Слово в субботу пред Богоявлением. О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении

Слово в субботу пред Богоявлением. О почитании субботы, Крещении Господа на Иордане и о нашем Крещении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, празднуем субботу, которая предшествует великому дню Богоявления Господня. На первый взгляд, праздник это довольно странный. Ведь мы уже отмечали предпразднство Богоявления, скоро будем отмечать и Крещенский сочельник (навечерие) – зачем же нам еще одно «предваряющее» торжество? И почему именно суббота, а не воскресенье?

Может показаться, что это совершенно два разных вопроса – но на самом деле ответы на них тесно связаны между собой. И начинать лучше всего со второго из них.

Все мы помним, как звучит четвертая из десяти заповедей, дарованных Господом пророку Моисею на горе Синай и с тех самых пор по сей день составляющих одну из основ Закона Божиего: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему, не делай в оный никакого дела (Исх.20:8-10). Да, суббота в те времена была именно седьмым, последним, а не шестым днем недели; на седьмом месте она по-прежнему стоит во многих странах мира, а до революции была седьмым днем и в России (начинать неделю с понедельника впервые в мире начали в Советском Союзе).

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, как знаем мы из Евангелия, совершилось в первый день древней недели, «единый от суббот», то есть первый после субботы (или, как мы бы сейчас сказали, в ночь с седьмого на первый день – ведь отсчет дней в те времена начинался не с утра, как у нас, а с вечера предыдущего дня, и именно так до сих пор считает дни Православная Церковь). Поэтому впоследствии у христианских народов этот день, вместо прежнего «первый», получил название «день Господень» или «воскресенье». И, естественно, день этот приобрел особенное значение для христиан, именно в воскресенье стали совершаться еженедельные праздничные службы и собрания (хотя они могли проводиться и в другие дни, но воскресенье всегда выделялось особо), и вообще всячески подчеркивалась святость воскресного дня.

А что же суббота? Неужели мы, христиане, забыли четвертую заповедь?

Именно в этом нередко обвиняют нас различные еретики, например, так называемые «адвентисты седьмого дня». Но если бы эти обвинители дали себе труд хотя бы немного ознакомиться с православным богослужением и канонами, они бы убедились, что их обвинения совершенно безосновательны.

Да, Православие, наряду с воскресеньем, до сих пор чтит день субботний. Субботние богослужения, как и воскресные, отличаются особой праздничной атмосферой; в субботу, как и в воскресенье, святые каноны запрещают поститься (во время многодневных постов это выражается в послаблениях поста – например, даже в Великий пост по субботам и воскресеньям разрешено вкушение вина), в то время как католики самочинно и противоканонично установили традицию поста в субботу, что послужило одинм из пунктов их расхождений с православными; в дни Святой Четыредесятницы Литургию не разрешается служить ни в какой другой день недели, кроме воскресенья и субботы. И совсем не случайно в традиционно христианских странах и воскресенье, и суббота – выходные дни.

Конечно, сейчас мы уже не соблюдаем правила о субботнем покое («we делай никакого дела») так строго, как это делалось в ветхозаветные времена. Этим славятся иудеи, продолжающие мелочно соблюдать субботний покой. Христианство же, по сути, отменило заповедь о субботе вкупе с заповедями об обрезании и прочими мелочными установлениями Ветхого Завета, хотя и оставило некоторое уважение к субботнему дню. И это не потому, что мы не хотим исполнять четвертую заповедь Господа, а потому, что новозаветная эпоха, наполненная радостным сознанием окончательного примирения рода человеческого с Богом, – это эпоха значительно большей свободы духа, нежели ветхозаветная, когда безраздельно властвовал Закон. Вообще же не будет ошибкой сказать, что православные христиане вовсе не отменили «святой день покоя», – наоборот, таких дней у нас теперь даже два: суббота и воскресенье. Просто покой этот – иной, более соответствующий новозаветной эпохе, когда мы уже можем напрямую общаться с Богом и все сферы нашей жизни оказываются проникнуты Духом Святым. Покой этот не столько бытовой, практический – сколько духовный.

Но все же Церковь советует нам в эти дни, по возможности, отстраниться от повседневной рабочей и бытовой суеты. И в особенности это касается воскресного дня. Можно сказать, что христиане переносят акцент «дня покоя» с субботы на воскресенье, суббота в христианстве уступает свое первое место воскресному дню. Но христиане не делают этого с обрядовым фанатизмом, как у иудеев. И если Христос повелевал делать добрые дела в субботу, то тем более нам это повелевается делать и в субботу и в воскресение. Поэтому ни о какой полной бездеятельности для христианина речи не идет. Но в некотором роде следует отстраниться – чтобы серьезно (а не как обычно, на бегу) задуматься о Боге, о своих отношениях с Ним, о своей жизни, которая во многих чертах может быть, увы, весьма далека от христианского идеала. Задуматься, чтобы начать исправлять эти отношения и эту жизнь.

Субботний же покой имеет и еще одну составляющую: свобода от суеты в субботу призвана помочь нам задуматься не только непосредственно о Боге, но и о святом дне, следующем за субботой, достойно подготовиться к его встрече. Обычно этот день – воскресенье, в который мы вспоминаем Воскресение Христово. Нынче же за субботой следует не только воскресенье, но и другой великий день – праздник Богоявления. Потому-то Церковь и отмечает особо субботу перед Богоявлением – отмечает, призывая нас в этот день особенно тщательно отрешиться от повседневных забот и задуматься о грядущем празднике.

Сейчас, в преддверии торжества Богоявления, мы должны вспомнить и понять, что же произошло с каждым из нас во Святом Крещении, к чему призывает нас этот страшный и благодатный дар Господень.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? (Рим.6:3) – вопрошает апостол. Мы крестились в смерть. Когда входили мы в освященную воду, когда звучали над нами священнические молитвы, незримо облегали нас Крестные страдания, умирание Спасителя мира. А наши тела не страдали, наши души ощущали не страх и боль, а свет и радость, потому что безболезненно в нас умерло «тело греха», то есть власть страстей и прошлых грехов над нами, и мы родились в новую – духовную жизнь: Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим.6:6). Кто или что умирает в крещаемом? По слову апостольскому, Крещение убивает в человеке блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол.3:5). Таинство духовного рождения умерщвляет в нас гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст (Кол.3:8). Крещение погребает в нас диавольские семена, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол.3:6). Во святой купели находит смерть наш «ветхий человек», недостойный Пречистого Создателя, неспособный войти в вечное Царство добра и света. А рядом с этой смертью всего проклятого и злого, что заключено в нас, происходит рождение нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4:24). По слову блаженного Феофилакта Болгарского: «как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь, так и Бог не подправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? Святым Духом». Такова эта счастливейшая смерть – дар Божий, приносящий надежду на воскресение и вечную жизнь.

Без трудов и заслуг, даром мы получаем то, что Один за всех выстрадал Распятый Христос.

Счастлив, кто действительно умер и возродился таким образом. Верному, хранящему в себе Божественную благодать, уготованы не призрачные и смертные земные удовольствия, а бессмертное блаженство в любви Небесного Отца, жизнь с Богом и в Боге: Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога (Рим.6:8-10).

Однако купель Крещения не конец и венец, а лишь начало духовного пути христианина. Душа, очищенная от первородной скверны и осененная Духом Святым, должна еще пройти закалку земными испытаниями. Да, для крещеных уже не царствует грех в смертном теле, чтобы повиноваться ему в похотях его (Рим.6:12). Но, освободившись от диавольского рабства, человек не принуждается к праведности – он просто обретает всю полноту свободы воли вместе с великими дарованиями Святого Духа, которые он должен возгревать и увеличивать в себе, а не зарывать в землю. И за них мы все дадим ответ на Страшном Суде Христовом. Благодать Божия никого не насилует. Принявший Крещение делается совершенно свободен в выборе между добром и злом. Дальнейшая его судьба во времени и вечности определяется его верностью или неверностью Вселюбящему Богу. Таинство Крещения для принявшего его есть еще не достижение, а только средство к достижению Царства Божия. Можно сказать, что совершенное единожды Таинство Крещения должно длиться в течение всей земной жизни христианина. За дарованным от Господа освящением должно последовать самоосвящение верного в борьбе с мирскими обольщениями, с греховными привычками и страстями в себе и с диаволом. Поэтому святые отцы говорят о «двойной смерти и двойном умерщвлении ветхого человека», о двойном освящении человека обновленного. Первое есть дар Божий, второе добывается в сочетании нашей доброй воли с всесильной Божественной благодатью.

Великий урок дает нам каждое событие земной жизни Иисуса Христа. Так, за Крещением Спасителя последовало отнюдь не прославление Его, нет, – немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там… искушаем сатаною (Мк.1:12–13). Вот так и мы, познав Божественный Свет Крещения, должны преодолеть духовную пустыню, победить соблазны лежащего во зле мира.

Победу над диавольским коварством Пречистый Иисус одержал через подвиг – пост, молитву, смирение, послушание священным заповедям. Разорвав сети лжи, Единый Безгрешный, имеющий всякую власть по Своему Божеству как Сын Божий, и по человечеству Своему получил ту богоданную власть над природой, которую имел праотец Адам до грехопадения: Спаситель был в пустыне со зверями (Мк.1:13). Внутренней стойкостью в добре и послушании воле Божией по Своему человечеству отогнав от себя силы тьмы в искушениях в пустыне, Христос привлек к Себе небесные Силы: И Ангелы служили Ему (Мк.1:13) как Сыну Человеческому так же, как прежде Сыну Божиему. Точно так же искренне подвизающемуся в благочестии христианину уже ничто не страшно в этом мире, и его осеняет покров мира Горнего.

Но нет пользы и от величайших даров Господних тому, кто не умеет их беречь, кто, и восприняв очищение, остается похотлив на злое (1Кор.10:6). Пустыня падшего мира губит малодушных, зыбучие пески греха поглощают изменников. Как о грозном предостережении, напоминает апостол о судьбе древних израильтян, выведенных из египетского рабства, но так и не достигших земли обетованной. Эти люди видели великие чудеса и благодеяния Господни, перед ними расступалось море, их вел огненный столп, они ели манну с неба и пили воду из камня. Израильтяне были избранным народом, получившим от Бога древний Закон, – явленные им блага были образом благодати Спасителя: Все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос (1Кор. 10, 4). Но они продолжали вздыхать о «египетских мясах» привычного рабства, роптали на Бога, делали себе идолов – и почти все погибли в пустыне, не дойдя до желанной цели.

Род же христианский обладает полнотой Божественных даров – уже не образом, а самой спасительной благодатью. Но как часто мы, сыны Нового Завета, забываем, что ветхий наш человек распят со Христом (Рим.6:6). Увы! Как часто мы ласкаем и нежим своего зловонного «ветхого» мертвеца, словно реанимируя его впадением во всяческую нечистоту. Крещенные Крещением Спасителя в Его Церкви, искупленные Кровью Его, мы своевольно следуем за греховными соблазнами и тем попираем свое бессмертие, вновь делаемся ветхими людьми, истлевающими в обольстительных похотях (Еф.4:22). Так отпадаем мы от Источника вечной жизни, и уже не для нас звучит праздничное песнопение: «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и Воскресения! – Христос ныне возвещает».

Совершение греха для христианина есть утрата спасительной благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тот, кто вышел из купели Богорождения, то есть Святого Крещения (которое животворит или, лучше сказать, Боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевной смертью, грех им более не обладает. Хотя возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный; но если согрешит верный, он уже перестает быть верным. Он изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами. Если согрешивший желает снова войти в Церковь, он подвергается церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыжением, бесчестием, слезами и воздыханиями, и не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратится к нему, как была дарована в Святом Крещении».

Поддавшись демонскому внушению, разрешив себе тот или иной «грешок», человек теряет помощь Всевышнего и за один миг может утратить духовные плоды, скопленные трудами многих лет благочестивой жизни. Преступление Господних заповедей не случайно называется грехопадением. Это именно падение с высоты – или на острые скалы беззакония, калечащие душу, или в липкую трясину порока, ядовитыми испарениями наполняющую наш внутренний мир.

Да, Всещедрый Бог, зная слабость человеческой природы, дал нам еще одно средство к духовному возрождению – покаяние. Но вот хватит ли сил для истинного покаяния тому, кто позволил сатане опутать себя прочными цепями греха? Закосневая в нечистоте, грешник пытается лукавить с Правосудным Создателем, откладывает покаяние все дальше, «на потом», – и иссякает долготерпение Всевышнего, наступает смерть, внезапная и страшная, ведущая в ад.

По слову святителя Василия Великого: «Не торгуй благодатью, не говори, закон прекрасен, но грех приятнее. Удовольствие – диавольская уда, влекущая в пагубу. Удовольствие – матерь греха, а грех – жало смерти».

Да, Господь бесконечно милосерд, каждого падшего он призывает встать. Каждому грешнику, как бы глубоко и преступно ни было его падение, Небесный Отец дает возможность вновь возродиться, обновить в себе крещальную благодать, вернуться на путь спасения. Но мучительно и ненадежно возвращение отпавших блудных сыновей, бродящих в чужих краях и питающихся свиным пойлом греха. Насколько легче, светлее, наконец, честнее не уходить из Отчего дома, хранить верность Любящему Господу.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

На жестокую Крестную смерть Спаситель дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:14). Сподобившиеся креститься в смерть и Воскресение Христово, призванные к славе сынов Божиих, мы должны быть достойны Божественной Жертвы и Божественной Любви. Так да не оживает в нас, освященных и облагодатствованных, смертное тело греха, но да расцветает и умножается в нас благодать Святого Духа, просвещая наши сердца и просветляя любовью мир вокруг нас. Что же для этого нам надо делать? Ответ нам дает святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении: Духа не угашайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:19, 21–23), Которому подобает всякая слава, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Наверх