Слово в день Обрезания Господня. О добровольном Самоумалении Сына Божия и о Ветхом и Новом Заветах

Слово в день Обрезания Господня. О добровольном Самоумалении Сына Божия и о Ветхом и Новом Заветах

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Любовь Божия к человеку – как понять, как постичь неизмеримые ее глубины и неимоверные ее высоты? Ради этой любви Сын Божий снизошел на землю и добровольно начал спускаться по своего рода лестнице уничижений. Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2Кор.8:9). Господь пришел, чтобы служить людям. Ради этих слабых и неверных созданий Всемогущий заключился в немощное тело, подверженное боли и страданиям. Чтобы пробудить совесть в неблагодарном роде человеческом, Всевышний терпел поругание и оплевание, побои и бичевания. Чтобы даровать нам жизнь, Спаситель обрек Себя позорной смерти, назначавшейся худшим злодеям. Наконец, и в смрадный ад спустился Искупитель, дабы вырвать праведников и каявшихся грешников из когтей диавола. Такова жертвенная любовь Божия, невместимая человеческим разумом.

Первым шагом величайшего Самопожертвования Господня явилось земное Его Рождество, вторым – Его обрезание. «В обрезании Господь явил большее смирение, нежели в Рождестве Своем; в Рождестве Он принял образ человека, а в обрезании – образ грешника», – говорит святитель Димитрий Ростовский. Обрезание, «язва, за грех уставленная», – это было напоминание людям о грехопадении, знак необходимости преодоления древней скверны страстей через непорочное хождение пред Богом (Быт.17:1). Но даже избранный народ оказался не способен на такое преодоление, и вот – «язву за грех» принял на Себя Единый Безгрешный, Всенепорочный Сын Божий.

Принятием обрезания начиналось Господне страдание за род человеческий. Именно в этот день Сын Божий нарекся земным именем Иисус (ибо в обрезании в Израильском народе нарекалось имя младенцу), что значит Спаситель, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:21).

Так что праздник Обрезания Господня есть праздник именин Господа Иисуса.

Что значила капля крови, пролитая Богомладенцем при обрезании, по сравнению с кровью от удара копья, излившейся из ребра Распятого Богочеловека? Спаситель пришел в мир, чтобы принести в Искупительную Жертву ради спасения людей всю Кровь Свою и все Тело Свое. Но на пути к этому Божественному подвигу Сын Человеческий не пренебрег и малым подвигом, предписывавшимся Ветхим Заветом.

Иисус Христос не разрывал связи с древним Откровением, ибо будущее может произрасти только из минувшего. Ветхий Завет был необходимой стадией подготовки человечества к восприятию Завета Нового – Завета Божественной любви, и Смиренный Спаситель отдавал дань послушания и уважения прошлому. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17), – сказал Господь, и в Божественном смысле исполнение Завета означало оживотворение и одухотворение его.

Более того – Сын Божий и был Законодателем этого самого Ветхого Завета, как и Нового Завета вместе с Богом Отцом и Богом Святым Духом!

И как пишет митрополит Вениамин (Федченков): «Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону… Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

В чем же состояло различие между Ветхим и Новым Заветами, ибо и тот и другой были Откровением одного и Того же Бога, а не различных Богов, как полагали еретики-гностики и манихеи?

В Ветхом Завете уже содержались величайшие заповеди любви к Богу и ближнему, но хотя заповедь о любви к Богу стояла логичным образом на первом месте, преобладающим мотивом в ветхозаветном богопочитании оставался страх пред Богом-Ревнителем и пред Его наказаниями за неверность Ему и обращение к идолослужению и ложным богам, а заповедь о любви к ближнему (Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18) как бы «терялась» среди многочисленных обрядовых установлений – о субботе, об обрезании, о скинии, о храме, о жертвах и тому подобном.

Моисеево законодательство ставило человека в жесткие рамки, обязывавшие хотя бы к внешнему благочестию и благопристойности. Точно так же государственные законы ограничивают преступность в обществе – человек может в душе оставаться злым, но страх перед карой закона порою удерживает его от греха на деле: воровства, насилия, убийства и тому подобного. В идеальном обществе чистых сердцем и внутренне нравственных людей, где зло стало бы само по себе омерзительно людям, отпала бы необходимость в уголовном кодексе. Ветхий Завет имел для израильского народа огромное воспитательное значение. Заключение под стражей закона (Гал.3:23) оберегало израильтян от нравственной разнузданности, в какой погрязал языческий мир.

Итак, ветхозаветный закон распространялся на внешнее поведение человека и практически не распространялся на сферу внутреннего человека – чувства, намерения, мысли и пожелания.

Но и в отношении спасения Ветхий закон не давал жизни вечной, ибо ее благочестивые ветхозаветные люди призваны были получить после Пришествия Христа, Искупления, свершенного Им, и выведения их душ из ада и последующего Воскресения. Поэтому и говорит святой апостол Павел: Делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:20). Сам этот закон не в силах быть исполненным во всей полноте, ибо показывает живущий в человеке грех, но не делает безгрешным и не дает сил для внутреннего очищения человеческой души. Это дает лишь благодать Христова. Ветхий Завет никогда не был совершенен, да и не почитался таковым древними праведниками и пророками, предрекавшими явление Спасителя мира, Который и сделает Завет совершенным. Ветхий Завет служил детоводителем ко Христу (Гал.3:24), и в этом было его высшее предназначение.

А, кроме того, Божественная истина в древнем Откровении видится неясно, как через покрывало, остающееся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2Кор.3:14). Ветхий Завет имеет лишь тень будущих благ (Евр.10:1). Его непреходящее значение – в тех духовных символах, в том глубинном смысле, который раскрывается за внешностью его предписаний и описываемых в нем событий. «Сквозь покрывало» ветхозаветных символов святые пророки и апостолы, и особенно апостол Павел, прозревали их духовную сущность, ибо многочисленные заповеди и обрядовые установления его заключали в себе таинственный символический смысл, прикровенно указующий опять же на Христа и Его Церковь в будущем.

Однако со временем учителя израильского народа – фарисеи и книжники извратили даже это древнее Откровение, превратив его в мертвую букву. Внешнее благочестие они сделали предметом националистической гордыни, священный дух Завета погребли под «неудобоносимым бременем» дополнительных обрядовых постановлений. Господь говорит им: Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства (Лк.11:39). В руках этих «сынов погибели» Ветхий Завет утратил свои благотворные свойства, поэтому он требовал обновления в духе и истине (Ин.4:23). Такое обновление принес Сын Божий.

Да, Спаситель снял покрывало ветхозаветной ночи с человеческих умов. Сын Божий предстал перед людьми воочию и человекам благоволения стало ясно, что именно Он Тот Самый обещанный Ветхим Заветом Мессия-Спаситель. Конец закона – Христос (Рим.10:4), – говорит Священное Писание и далее возглашает: Любовь есть исполнение закона (Рим.13:10), и как мы видим Христос указал на заповеди о любви к Богу и ближним как на главнейшие заповеди в Ветхом Завете и еще более усилил их Своим учением. Он показал, что главным в Ветхом Завете как Божественном Откровении было учение о любви, а не трудноисполнимые обрядовые мелочи.

Над истолкованием книг Ветхого Завета в первые века христианства много потрудились святые отцы и учителя Церкви, уяснявшие, каков духовный смысл устройства скинии, каково сокровенное значение запрета на употребление в пищу некоторых животных, как понимать древние пророчества в отношении новейших времен. Память одного из таких учителей Древней Церкви мы сегодня также празднуем – святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского.

Такой труд по окрытию будущего Нового Завета в Ветхом поучителен и душеполезен, поскольку показал, что продолжать буквально следовать ветхозаветным установлениям означало погоню за тенью. Теперь читать Ветхий Завет без учета Нового есть уход от Света Солнца правды (Мал.4:2) и возвращение во тьму теней и смутных образов. «Уклонение от Ветхого Завета до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа соделалось отступлением от Бога. Душепагубная погрешность иудеев заключается в том, что они, по действию гордости и самомнения, дали Богом данному им Завету иное значение, нежели какое дано ему Богом, и ради Ветхого Завета, который был живописной тенью Истины – Нового Завета, отвергли Новый Завет; ради временного руководства ко спасению они отвергли самое спасение, отвергли Искупление и Искупителя», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Но, увы, зародившийся в XVI веке протестантизм, распавшийся впоследствии на множество сект, решил «освободиться» от большинства церковных установлений, не понимая, что тем самым «освобождает» своих последователей от благодатной помощи Божией. Для многих таких сект характерен крен в сторону Ветхого Завета – таковы предпочитающие субботний «день покоя» празднованию Воскресения Христова адвентисты и субботники, такова же была терзавшая Русь в царствование Иоанна III ересь жидовствующих. Не случайно и к самому основоположнику протестантизма Мартину Лютеру явилась однажды делегация раввинов, одобрившая его деятельность и поинтересовавшаяся, когда же он со всеми своими последователями примет иудаизм? Действительно, для некоторых сект, в особенности для так называемых иеговистов, гораздо честнее было бы не именовать себя «христианами», а откровенно примкнуть к иудейской религии.

Новейшие лжеучителя и лжепророки пытались и пытаются повернуть духовную историю человечества вспять, погрузить людей не только в ночь Ветхого Завета, но и в беспросветный мрак языческого культа наслаждений. Священное Писание призывает христиан ради торжества духа распять плоть со страстями и похотями (Гал.5:24), – ныне же со всех сторон слышатся призывы к ублажению этой ненасытной греховной плоти. Но истины Нового Завета не подвластны веяниям времени, самоограничение и самопожертвование остаются неизменными требованиями для спасения души. Нестойким и маловерным, позволяющим увлечь себя гонкой за «радостями жизни», похожими на бесовские шабаши современными «шоу», следовало бы вспомнить, что сказано о предающихся подобным занятиям: Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном (Флп.3:19).

Многоопытный враг рода человеческого – коварный диавол мыслит прельстить нас яркими соблазнами мира сего и ложными многообещающими, но ничего доброго не дающими учениями. Но неужели изменим мы Вселюбящему Небесному Отцу, ради нас пославшему на смерть Единородного Сына Своего? Неужели, подобно Иуде, за сребреники греха предадим мы Милосердного Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти нас? Неужели на игрища бесовские променяем мы любовь Божию? Неужели мы предадим веру своих предков и Святую Православную Церковь? Да не будет! Ни в этой жизни, ни в будущей нет ничего страшнее духовной смерти, отпадения от Всеблагого Господа и Его Церкви. Да избегнем мы этого наихудшего из бедствий, памятуя, что обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол.2:11) во Святом Крещении во имя Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

Новый Завет освобождал человека от рабствования плоти и указывал на подчиненное значение тех внешних проявлений, которые сопровождают живую веру. В сиянии Солнца Правды – Христа Спасителя должны были рассеяться ветхозаветные «тени», одухотворенность Нового Завета требовала отмены грубо-вещественной и «неудобоносимой» древней обрядности.

В числе первых подлежал отмене обряд плотского обрезания, уступавший место благодатному «обрезанию сердца» – Святому Крещению. Святитель Амфилохий Иконийский утверждает: «Иисус по Закону, им Самим установленному, обрезывается в восьмой день не для того, чтобы утвердить обрезание, но чтобы положить ему конец. Он обрезывается, чтобы показать недействительность обрезания плотского при обрезании духовном и совершеннейшем и открыть важность и силу нового и спасительного таинства Крещения». Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал.5:2), – сказано в Новом Завете. Необходимость упразднения «обрезания по плоти» стала очевидна уже в первые годы апостольского благовествования. Не случайно на Иерусалимском Соборе против этого обряда восстал именно святой апостол Иаков, благочестие которого и в ветхозаветном смысле было столь безупречно, что даже не принявшие Христа иудеи почитали его за праведность.

Отменив рабство ветхозаветному закону Новый Завет утвердил на его место Благовестие свободы. Стойте в свободе, которую даровал вам Христос (Гал.5:1), – призывает святой апостол Павел. Свобода – великий дар, который ценят даже животные и насекомые. Трудно, например, представить себе бабочку, которая стремилась бы вновь превратиться в гусеницу, отказалась бы от вольного полета, чтобы ползать по земле. Однако среди людей нашлось множество «безумных мотыльков», променявших на древнюю приземленность те крылья духа, которые дарует Божественный Спаситель. И причина в том, что свободно следовать Новому Завету для падшего человека кажется гораздо труднее, чем покоряться ветхозаветному ярму.

Ослабляя бремя вещественности, превращая обряд в подспорье на пути совершенствования, учение Божественного Спасителя одновременно предъявляет строжайшие требования к состоянию души человека. Фарисей кичился «праведностью», потому что не крал, не прелюбодействовал, жертвовал деньги на храм; Новый Завет, проницая до глубины сердца, уличал его в зависти, сладострастии, тщеславии. Законник гордился исполнением обрядов, а Евангелие говорило, что его мысли – это мысли преступника и безбожника. Книжник превозносился знанием Торы – Спаситель видел, что знания его мертвы, поскольку, вопреки Завету, он не любит ни Бога, ни ближних.

Христос говорит: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13–14). Что же это за тесные врата, как не отвержение своей внутренней греховности? Господь призывал очистить сердца от дурных страстей и злых помыслов, отречься от привязанности к мирским благам ради Божественной любви, и этот духовный подвиг оказался не под силу «ветхим людям». Им требовалось обновление в Духе Святом через принятие Христа как Спасители и Искупителя рода человеческого. Но далеко не все захотели этого по своей испорченности и потому отвергли предлагаемую помощь свыше.

Столь же незначительной тенью становится плотское обрезание в сравнении с новозаветным «обрезанием сердца». Боль физическая, перенесенная в младенчестве, быстро забывается, и от обряда остается только знак на теле. А отсечение страстей и грехов – обрезание духовное, бывает гораздо болезненнее, и эту-то боль духовную, именуемую покаянием, христианин должен обновлять в себе постоянно, во все дни земной жизни. Евангелие зовет к духовному подражанию Сыну Человеческому – Безгрешному, но не имевшему места, где приклонить голову, молившемуся до кровавого пота, отдавшему Себя на страшную Крестную Жертву. Завет с Богом, заключаемый в Таинстве Крещения, означает не единичный обряд, но обязательство человека нести свой крест до самой кончины. Не кровь баранов и тельцов, дымившуюся некогда на иерусалимском жертвеннике, – нет, собственные духовные (а нередко и телесные) пот и кровь должен проливать христианин на пути спасения. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр.12:4) – так святой апостол Павел обращается к верным.

И вот, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не переставая быть Сыном Божиим, – Законодатель обоих Заветов, пришедший исполнить всякую правду (Мф.3:15) и, с одной стороны, показать, что Он не разрушитель Им же Самим установленного Закона и потому подчиняется ему, а с другой стороны, чтобы тем самым и отменить этот Закон, дав место лучшему Закону – Закону свободы и благодати, приверженцами которого и являемся мы с вами – назвавшиеся Христовыми учениками в Его Святой Церкви. И тем самым Христос еще и указывает на полноту и истинность принятой Им на себя человеческой плоти, в чем некоторые вышеупомянутые еретики сомневались. По словам того же митрополита Вениамина (Федченкова), что если другие праздники Христовы указывают на Его Божество (Богоявление, Преображение, Воскресение, Вознесение), то «нынешний день есть день Его по человечеству».

Итак, возлюбленные о Господе братья и сестры! Почитая сей праздник Господский, поклонимся Господу нашему Иисусу Христу, почтим Его Самоумаление ради нашего возвышения, почтим послушание Закону Установителя Закона, почтим отмену Закона Законодателем и замену его Законом Новым – Христовым, Заветом свободы и любви, а замену обрезания плоти обрезанием духовным – Святым Крещением во имя Святой Троицы, Которой и подобает всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Наверх