Слово в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Об апостольских добродетелях и подвигах

Слово в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Об апостольских добродетелях и подвигах

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Славными и всехвальными именует Святая Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла. Действительно, какой чести и какой хвалы не заслуживают эти избранники Божии, каких подвигов не совершили они, будучи споспешествуемы Духом Святым! Рыбак Петр закинул во глубины оскверненного грехом мира спасительный невод и повлек неисчислимое множество душ в светозарное Царствие Небесное. Делатель шатров Павел раскинул над Вселенной шатер Благовествования, и дети всех народов и племен смогли укрыться от погибели под его благодатной сенью. Святые апостолы мужественно шествовали путем Христовым, перенося унижения и осмеяние, бедствия и заточение, и наконец запечатлели свое служение мученической кончиной и воссели на небесах в лучезарных венцах.

Однако путь апостолов Петра и Павла к сиянию святости не был изначально прост и прям. Это был путь человеческий, путь из пропасти грехопадения к заветной вершине, и «красные ноги» последователей Спасителя кровоточили на этом пути. Удивлявшимся их дарованиям людям апостолы говорили: Мы – подобные вам человеки и благовествуем вам, чтобы вы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю (Деян.14:15).

Велика была вера апостола Петра. Он первым исповедал Божество Спасителя: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф.16:16) – и затем удостоился высочайшего обетования: Ты – Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Но даже Петр, этот столп веры, не устоял во дни Страстей Господних, трижды «страха ради иудейска» отрекся он от Спасителя. После отречения понял апостол, что он натворил, и, как мы читаем в Евангелии, вышед вон, плакал горько (Мф.26:75). Священное Предание повествует, что с тех пор и до самой его кончины глаза святого Петра были красны от слез, все свои ночи он горько оплакивал этот грех. И в час принятия мученического венца апостол Петр счел себя недостойным быть распятым, подобно Спасителю, – он упросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Такова была сила покаяния святого апостола в единственном совершенном им грехе слабодушия. Сравним это горячее в течение всей остальной жизни покаяние Петра в этом единственном грехе с нашим кратким и «прохладным» покаянием в гораздо большем множестве совершенных нами грехов и беззаконий и пусть оно послужит нам примером искреннего покаяния!

Милосердный же Спаситель простил Своего ревностного ученика, более того – наградил его без меры. Троекратно вопрошал Воскресший Иисус Петра: Любишь литы Меня? (Ин.21:15–17) – и каждый раз, получая утвердительный ответ, словно бы омывал его от предшествовавшего отречения. Именно апостолу Петру рек Господь: Дам тебе ключи Царства Небесного (Мф.16:19).

Но почему изо всех апостолов Спаситель так почтил святого Петра? Почему ключи от врат райских были вручены не пламеневшему любовью Иоанну, не благочестивому Иакову, не кроткому Андрею? Здесь есть определенная проблема. Так, Римская церковь, в своей неумеренности доходящая до ереси, назвала святого Петра «князем апостолов» на основании слов Господа о камне Церкви, и, поскольку апостол Петр, будучи вождем христиан в Риме, там же мученически скончался, назвала Петра первым епископом Рима (в чем пока нет ничего неправомысленного), и далее, возводя к Петру преемство Римских епископов, по традиции называемых папами, распространила превосходство апостола Петра и на всех его преемников – пап, вплоть до наших дней, утвердив ложный догмат о «примате» (то есть первенстве) Римского папы над всеми христианами и всеми прочими Церквами, а в позапрошлом веке и вовсе объявила папу автоматически непогрешимым. Это учение вкупе с догматом о предвечном исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына («филиокве») является двумя главными причинами отделения Римской церкви от Вселенского Православия и уклонения в ересь католицизма.

Но данный ложный догмат католицизма опровергается с разных сторон. Во-первых, по поводу самого святого апостола Петра: по мысли святых отцов Православной Церкви наименование камнем святого Петра относится не к его личности как таковой, ибо некоторое время спустя последовало известное отпадение апостола во время ареста Господа в Гефсимании, но к его первому среди остальных апостолов исповеданию Иисуса Христа Сыном Божиим. Но это не совсем заслуга самого Петра, ибо Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф.16:17), то есть за добродетельность и веру Петра Бог Отец открыл ему истину о Божестве Христовом, во что, впрочем, веровали и другие апостолы, но Петр, как старший среди них по возрасту, высказал это не только от своего лица, но и от лица всех остальных апостолов.

По словам святого Киприана Карфагенского (жившего в III веке и имевшего даже трения по поводу крещения еретиков с тогдашним Римским папой святым Стефаном), власть прощать и оставлять грехи Господь даровал одному Петру до Воскресения, указывая тем самым на долженствующее быть единство Церкви и порядок в ней, но после Своего воскресения даровал уже всем прочим апостолам, и потому они в своей духовной силе и власти от Бога стали ничем не меньше Петра.

Затем мы видели, что на Апостольском Соборе Петр согласился с апостолом Павлом в вопросе об обрезании, таким образом он показал принцип соборности и то, что не чувствовал за собой абсолютного (подобного нынешнему папству) авторитета во всех церковных вопросах. Поэтому в своей области каждый епископ имеет полную власть, а Римская церковь не превосходит все прочие церкви.

Но вновь возвращаясь к чествуемому ныне святому апостолу Петру и не умаляя ни в чем его истинного величия, заметим, что избранность Петра и его превосходство, пожалуй, покоится на его покаянии в совершённом им отречении от Христа. Во дни страданий Искупителя апостол Петр глубже других учеников Христовых пал в бездну малодушия. На собственном горьком опыте познал святой Петр немощность человеческой натуры, собственной душою постиг спасительность покаяния, собственным сердцем изведал сладость прощения.

И ныне апостол Петр, из падения призванный к неизмеримому величию, не замкнет врата небесных обителей перед раскаявшимся грешником.

Если первоверховный апостол Петр – привратник у райских дверей, то первоверховный апостол Павел – путеводитель в Царствие Небесное. Иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян.22:21), – прорек Господь апостолу Павлу, и он пронес свет любви Христовой от края до края земли, основал великие христианские общины, составил Богодухновенные Послания, питающие хлебом истины все поколения верных.

Но каков был Павел до того, как Спаситель призвал его? Под именем Савла будущий великий апостол Христов являлся жесточайшим гонителем Церкви, дышал угрозами и убийством (Деян.9:1). Когда Господь послал за Павлом (тогда еще Савлом) благочестивого Ананию, тот ответил Ему: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим (Деян.9:13). Но Спаситель ответствовал: Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое народам и царям (Деян.9:15).

Что же такого было в Савле, почему сделался он избранником Божиим? Нечестивыми казались его деяния, но Господь зрит не на дела, а на сердца человеческие. Савл был заблудший, но истовый ревнитель по Боге, не просвещенный, но пламенный искатель истины. Ополчаясь на христиан, которых он считал еретиками, Савл думал, что следует закону справедливости, не ведая, что миру уже открыт высочайший закон любви. Господь не оставил эту взыскательную душу гибнуть в сетях заблуждений, ибо любовь Христова объемлет нас (2Кор.5:14).

Апостол Павел говорит о своем прошлом: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева… по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою… И все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Флп.3:4–8).

Ослепленный на пути в Дамаск Божественным Светом и прозревший от того же Света Христова, жестокий Савл переродился в огненной купели благодати и соделался святым апостолом Павлом. Отвергшись пустого законничества фарисейского, он постиг, насколько милосердие выше даже кажущегося праведным гнева, кротость – суда, самоотверженность – гордости. Движимый великой любовью ко Христу Спасителю, апостол Павел, уподобляясь Ему, обрек себя на страдания за весь род человеческий, и не только соплеменники, но сыновья и дочери чужедальных земель стали ему родными в Господе Иисусе. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол.1:24).

В восхвалениях первоверховного апостола Павла он именуется «ластвицей», ласточкой Христовой. Ласточка – перелетная птица, провозвестница весны. Вот так и апостол Павел преодолевал огромные расстояния, повсюду благовествуя Божественную весну Воскресения.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Празднуя память первоверховных апостолов Петра и Павла, мы можем не только восхищаться их подвигами, но и почерпнуть урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного. Разве не невероятным кажется, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым Камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжки наши прошлые грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

Патриарх Алексий II говорил: «Человек должен быть терпим не только к чужим недостаткам, но и к своим, человеку бывает нужно со смирением принять то, что он такой, какой есть, и постараться от этого смирения стать лучше, – но не ужасаться и не отчаиваться оттого, что он такой. Боюсь, что люди в нашей стране не покаялись, а именно ужаснулись – притом не самих себя даже, а своего прошлого и друг друга».

В прошлом веке наше Отечество было ввергнуто почти в такую же языческую тьму, как и народы времен апостольских. Церковь Российская была обескровлена, не хватало и до сих пор не хватает священнослужителей, не хватает сил и средств. Но ведь Церковь – это не только священники и монахи, это все мы, христиане. Время требует от нас пусть малого, но подвига. Каждый христианин, будучи и в миру, может и должен взять на себя часть церковного бремени, решиться на посильное Благовествование, если не словом, то милосердием, благотворительностью, делами рук своих помогая возрождению Церкви. Пусть пример святых апостолов удерживает нас от отчаяния в немощах и падениях наших и возгревает наши сердца к ревностному служению, да последуем мы завету апостольскому: Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен перед Господом (1Кор.15:58), ибо Ему, во святых Своих почивающему, подобает всякая слава во веки веков.

Аминь.

Наверх