Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свияжском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свияжском монастыре

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Феофан! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я давно имел намерение посетить землю сию и помолиться с вами, но разного рода обстоятельства препятствовали более раннему осуществлению этого замысла. Однако пути человека устрояются от Бога, и, наверное, неслучайно именно в этом году я прибыл сюда и своими глазами увидел восстановленный святой остров Свияжск, Успенскую обитель, дивные храмы; имел возможность вместе со всеми вами помолиться под сводами этого храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Мы совершаем эту молитву в канун праздника Казанской иконы Божией Матери. Отсюда, с Казанской земли, началось ее духовное шествие по всей Руси и по всему миру. Казанская икона — одна из самых почитаемых в Православной Церкви. А что такое почитаемая икона? Ведь это не фантазия, не вымысел, не легенда, потому что фантазии, вымыслы и легенды не живут веками. Не нашлось бы ни одного нормального человека, тем более в наше время, который простоял бы сегодня все всенощное бдение, в тесноте и в жаре, обливаясь потом, — лишь ради фантазии. Даже ради доброго дела человека бывает трудно подвигнуть на то, что потребует от него физических сил. А ради Божией Матери мы стоим долгие службы, мы паломничаем к Ее святыням, мы возносим к Ней свои молитвы. Если бы Она не отвечала, разве хватило бы у нас сил, чтобы прославлять Ее имя? Такое даже помыслить невозможно! Поэтому лучшим доказательством бытия Божия, лучшим доказательством силы предстательства Богоматери за всех нас является Церковь Божия, народ Божий, который на протяжении двух тысячелетий хранит веру и проносит ее через самые трудные жизненные обстоятельства.

Мы знаем, как эти обстоятельства нередко требовали от людей пожертвовать самым главным — собственной жизнью. Мы знаем сонмы мучеников древности, но мы также знаем десятки и сотни тысяч мучеников Церкви нашей, проливших за верность Христу свою кровь в ХХ веке. Вот и здесь, в Свияжске, в заточении находились люди, нередко ни в чем не повинные, и среди них — те, кто страдал за Христа. Ради фантазии никто бы страдать не стал, первое же серьезное испытание заканчивалось бы тем, что люди, не уверенные в бытии Божием, в предстательстве Божией Матери немедленно соглашались бы на все условия, только бы сохранить свою жизнь. Но даже смерть не могла отлучить наших благочестивых предков от веры.

А что это означает для нас с вами? Сегодня никто от нас не требует отдать жизнь за веру и даже ограничить ради нее свои желания и жизненные устремления. Но сегодня происходит нечто другое. Образ жизни сегодня формируется под воздействием таких сил, которые стремятся оторвать человека от Бога. Делается это не посредством угроз или прямых притеснений, а через навязывание мифов и ложных ценностей, через перенесение внимания человека на то, что уводит его от Бога. И когда человек живет только ради того, чтобы получать и тратить деньги, наслаждаться физически, радоваться всему временному и преходящему — а такая радость всегда скоротечна — тогда и происходит наш отказ от Господа. И что толку, если, живя как язычники, мы время от времени крестим лоб и обращаемся к Богу? Вряд ли Господь слышит молитвы человека, который живет отнюдь не по Евангелию, в жизни которого Бог реально не присутствует.

Вот почему трудностей и соблазнов сегодня не меньше, чем во времена гонений. И не меньшая концентрация воли, мысли, молитвы требуется, чтобы не уйти со спасительного пути. И я с радостью должен сказать, что, в отличие от того, что сегодня происходит во многих странах Европы, в Америке, где вера уходит на обочину и даже за обочину жизни, в нашей стране — может быть, молитвами тех самых тысяч и тысяч новомучеников, может быть, через тяжелейший опыт верности Христу, который имели наши предки, — мы сохраняем веру, и она не уменьшается ни с ростом образования, ни с ростом благоденствия. Нас пугали в 1990-е годы: «Вот начнет народ жить состоятельно, появятся хорошие дороги и здания, люди будут путешествовать, тратить деньги, — вот и увидите, что с вами произойдет». Но мы видим, что становимся сильнее. Открываются новые храмы, восстанавливаются святыни, все больше молодежи обращается к Богу. Это свидетельствует о том, что есть некое помазание свыше над нашим народом. Не по нашим с вами заслугам, а по великому подвигу, понесенному нашими благочестивыми предками — мучениками и исповедниками Церкви Русской.

Обращаясь к вам сегодня, я хотел бы еще и еще раз сказать: храните веру православную в своих сердцах, учите этой вере своих детей и внуков. Оставайтесь сильными и способными различать духов в этом мире, не поддаваться соблазнам, не поддаваться действию духов злобы поднебесных. Тогда Отечество наше и народ наш, пройдя чрез гонения от безбожной власти, будет возрастать от силы к силе, и свободно и разумно приняв Христа в свое сердце, явит, быть может, пример и другим.

А сегодня мы молимся Царице Небесной за Отечество наше, за Церковь нашу, за народ наш и, конечно, за сию Успенскую обитель в Свияжске, чтобы Господь укреплял всех нас силой Своей благодати.

В память о пребывании в Успенском монастыре я хотел бы преподнести этот образ Собора Пресвятой Богородицы. Ее молитвами да хранит Господь всех нас. Аминь.


Наверх