Любовь к Богу и любовь к ближнему - основание жизни вечной (Лук. 10:25) (притча о милосердном самарянине) Слово в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице

Любовь к Богу и любовь к ближнему - основание жизни вечной (Лук. 10:25) (притча о милосердном самарянине) Слово в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице

Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лук. 10:25)

Вопрос о вечной жизни – вопрос давний. Потребность в удовлетворительном разрешении его чувствовалась всегда. Мудрецы глубочайшей древности пытались уяснить его себе, но их сильные умы в этом деле показали только свое бессилие. Милосердый Господь в законе, данном еврейскому народу, помог нашей немощи, утвердил мысль нашу о вечной жизни, показал и самый путь, коим мы можем достигнуть ее. Возлюби Господа Бога твоего прежде всего и больше всего, и ближнего твоего, как самого себя, – поступай так и будешь жить: вечноблаженная жизнь будет твоим уделом! Кажется, просто и ясно. Но евреи затруднились исполнением этой ясной воли Божией и надежным ей руководством к жизни вечной не воспользовались. Из Евангельского чтения нынешнего дня мы видим, что во время Спасителя вопрос о вечной жизни стал опять вопросом, требующим разъяснения. Законник, даже законник, то есть человек, нарочито изучивший закон Божий, спрашивает Спасителя: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Дело в том, что руководители еврейского народа, в предположении уяснить ему волю Божию и таким образом помочь исполнять ее, своими толкованиями напустили такой мрак, что исполнение воли Божией стало невозможным. Принявшись разъяснять, кого нужно считать ближним, они решили, что иностранца нельзя считать ближним – из уважения к своей национальности; иноверца тоже нельзя признать ближним – из уважения к собственному исповеданию веры; и врага нельзя считать за ближнего – из уважения к своему покою и благосостоянию. Затем, принимая во внимание известное непостоянство человеческих симпатий и антипатий, путем отрицания пришли к убеждению, что между людьми вообще трудно найти ближнего. Отсюда вопрос: кто же ближний мой? В разрешение этих ухищрений еврейской казуистики Господь и предложил притчу о милосердном самарянине. Вы знаете ее; она читана в нынешнем Евангелии. Смысл ее тот, что ближнего надо видеть в каждом человеке, и со своею помощью надо спешить ко всякому, кто нуждается в ней, не различая ни его национальности, ни его верований, ни чьих-либо симпатий и антипатий.

Благодарение Господу! Нам нет надобности узнавать, что делать, чтоб наследовать жизнь вечную. Родившись и воспитавшись в христианском семействе, мы с малых лет научены Закону Божию! Затем личным наблюдением, размышлением и чтением Слова Божия мы, конечно, достаточно уяснили себе волю Господню о призываемых ко спасению так, что вопрос о жизни вечной для нас есть вопрос уже решенный. Всякий из нас хорошо знает, что любовь к Богу и любовь к ближнему есть то прочное основание, на котором зиждется наше право на вечноблаженную жизнь. Надобно только пожелать, чтоб знание это не оставалось в нас бесплодным, не лежало как мертвый капитал, но выражалось бы в соответствующих ему делах. Господь сказал (Апостолам): хорошо, если вы знаете, но вы блаженны будете, если и исполните это (Иоан. 13:17).

Не спрашиваю: желаете ли вы вечной жизни? В этом не может быть ни малейшего сомнения. Но нахожу нужным напомнить, что, желая наследовать блаженную жизнь в ожидающей нас вечности, недостаточно только стремиться к ней мыслями или желаниями; к этому нужно присоединить еще и дело, именно нужно точное и усердное исполнение воли Божией, потому что любовь к Богу – первое условие блаженной жизни – есть не иное что, как исполнение Его заповедей. Он Сам сказал: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14:21). Любя же Бога, нужно любить и ближних наших, как детей общего Отца всех Бога, как соучастников Христовой благодати, сонаследников вечной жизни. Нужно любить их так же, как самих себя, всемерно заботясь об их преспеянии в христианской жизни, поощряя их к тому и собственным добрым примером, и благовременным вразумлением, и молитвою к Богу о помощи. При этом не следует забывать и телесных их нужд; по Апостолу, благотворение и общительность, то есть участие в положении другого, есть жертва, угодная Богу (Евр. 13:16), одно из осязательных доказательств нашей любви к Нему. Обстоятельства настоящего времени особенно располагают желать, чтоб христианская благотворительность с нашей стороны выразилась не слабым вниманием к нуждам бедных наших сограждан. Никому не тайна, что жизненные потребности в городе стали крайне дороги; дороговизна эта чувствительна и для людей с обеспеченным состоянием. Что же сказать о бедных? Между тем настает холодное время, с ним являются и новые нужды: к недостаткам пищи и одежды присоединится и бедствие от холода. Вот, братия, случай показать и доказать нашу любовь к Богу и ближнему и таким образом подкрепить нашу надежду и наше право на наследие вечноблаженной жизни! Знаю, что существует предубеждение против бедности и особенно бедных. Видят, например, промышляющих бедностью или злоупотребляющих благотворительностью и смущаются, не хотят помогать и действительно нуждающимся из опасения быть обманутыми. Не отвергаю, зло существует, но не одобряю и предубеждения. Ужели потому, что кто-нибудь сделал зло, я уже могу не делать добра? Разве обязанность благотворить, возложенная на меня Господом, снимается с меня потому, что кто-нибудь злоупотребляет этой благотворительностью? Да ведь не все же и злоупотребляют! Следовательно, правильно ли рассуждать, что так как некоторые из бедных злоупотребляют благодеянием, им оказываемым, то не нужно обращать внимания ни на кого из бедных? Боюсь, чтоб и с нами не случилось то же, что было с евреями, искавшими ближнего. Увлекшись своими соображениями, они в целом мире не нашли ближнего. Если и мы пойдем по их следам, то, без сомнения, не найдем ни одного бедного, который был бы достоин нашего благотворения. Предубежденному нашему взгляду везде будут представляться только обманщики, лентяи и не стоящие внимания негодяи. И заповедь Божия останется буквою без приложения, и путь к вечной жизни – путь благотворения, открытый для всех, не приведет нас к цели, если мы не пойдем по нему, и самая надежда на вечную жизнь будет пустою мечтою. Нет, возлюбленные! Око предубежденное не есть свидетель любви. Истинная любовь, по Апостолу, вся терпит, всему веру емлет и николиже отпадает (1Кор. 13:4–8). Злоупотребление должно вызвать только осмотрительность в распределении благотворений, а не уклонение от обязанности помогать; то есть должно возвысить и усилить нашу любовь к бедному, заставить нас подумать, найти безопасный путь к предупреждению злоупотребления и таким образом к благотворению вещественному присоединить другое, высшее – душевное. Впрочем, в этом отношении и самый предубежденный из нас может быть спокоен. По милости Божией мы не бедны добрыми людьми. У нас есть Братство, при Братстве учрежден еще дамский комитет. Великодушно приняв на себя заботы о нуждающихся наших братьях, они с усердием вникают в дело благотворения. Три года достохвальной их деятельности, конечно, составляют верное ручательство благоразумия, усердия и честности. Примкните же к ним, примите участие в их трудах, и вы не погрешите в своей надежде на милость Божию.

Господь, заключая Свою беседу с законником, сказал: поступай так и будешь жить! Именем того же Господа скажу и я: полюбите бедных, как самих себя, примите участие в облегчении их затруднительного положения, и вечная жизнь, к которой все мы по природе стремимся, которой все жаждем, – будет вашим уделом. Аминь.

Наверх