Слово в день Преполовения Пятидесятницы перед освящением воды. О воде жизни и бессмертия

Слово в день Преполовения Пятидесятницы перед освящением воды. О воде жизни и бессмертия

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Глоток чистой родниковой воды – что может быть слаще в долгой дороге? Странствовавшие под палящим зноем, вершившие тяжкий труд, превозмогавшие усталость знают это счастье – вбирать в себя свежую влагу, такую простую и такую животворящую. Не о лакомых кушаньях и горячительных напитках мечтает жаждущий – капля воды кажется ему дороже и прекраснее алмаза.

Вот так же и нам с вами на знойных жизненных тропах необходима живая вода Божественной благодати. «Без Бога ни до порога», – говорили наши благочестивые предки. И в будни, и в праздники, и в скорби, и в радостях нужна нам благодатная помощь Божия, о ней взывает Церковь Христова. Посреди сурового поприща Великого поста на Крестопоклонной неделе призывались верные к поклонению Кресту Господню, дабы воспоминание о подвигах Спасителя укрепило их в труде очистительного покаяния. Мы сподобились услышать весть о Воскресении Христовом. Слава Богу, что дал дожить всем нам здесь стоящим и до этого великого дня Пасхи. Однако среди житейских забот трудно нам удержаться на высоте Пасхальной радости до того, как духовными очами узрим мы Вознесение Господне, сподобимся сошествия благодати Святого Духа в великий праздник Пятидесятницы. «Празднества, как и пост, составляют своего рода напряженную деятельность для духа и могут истощить его силы самим преизбытком духовной радости», – замечает архиепископ Иннокентий Херсонский. Вот почему на полпути от Пасхи к восприятию полноты благодати Божией питает нас Мать-Церковь освященной водой в день Преполовения, укрепляя души и тела наши.

О водной святыне знали еще древние иудеи, в золотых сосудах торжественно переносившие воду из Силоамского источника в Иерусалимский храм. «Тот не знает радости, кто не видел радости освященной воды в праздник кущей», – восклицали они. Но насколько дух выше тела, любовь выше закона, настолько живительнее древних обрядов новозаветные святыни. О водах вырытого патриархом Иаковом колодца сказал Господь наш Иисус Христос: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:13–14).

И так же посреди ветхозаветного праздника кущей явился Спаситель народу с благовестием о водах бессмертия, даруемых Божественной любовью. Учение его оказалось сладостней свежих вод Силоамских, благодатной росою окропляя и пробуждая спящие души. В тот час многие в народе прозрели духовно, преодолев соблазн клеветы фарисейской, и вопрошали: Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?(Ин.7:31). И даже посланные от фарисеев схватить Иисуса были пленены Его благовествованием – вернувшись ни с чем к пославшим их «сынам погибели», они свидетельствовали: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин.7:46). Так Господь влек к себе сердца, еще не окамененные гордыней и лицемерием, призывая: Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин.7:37).

Без воды немыслима жизнь телесная. Даже без пищи человек может обходиться днями, неделями, но, лишенный возможности утолить жажду, обречен на скорую мучительную смерть. Подобно этому, только медленней и страшней (ибо это продолжится и в посмертной вечности) отмирает душа человеческая, лишенная живой воды богопознания.

Часто приходится видеть людей внешне благополучных, обладающих многими талантами и житейскими благами и тем не менее не находящих себе покоя. Эти люди мечутся от теории к теории, от занятия к занятию, ничем не удовлетворяясь, так что жизнь кажется им бессмысленной игрой. Так и должно быть, ибо и земные удовольствия, и мирские мудрования – это нечистые источники, не утоляющие, а лишь разжигающие духовную жажду. В своих исканиях и метаниях человек может либо пресытиться «мертвой водою» лжи и греха, совершив духовное самоубийство, либо прильнуть наконец к чистейшему роднику Божественной Истины и благодати, дарованным Христом Спасителем, – только здесь утоление жажды духовной, нерушимый мир и покой души человеческой, бессмертная радость о Господе.

И ведь так доступен для каждого животворящий источник любви Божией. По слову преподобного Ефрема Сирина: «Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему наслаждаться даром чистых вод; так и Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет». Но увы! Духовный вкус падшего человечества извращен, и как часто упрямая гордыня и самомнение, пристрастие к острой или подсахаренной отраве греховных удовольствий уводят нас от потоков благости Божией в смрадные болота прелести диавольской. А ведь таким чистым и светлым может стать житие наше! Стоит только довериться Вселюбящему Создателю, и Он проведет человека за руку в Церкви, в ее Святых Таинствах, в молитве, во всей совокупности христианской жизни, сквозь все тернии земного пути к блаженной вечности Царства Небесного.

Реки живой воды Божественной благодати излились на землю российскую во времена святого равноапостольного князя Владимира. Необычайно щедр был Всеблагой Господь к Отечеству нашему – и обильным урожаем духовным, добрыми плодами благочестия откликнулась древле Святая Русь на щедроты Господни, когда новопросвещенный народ Божий, от пахарей до князей в едином порыве устремился к источникам пречистого учения Христова. Благоговейным старинным слогом повествует об этом даре Божием стране нашей святитель Иларион Киевский: «Вера бо благодатная по всей земли простреся и до нашего языка русскаго доиде, и законное езеро пресъше, Евангельскыи же источник наводни вся, и всю землю покрыв, и до нас пролиася. Се бо уже и мы со всеми христиаными славим Святую Троицу, а Июдеа молчит».

Увы! Шли времена – и коварные иноземные соблазны, нечестие правителей и лукавство лжеучителей подтачивали православную Россию. Земля, на которой просияли благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, святители Иларион Киевский и Илия Новгородский, Алексий, Петр и Иона Московские, преподобные Антоний и Феодосий, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, – эта же земля увидела развратные дворы императриц Анны и Екатерины II, безбожных «эпикурейцев» и «вольтерьянцев», убийц-террористов и богоборцев-большевиков. Умножался грех совращенного народа – и наконец грянуло попустительное и в то же время очистительное наказание Правосудного Господа. В XX веке сыновья и дочери России десятилетиями скитались по жгучей пустыне безверия и атеизма, миллионы людей, так и не утолив духовную жажду, возможно, даже погибли для вечной жизни, как ни страшно это говорить. Но, с другой стороны, многие наши соотечественники напротив – пробудились от сна греховного и житейской суеты и воссияли вместе с великими новомучениками Российскими и своим мученичеством и исповедничеством. И сколько их? Тысячи? Сотни тысяч? Миллионы? Это знает лишь Бог.

Но нет, не навсегда прогневался Милосердный Создатель на изменивший Ему народ. Ныне прекращены открытые гонения на Православие, вновь доступными всем сделались церковные Таинства, звучит проповедь слова Божия. Однако так неуверенно и вяло тянемся мы к спасительным водам бессмертия, так медленно размыкаем полуослепшие взоры духовные, такая шаткость в умах и сердцах. А ведь нынешнее время поистине смутно, чревато еще невиданными на земле ужасами. Церковь Российская по-прежнему является главным оплотом Вселенского Православия. В многогрешном, многострадальном отечестве нашем вершится страшная, а может быть, и последняя схватка сил добра и легионов мрака, битва Господа с сатаной. И не расслабленные маловеры, а мужественные воины Христовы, ревнители благочестия и просвещения народного необходимы Матери-Церкви в эту грозную годину.

Господь наш Иисус Христос сказал: Кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:37–38).

Поистине, причастившийся Божественной любви не хранит ее про себя, но изливает ее в мир светлыми волнами, указывает ближним пути к стяжанию благодати. Несем ли мы Свет Христов другим людям? – только испытав свою совесть этим вопросом, поймем мы, сподобились ли вкушения живой воды, достойны ли высокого имени христиан.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Предлагаемая нам ныне вода, освященная Церковью в день Преполовения Пятидесятницы, есть вещественная святыня, таящая в себе благодатную нетварную Божественную силу, способная утолить нашу духовную жажду, очистить и осветлить наши души, даровать здравие и крепость нашим телам. Но, дабы Божий дар пошел нам во благо, надо прибегать к нему с верою и упованием, ибо Господь благоволит лишь тем, кто сам устремляется Ему навстречу. «Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен; точно так же и благодать не действует на человека без содействия самого человека, ни воля человека – без содействия благодати», – говорит святитель Иоанн Златоуст про христианскую духовную жизнь.

Духовная жажда, стремление жить Духом Божиим под покровом Небесного Отца – это врожденная потребность души человеческой, предназначенной к вечной жизни. Так да не ослабеет в нас среди мирской суеты благой порыв к бессмертию и да воззовем мы ныне со Святою Церковью: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси, жаждай да грядет ко Мне и да пиет».

Ему же слава во веки веков. Христос Воскресе!

Наверх