Собор Пресвятой Богородицы Об отношении к скорбям. 1961 г.

Собор Пресвятой Богородицы Об отношении к скорбям. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем второй день великого праздника Рождества Христова. Этот день называется днем Собора Пресвятой Богородицы, потому что в древности первые христиане на второй день праздника Рождества Христова собирались в храм, чтобы прославить Божию Матерь, Которая дала земле Спасителя мира. Она явилась виновницей нашего спасения. Своим смирением, послушанием воле Божией, чистотой, святым целомудрием Она сподобилась стать Матерью Христа Сына Божия. Сегодня же Церковь прославляет Иосифа Обручника, святого пророка и царя Давида и брата Господня Иакова, который был впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви. Евангельское чтение сегодняшнего дня весьма назидательно повествует о бегстве Святого Семейства в Египет. Евангелист Матфей сообщает: «Когда волхвы отошли иным путем, тогда Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские, и придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, 13—23).

Бегство Иисуса Христа в Египет, предпринятое по наставлению ангела Господня для того, чтобы не подвергся Он смерти, замышленной Иродом, представляет и нам пример для руководства нам на путях нашей жизни. И с нами в разных видах может встретиться подобное тому, что было с нашим Спасителем, то есть опасности и гонения. Когда предвидим какую-нибудь опасность для жизни или опасность, угрожающую нашему здоровью или благосостоянию, не надобно безрассудно идти навстречу опасности. Святой закон Божий и здравое рассуждение внушают нам заботиться о сохранении жизни и благосостоянии как о дарованиях Божиих, обязывают нас устраняться от предусматриваемых опасностей, если это не противоречит нашим нравственным обязанностям, ради которых человек должен охотно жертвовать всем и даже своею собственною жизнью. А когда таких случаев нет, тогда надо поступать, как поступал Спаситель, — не вдаваться в опасности, уклоняться от них, сколько возможно, не ожидая для нашего спасения каких-либо чрезвычайных промыслительных средств Божиих свыше, а пользоваться теми, которые находятся в наших руках. Некоторые говорят: дескать, я, несмотря на опасности, предаюсь воле Божией; если угодно будет Богу, то Он сохранит меня. Разве у Сына Божия не было чудес ради Своего спасения от Ирода? Он и теперь мог представить, если бы восхотел, в защиту Свою более, нежели двенадцать легионов ангелов, но вместо этого употребляет естественные средства: старца и Матерь, бежит, подобно последнему из сынов человеческих, в Египет и таким образом спасает Себя. Так и нам должно поступать — пользоваться своими естественными средствами, а не искушать Господа ожиданиями в нашу защиту чудес и знамений, кои никогда не расточаются без крайней нужды.

И, во-вторых, взирая на Божественного Младенца, спасающегося бегством в Египет, и помышляя, с какими трудностями сопряжено было это путешествие и для Него, и для Матери со старцем, мы должны восприять дух мужества и терпения и прогонять от себя мысль, которая внушает, что нам ни к чему скорби и напасти, они не свойственны нашей природе. Мы должны знать, что тот, кто хочет работать Господеви и служить Ему, тот именно должен, по слову премудрого Сираха, уготовать свою душу во искушение (Сир. 2 , 1). Истинный христианин есть всегдашний воин и подвижник, за это его ожидают покой и награда — то, о чем сказал святой апостол Павел, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Но где это его ожидает? Не здесь, на земле, а там, на небе. Здесь же многи скорби праведным ( Пс. 33, 20), и терпением вашим спасайте души ваши, как говорит Спаситель ( Лк. 21, 19).

Имея в виду все это, и мы терпением совершаем свой подвиг спасения, взирая на Начальника и Совершителя веры, Господа Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему славы, претерпев бегство во Египет, нерадев о уничижении и таким образом прошед всю лествицу уничижений и страданий, седе одесную престола величествия на высоте (см.: Евр. 12, 2). Ему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Наверх