Слово против социализма

Слово против социализма

Не о хлебе единем жив будет человек,

но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

(Мф.4:4).

Вот изречение из Священного Писания, которое я нахожу уместным положить в основу нынешней с вами, братие, беседы. Человек живет не одним только хлебом, говорит Спаситель. Кто из нас не чувствует, какую жгучую искру зароняет это слово в нашу совесть, какой громовой проповедью является оно в настоящее время, время стремлений к устройству внешнего благосостояния всех и каждого, к упрочению судьбы бедных и недостаточных, иначе: какой это удар нашему оплотянившемуся, жадному до хлеба и зрелищ поколению! Кто осмелится исключить хоть одно какое-нибудь сословие, хоть одну какую-нибудь область жизни, где не было бы этой жажды хлеба, погони за наживою, за деньгами, за богатством? Все сейчас жаждут неги, удобств, роскоши; все гонятся за презренным металлом, за хлебом жизни. Сейчас каждый готов, кажется, и камням сказать: будьте хлебами (Мф.4:3). Такое настроение дает особенно благоприятную почву для распространения пагубного учения современными социалистами, которые бредят об устройстве рая на земле, о таком царстве (имеющем якобы наступить в самом непродолжительном будущем), в котором все должны есть одинаковый хлеб, быть одинаково богатыми, пользоваться одинаковыми удобствами и благосостоянием.

Правда, в настоящее время меньше стало этого бреда. По крайней мере там, на Западе, откуда перешло к нам это учение, теперь не так уже охотно предаются таким мечтам, которые многих вводили в обман, как мираж в безлюдной пустыне вводит в заблуждение путешественников.

Но зато посмотрите, какая всюду идет ожесточенная борьба за существование, борьба между трудом и капиталом, между богатыми и бедными, между хозяевами и работниками, словом, между различными классами общества. Где причина этой борьбы всех против всех? Откуда это вавилонское смешение, приведшее к тому, что мы уже не понимаем самих себя, уже перестаем понимать друг друга, будучи гражданами одного и того же государства, членами одного и того же общества, чадами одного и того же Отца Небесного? Почему каждый идет своим собственным путем и думает, что человек другого сословия и состояния ему враг, которого он должен преследовать и с которым должен драться до последней капли крови? Не будем спорить с теми политико-экономистами, которые объясняют это резкой переменой в нашей хозяйственной жизни со времени развития машинного и фабричного производства. Но, всматриваясь глубже в причины этого явления, мы должны сказать, что главная, или основная из них заключается в перемене нравственного направления современного общества. «Человек живет о хлебе едином» – вот тот лозунг, который изменил религиозное направление нашего века и придал ему практический характер. Иначе: упадок веры и материалистическое мировоззрение, более и более распространяющееся во всех классах народа, – вот причина настоящих наших нестроений, настоящего пессимизма и общего недовольства своей судьбой, зависти и озлобления. По мере того как материальный взгляд на жизнь всё шире охватывает умы, мы всё чаще ищем счастья в материальных благах, и вот начинается всеобщая борьба из-за этих благ, которая и образует ту непроходимую пропасть, которая отделяет бедных от богатых. Если существуют и действуют только законы природы, если человек есть только животное, то и отношения людей между собою устанавливаются по этим законам. Отсюда не должно быть ни собственности, ни брака, но всё должно быть у всех общее, как это бывает и у животных в лесу или в поле. По таким законам природы нельзя не произойти революционному столкновению между богатыми и бедными, между капиталом и трудом, зловещие симптомы коего у нас сейчас уже перед глазами.

Что же делать, где искать спасения?

Только тогда может быть спасение от этого столкновения, если наше время снова обратится к учению Спасителя: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Только тогда можно ожидать этого спасения, когда материалистический дух нашего времени будет перевоспитан по христианскому, нравственно-религиозному воззрению, когда нравственные законы, изложенные в книге вечного Бога, в Его непреложном слове, снова вступят у нас в свои права и найдут свое приложение к нашей общественной жизни.

Правда, наши новые философы-социалисты и коммунисты проектируют другого рода меры к умиротворению человеческого общества: они предлагают для этого совершенное его переустройство. По их понятиям богатые вследствие злоупотреблений несправедливо присвоили себе большие имущества в ущерб бедным и пользуются ими так, что иногда один человек или небольшое семейство проживает такие суммы, коих достало бы для безбедной жизни многих сотен и даже тысяч людей. Надобно, говорят, отобрать у них эти имущества и разделить поровну всем людям одной страны. Другая несправедливость в действиях богатых, по их мнению, та, что, пуская в оборот свои капиталы и приглашая бедных на тяжкие работы в их заведениях, они одни пользуются большими выгодами от своих предприятий, а бедным уступают только малую поденную плату. Надобно, говорят, капиталы сделать общественными и, разделив между всеми участниками коммерческих предприятий труды, разделять поровну и прибыль. Сделайте это, говорят они, и жизнь пойдет лучше, и все будут благоденствовать.

Много книг написано в разъяснение этих новых начал общественной жизни: много незрелых умов уверовало в это новое учение, много горячих умов погибло в попытках применить его в разных странах к практической жизни. Но для непредубежденного ума сразу является понятным, какой односторонностью страдает это учение. Эта односторонность происходит от незнания или отрицания внутренней, духовной стороны человека. Приравняв человека и его жизнь, по началам материализма, к неизменному порядку видимой природы, творцы сего учения думают, что надобно только вещи разложить на новые места и людей расставить в новом порядке – и машина общественной жизни пойдет лучше, и все будут благоденствовать. Но давно уже замечено наблюдением человеческим, что главный деятель в жизни человеческой есть дух человека (то есть ум, сердце и воля его), с бесконечным разнообразием его дарований и знаний, убеждений, привычек, пороков и страстей. Приведите сначала в порядок и единообразие этот внутренний мир человечества, а потом уже устанавливайте новые начала внешней человеческой жизни. А без этого условия, если мы разделим утром между бедными имения, отнятые у богатых, к вечеру явятся новые бедняки и новые богачи. Да и есть ли основание скорбеть об этом? Было ли бы человечество счастливее, если бы не было бедности, а все были одинаковы богаты? – Нет, скажем мы с голоса Православной Церкви. «Если бы люди все были одинаково богаты, – говорит блаженный Феодорит, – как бы они доставали себе необходимые вещи? Кто согласился бы служить другому, имея одинаковый с ним достаток? Если бы не заставляла бедность, кто захотел бы сидеть у печи и готовить снеди? Кто стал бы изготовлять хлеб и на мельнице молоть рожь или пшеницу? Кто повел бы рабочих быков под ярмо и стал бы пахать землю? Кто стал бы работать в ткацкой или швейной? Захотел ли бы кто быть горшечником или медником? При равном богатстве один не стал бы служить другому, а необходимо было бы одно из двух: или каждый должен был изучить все нужные искусства, или остались бы при недостатке необходимых вещей. Нет нужды доказывать, что одному человеку невозможно изучить все искусства. Таким образом, равное богатство для всех было бы гибельно. Что же ты, бедняк, слишком сетуешь и негодуешь на свою бедность, когда видишь, что и богатство в ней нуждается и не может жить без нее? Подивись лучше премудрости Бога, Который одним дал деньги, а другим искусства и взаимною нуждою сблизил и сдружил их, а если бы каждый всё находил для себя сам собою, то стал ли бы он искать дружбы другого и не жили ли бы люди как дикие звери?»

Итак, неравенство состояния по учению Святой Церкви есть действие Промысла Божия, который употребляет его как необходимое условие для взаимного усовершения себя чувством любви и как основание благоустроенного общежития. А потому совершенную ложь проповедуют наши социалисты, эти самозваные друзья человечества, что бедность есть несправедливость и обусловливается только несовершенным экономическим строем нашего общества, что строй этот возможно изменить и тогда не будет гнетущей нас бедности и происходящего отсюда зла.

В этом новом взгляде на горе бедности таится поистине змеиный яд для благонастроения общества. В самом деле, кто убежден в необходимости какого-нибудь неприятного явления, тому, несомненно, легче перенести тяжесть его, тот спокойнее относится к нему и тем ослабляет его силу. Напротив, как усиливается страдание, если человека убеждают, что причина горя его может быть уничтожена, но почему-то не уничтожается! К неизлечимым болезням, засухам, наводнениям и вообще ко всем печальным явлениям природы, даже к смерти проповедники материализма совсем не так относятся, как к бедности. И в том и в другом случае на долю современного человека выпадает борьба, но одна борьба у него спокойная, ровная, почти величественная, а другая сопровождается злобою, возмущением, завистью, гневом и всевозможными другими страстями, которые еще более усугубляют людские страдания и приводят к распрям и даже кровавым столкновениям. Да и как ему не злобствовать, не возмущаться, когда он причину своего бедствия видит не в роковой и неизбежной судьбе, а в несправедливости ближних. Как сохранить ему в этой борьбе с нуждой спокойствие, когда ему постоянно нашептывают такие, например, речи: «Ты дрожишь и гнешься пред теми господами, которые разбогатели оттого, что крали твой труд; ты трудишься и работаешь как вол, а, однако ж, беден, как церковная крыса» («Социал-демократ» № 68). Вот где причина того страшного недовольства и озлобления в нашем народе, которое проявляется то в забастовках и бунтах, то в грабежах, убийствах и погромах. Вот где причина того странного положения современного человека, что чем больше скопляется в руках его средств для достижения вожделенного материального счастья, тем он несчастнее, – чем более растет его богатство, чем тяжелее ощущается им самим его убожество.

А между тем христианство не есть религия уныния, а религия радости и упования. В неиссякаемой сокровищнице его всегда найдется достаточно силы и средств для того, чтобы вдохнуть бодрость в самую унылую душу, озарить светлой надеждой самое омраченное отчаянием сердце. Пусть только человек проникнется поглубже его идеями и началами и обуздает в себе низменные потребности, делающие его рабом страсти и греха, пусть только с верою и смирением обратиться он к Своему Спасителю, и вера спасет его от обуявших его зол. Да, только богатство в Боге (а не материальное богатство) дает истинное счастье человеку, равно как и наоборот: только недостаток веры в Бога – духовная бедность (а не бедность материальная) лишает его этого счастья. Невелика, несущественна беда для истинного христианина, если его постигает скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч, потому что все он препобеждает силою Возлюбившего его (Рим.8:35, 37). Но если он теряет веру в этого Возлюбившего, то это для него действительно величайшее несчастье: в этом случае он приходит в состояние того ужасного голода духовного, за неудовлетворением которого следует нравственная смерть. Спаситель хорошо сознавал это, а потому во время своего земного пастырства никогда не скорбел Он так глубоко, как при виде собственно нравственных недугов современного иудейства. Видя толпы народа, говорится у Матфея, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (Мф.9:30). Вот почему Он так часто вооружался против низменности их плотских стремлений и обращенный долу взор их так заботливо старался поднять горе. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф.6:31–33). О горнем помышляйте, а не о земном (Кол.3:2). Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6:26–27). Не хлебом одним будет жить человек, по всяким словом, исходящим из уст Божиих. Так говорит Он в различных местах Священного Писания.

Вот к чему всеми силами должно стремиться наше злополучное Отечество, если хочет обеспечить общий покой и довольство каждого своим состоянием, установить взаимные любовные и мирные отношения между различными званиями и состояниями, преимущественно между богатыми и бедными, то есть стараться усвоить и проникнуться учением Христа. По этому учению у нас нет ничего своего, а всё Божие, а потому всем мы должны распоряжаться по воле Божией. На земле мы не всегдашние жители, а странники, идущие в другой мир. Цель здешней жизни – приобретение права на вечное блаженство. А это блаженство приобретается борьбой с грехом и преуспеянием в добродетелях. Отсюда постоянная забота об устранении препятствий на пути к добродетели, каковы: страсти корыстолюбия, сластолюбия, гордости и т.п. Отсюда целое учение о христианском смиренномудрии, нищете, воздержании и самоотвержении, на которое указывает Апостол. Да будут покупающие как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (1Кор.7:30–31). Введите это учение в жизнь, исполняйте его, как во все времена исполняли добрые христиане, и ваши избытки потекут рекой в руки бедных.

При истинно христианском настроении, при заботе об очищении грехов, о приобретении милости и благословения Божия, вы не можете не проникнуться любовью к ближним и жалостью к бедным. Ваше сердце, ваша совесть непрестанно будет почитать для себя преступлением употреблять ваши избытки на прихоти, а не на помощь им. Вам стыдно будет строить себе дворец, если вы будете видеть пред собою убогие, сырые и холодные лачуги своих меньших братий. Вам совестно будет изысканных одежд, когда пред вашими глазами будут стоять в рубищах и лохмотьях ваши соседи. Вы не дозволите себе прихотливой роскоши в яствах и питиях, когда вам будут рисоваться раздирающие душу картины голода и всевозможных лишений в жилищах ваших знакомых. И сколько останется из ваших расходов в пользу бедных, если вы только отсечете в своей жизни прихотливое, изысканное, вредящее вам самим.

С другой стороны, и бедные, видя такое любовное отношение к ним со стороны богатых, проникнутся к ним такою же любовью, и они будут смотреть на них не как на своих притеснителей и хищников, а как на друзей и благодетелей.


Произнесено при многолюдном стечении рабочих в Мироносицкой церкви города Серпухова Московской губернии. // Голос Церкви. 1913. Январь. С. 18–27.


Наверх