Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в церкви Тифлисского Иоанникиевского епархиального женского училища, 21.11.1902 г.

Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в церкви Тифлисского Иоанникиевского епархиального женского училища, 21.11.1902 г.

Нынешний день есть по преимуществу праздник детей и праздник семьи. Посмотрите только, братья и дети, на эту икону празднуемого ныне священного события, перенеситесь к нему мысленно, и вы увидите умилительное, трогательное зрелище, чисто семейную картину. Престарелые родители Иоаким и Анна приносят в дар Богу то, что сами они получили, как дар, - единственную малолетнюю Дочь свою. Юная Мария, пока ещё разумеющая только разумом родителей, разлучается с близкими родными и послушно вступает в церковь Божию воспитатися пред Господем, как сказано в песни церковной. Её окружают юные девы-подруги. Маститый первосвященник Её приемлет и, весь объятый святым вдохновением, благословляет и родительский обет и детское послушание и вводит богоизбранную Отроковицу в неприступное и таинственное святая святых. Но святая семейная радость выступает за тесные пределы семьи и охватывает весь мир и видимый и невидимый: горние ангели вхождение Пречистая зряще удивишася, и Церковь земная доселе славит и празднует его светло и радостно. И есть чему и удивляться и радоваться. Кто мог знать, кто мог подумать, что здесь, в тиши храма, в скромном семейном торжестве, совершается событие, величайшее по своим неисчислимым благотворным последствиям для человечества? А между тем здесь было благоволения Божия предображение, здесь уже и предносилась и предчувствовалась несказанная тайна боговоплощения. Один из святых отцов Церкви образно говорит, что не может корабль, нагруженный бесценными сокровищами, пристать к берегу, если не найдет удобной пристани: так и бесценное сокровище искупления и боговоплощения как бы искало в Деве Марии пристани, достойной святыни, чтобы быть переданным людям и принятым на земле. И вот, ныне одушевленный храм - Богородица в храм Господень приводится Тому воспитатися в Божественное жилище, как говорится в слове песни церковной; здесь, во храме, достигла Она той нравственной чистоты, которая привлекла к Ней милость Бога и соделала достойною быть Матерью обетованнаго Спасителя. С тех пор история мира движется по другому пути, чем каким она шла до сего времени; с тех пор небо и земля соединились, человечество примирено с Богом, вход на небо открыт и вечное спасение людям даровано. Понятно теперь, почему событие введения во храм Богородицы радостно и торжественно празднуется святою Церковью, как одно из величайших проявлений Божия смотрения - божественного промышления о мире. Но если отдельное событие из жизни одной семьи может вырасти до значения всемирного и премирного, то и наоборот: событие всемирное может быть полно уроков и назиданий для всякой отдельной семьи. Иначе говоря, сегодня - не только праздник родителей и детей, но вместе с тем и наставление им, подаваемое свыше. И прежде всего к вам обращаем слова, дорогие дети-девочки. В отдаленной древности, сквозь таинственный сумрак грядущих веков богоотец Давид пророчески видел славного и великого Царя-Бога, высшего царей земных, видел около Него и превознесенную пред всеми Царицу - Матерь Божию и так говорит о Ней: Приведутся Царю девы вслед Ея, ближния Ея приведутся в храм царев, внутрь скинии Божьей (Пс. 44.) Ближние Её, девы грядущие вслед Её, это - вы, милые дети! И вы посвящены Богу, по образу Приснодевы; и вы введены внутрь скинии Божией, Церкви Христовой; и вы поставлены здесь, у алтаря Господня, воспитатися пред Господем. Вспомните же каждая ваших Иоакима и Анну - ваших отцов и матерей, вспомните их молитвы, их слезы, их заботы, труды, лишения, воздыхания о вас, и по образу юной отроковицы Марии, явите детское послушание их воле. Вспомните, что в эти светлые минуты вашего храмового и школьного праздника там вдали, в селах и деревнях, в горных поселениях, среди снегов, среди непроходимых ущелий, по всему лицу вашей родины ваши отцы и матери ждут от вас доброго плода учения. Исполните же любовно и охотно то, за чем они привели вас сюда. Учитесь в наказании и учении Господнем, со страхом Божиим, вырастая не в ожидании грядущих благ, не в сознании ваших будущих прав и преимуществ, а в предведении и предчувствии приближающихся к вам великих и святых обязанностей. Как будущие работницы в Церкви, как будущие и наиболее образованные члены общества, как будущие члены семьи, как будущие и наиболее сознательные носительницы заветов отшедших и отживших поколений, заветов веры, любви, чистоты, смирения, скромности, - вы нам милы и дороги, вы привлекаете к себе надежды не только ваших родителей, но и общества, и государства. Не оттого ли с такою чуткостью, с таким болезненно напряженным вниманием относятся к делу воспитания детей люди самых различных направлений. Печально зрелище борьбы этих направлений около школы и невинных детей, когда одним хочется воспитать их, по примеру Богоматери, под крылом Церкви, напоить их благочестием, внедрить и вдохнуть в них начала любви к Богу, к ближним, отечеству, любви и послушания Матери-Церкви, - а другим хочется оторвать детей от родной почвы, воспитать на началах чуждых и для этого прежде всего отчуждать и оторвать от Церкви. Печально зрелище этой борьбы; но да будет благословенно имя незабвенного почившего Царя-Миротворца, да будет благословенно имя нашего здравствующего возлюбленного Государя: Их воля о воспитании детей в нашем отечестве ясно и твёрдо высказана. Отечество нуждается в таких деятелях, которые воспитаны будут в духе православия и под кровом храмов Божиих. Растите же и вы, дети, под этою благостною сенью, живите, по примеру Богоматери, здесь, у храма Божия. Она провела свои детские годы при храме в трудах и молитве: молитесь и вы, трудитесь и вы, не будьте белоручками, обузой семьи и общества; Она начала своё воспитание полным послушанием воле родителей: сделайте то же и вы; Она закончила своё воспитание обетом всецело посвятить Себя Богу: обещайте и вы отдать сами себе и друг другу и весь живот свой Христу Господу - служить добру, бороться со злом, отдаться долгу, какой Господь укажет в жизни, всецело, безраздельно. «Никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк. 9, 62). А вам что сказать, родители, старшие, воспитатели? Пред вами Иоаким и Анна, приведшие Дочь свою ко храму Господа. Ему они вверили и отдали выпрошенное и вымоленное сокровище, бесценное, бесконечно дорогое, как только может быть дорого дитя отцу и матери. Слышите ли и вы голос нашего Спасителя: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им»? (Мк. 10, 14.) Видите ли кругом в жизни, что народились или, лучше сказать, выродились люди, к которым прямо и буквально обратить можно это гневное предостережете Господа? О, пустите детей приходить ко Христу, и во имя истинной любви к ним, во имя их блага не препятствуйте им. Вступит некогда ваше дитя в возраст, окружит его многошумная и многосложная жизнь людская, - и придут, придут дни печалей и скорбей, настанут дни горя и туги сердца и будут надрывать молодую грудь; зависть вокруг него сплетет свои сети, ненависть наточит свой нож.... Пустите ребенка теперь ко Христу, и он в будущем не озлобится, не останется одиноким без утешения; он будет знать, куда и к кому обратиться: в храме, в котором услаждался он дитятей, обратится он к Богу, хранителю своего детства; во святых алтарях Его, как бесприютная птица, найдет он себе храмину успокоения, и как бездомная горлица - гнездо свое... (Пс. 88, 4). Будут скорби, будут болезни и страдания, - он скажет с царственным пророком: ты скроешь меня, Господи, в селении Твоем в день зол моих (Пс. 25, 5). Объяли меня муки смертныя, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня и сети смерти опутали меня: в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему помолился, и Он услышал от чертога Своего голос мой и вопль мой дошел до слуха Его. (Пс. 17, 5-7). Уходили многие от веры и Церкви и долго, и много бродили по распутьям мира; но в кладенцах сокрушённых - в безводных колодцах мира они не могли утолить жажды своего бессмертного духа, не находили утешения, не могли заполнить пустоты души и сердца и в тоске, в унынии на пути своих скитаний иногда случайно попадали в Божий храм... И вдруг мановением чудной власти открывалось пред ними все прошлое, вспоминалось им далекое и милое детство с его горячею верою, осеняла их тихая радость, в душу входило чувство близости к Богу: и не раз бывало, что плакали сладко скорбные очи, трепетали молитвой закрытые для неё прежде уста, сами собою сгибались непослушные прежде колена, и приходили опять к вере и истине блудные дети Церкви.. А мы с вами, братья? Счастливы мы, если сохранили частицу детской веры, детских чувств, если умеем молиться по-детски! Детскими чувствами, в самозабвении слышим и мы тогда здесь, во храме, как бы бесшумный шелест чьих-то риз, как бы веяние и трепетание чьих-то крыл, чьё-то невидимое, но осязательное и сладостное присутствие: то Христос коснулся души нашей, воспламененной детскою верою, то ангелы глянули нам в душу и приникли в тайники её... Хотите ли детям этого счастья на всю жизнь, хотите ли, чтоб они не испытывали никогда ни мрачного отчаяния, ни ужасов мертвящего безверия, ни страха духовного одиночества, ни мук и терзаний блудного сына: тогда пустите их приходить ко Христу и не препятствуйте им! Пустите их, по примеру Иоакима и Анны, к вере, ко храму Божию и молитве, к религиозному научению и воспитанию; не препятствуйте, напротив, помогайте им в этом деле и словом, и лаской, и примером собственной жизни! Милые дети! Счастливы вы, что введены во храм вашими родителями и воспитателями, по образу Приснодевы. Её именем и радостью нынешнего праздника мы просим вас и молим: останьтесь детьми пред Богом навеки! Сохраните детскую веру, детское послушание Церкви, детские чувства и детское умиление молитвы, и, введённые во храм Господень, останьтесь в нём духом навсегда, до последнего вздоха вашей жизни! Аминь.

Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 162-168

Наверх