труднее для нас, как искренне, от глубины души признать себя хуже, грешнее, слабее, ничтожнее, виновнее всех других людей. Если мы иногда на словах и готовы признать это, то неискренне, лукаво, горделиво, ибо в глубине души остаемся при том же мнении, что если мы не лучше, то уж, во всяком случае, и не хуже других. Для нашей гордости признать себя хуже, ничтожнее других — значит совершить над собой самоубийство. Поэтому она не позволяет нам сказать правду о себе самих. Она всегда держит нас в самообольщении, в повышенной оценке своих качеств. Кто из нас искренно может сказать о себе: «Я ничто, я хуже, грешнее, виновнее всех людей?» Мало кто, хотя бы и был самым преступным человеком. А это и значит, что смирение, смиренномудрие, как небо от земли, далеко от нас.

Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремление служить другим. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, мы должны всегда помнить, что этой добродетели прямо обещана награда и что гордость ненавистна и Господу и людям, смирение же привлекает благоволение Божие и людей. Кто высоко думает о себе, высоко ставит себя, гордится, собой занимается, а к другим относится с небрежением, тот мал, низок и мерзок пред Богом. «Что высоко у людей, — говорит нам слово Божие, — то мерзость пред Богом» (Лк. 16,15). Господь гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Всякий возвышающий сам себя унижен будет (Лк. 14, 11). Кто высоко думает о себе, тот мал и низок и в глазах людей. Напротив, кто имеет смирение и смиренно служит другим, тот будет возвышен Богом и почтен людьми. «Блажен, — говорит святой Исаак Сирин, — кто смиряет себя во всем, потому что будет он возвышен. Посему умаляй себя во всем пред всеми людьми, предваряй всякого своим приветствием и поклоном и будешь почтен. Унижай себя ради Бога и не узнаешь, как умножится слава твоя. Всю жизнь свою признавай себя грешником, чтобы во всей жизни своей быть оправданным. Будь невеждою в мудрости своей, а не кажись мудрым, будучи невеждою. Будь, по учению Спасителя, слугою и рабом во благо всем ближним, и ты придешь к совершенству и превосходству».

Побуждая себя к смирению, мы должны всегда иметь в виду, что без смирения все добродетели наши и все подвиги не могут иметь цены пред Богом. «Без смирения, — говорит святитель Тихон Задонский, — не полезна молитва бывает. Без смирения истинное покаяние быть не может, но есть притворное и ложное, которое только на устах, а не на сердце имеется». — «Без смирения, — говорит преподобный Исаак Сирин, — напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». Преподобному Арсению Великому ангел Господень показал раз такое видение. Стояла отворенная церковь, и вот два мужа несли к той церкви бревно и хотели пройти в двери церковные, но не могли, так как несли бревно не в длину его, как бы следовало, а стояли оба рядом и, не желая уступить один другому, хотели войти в церковные двери оба в одно время, а потому и остались за дверями, не будучи в состоянии войти в отворенную церковь. Преподобный Арсений спросил ангела, что значит виденное. И ангел объяснил ему таким образом: «Сии люди, несшие бревно, изображают собою мужей добродетельных, но гордых, которые не хотят смириться друг перед другом, посему и не входят в Царство Небесное, но остаются вне по гордости своей».

Чтобы возбудить в себе дух смирения и стремление служить другим, мы должны чаще взирать на пример Господа нашего Иисуса Христа. «Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться? — говорит святитель Тихон Задонский. — Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей? Сын Божий не для того и приходил на землю, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Нам ли высокомудрствовать о себе и уничижать других? Нам ли не нести трудов и жертв для блага ближних? Все добрые христиане в высоком примере своего Господа находили сильнейшее побуждение смирять себя пред Богом и людьми и всегда оказывали друг другу взаимную уступчивость и услужливость. Так, например, великий святой муж преподобный Макарий Египетский не постыдился и не поленился из пустыни сходить в город Александрию только для того, чтобы доставить утешение больному отшельнику — купить и принести ему некую пищу, которой больной пожелал. Подобного рода услуги ближним своим старались оказывать и все истинно великие и истинно святые люди.

Будем же стараться научаться этой добродетели и мы, дорогие братия и сестры, памятуя, что смирение возносит человека, а гордость низвергает в бездну и лишает благодати Божией. Наипаче будем усердно молиться и просить Господа: «Господи и Владыко живота моего, дух смиренномудрия даждь ми, рабу Твоему, яко благословен еси во веки веков». Аминь.

16 (29) марта 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх