Слово, произнесенное в Феодосийском соборе (Чествование принесенной в дар иконы Пресвятой Богородицы)

Слово, произнесенное в Феодосийском соборе (Чествование принесенной в дар иконы Пресвятой Богородицы)

Нынешний день – день будний, а Божественная служба в храме совершена по-праздничному. Не думаю, чтоб нужно было объяснять причину такого превращения буднего дня в день праздничный. Находящаяся здесь икона Богоматери, усердием благочестивой христианки украшенная и принесенная в дар сему храму, достаточно поясняет дело. Но вы можете спросить: что особенного видим мы в этой иконе? Почему сочтено приличным внести ее в храм так торжественно? Уж не чудотворная ли она? Эти вопросы стоят внимания, и я нахожу приличным сказать вам несколько слов в объяснение.

Вы хорошо понимаете, что православному христианину всякая икона дорога – не сама по себе, т. е. не по материалу, из которого сделана, не по искусству и тонкости работы, не по ценности украшения. Христианин дорожит иконою как священною вещью, которая напоминает ему о Боге, о Его чудесах милосердия к нам, о Его угодниках, святых ангелах и святых человеках, вообще о предметах, возбуждающих в нем чувства благоговейной любви к Богу, укрепляет его веру в Бога, поддерживает его надежду на Бога... Поклонение и вообще чествование иконы он относит не к веществу иконы, а к тому предмету, который изображен на иконе. Икона служит ему только напоминанием о глубоко уважаемом и горячо любимом предмете. Из этого христианского взгляда на икону вы легко поймете, почему мы с такою нескрываемою радостию и торжеством встретили святую икону Богоматери: мы встретили Саму Богоматерь, нашу усердную Заступницу, нашу могущественную Ходатаицу пред Богом, и радуемся как бы Ее личному водворению среди нас.

Кроме этой прямой и самой по себе достаточной причины к торжеству и радости, есть еще особенная, можно сказать, случайная. Икона эта, как видите, изображает знамение Пресвятой Богородицы и празднуется церковью 27 ноября. Благочестивая жертвовательница именно в этот день, по молитвам Богоматери, получила дорогую ей милость Божию. Украсив икону сообразно своему усердию и достатку, она пожелала принести ее в дар церкви с особенным торжеством, и не для хвастовства своим усердием и щедростью, но для выражения чувств глубочайшей благодарности к Богу и Пресвятой Богородице, чтоб все видящие это торжество узнали о милости Божией, ей оказанной, и вместе с нею прославили Бога. Могли ли мы оставить без внимания такое желание? Могли ли отказать в этом теперь, когда неверие и нечестие гордо поднимают свое чело и язвы своего развращающего сердца с бесстыдством и каким-то самохвальством выставляют напоказ? Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Товит. 12:7). Понимая эти слова ангела Божия к праведному Товиту, мы решились, как и должны были, с подобающею святыне честью торжественно принять икону и тем показать, что в обществе христианском еще не угасло святое чувство благочестия, есть еще горячая любовь и благодарность к Богу, благодеющему нам по молитвам преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, и в этом показать православным христианам пример для подражания и ободрения в исповедании веры и благочестия.

Касательно чудотворности этой иконы определенного сказать ничего не имею. Достоверно только то, что она была родовою собственностью одной знаменитой фамилии и в течение нескольких столетий считалась чудотворною. Но доказательств этому не знаю: говорят – и только. Вероятнее всего, что это есть копия с чудотворной Новгородской иконы Знамения Божией Матери. Православная церковь в подобных обстоятельствах наблюдает крайнюю осторожность, и если объявляет какую-либо икону чудотворною, то не иначе, как убедившись в том непререкаемым свидетельством Божественной силы. Подождем: пусть время выяснит волю Божию.

Впрочем, для нас, возлюбленные, это – можно сказать – безразлично. Совершает чудеса ведь не икона, а всемогущий и всевластный Бог. Он чудотворит и Сам непосредственно Своею силою, чаще же через разумные Свои создания – ангелов и человеков, даже и через бездушные вещи, например, святые иконы, святые мощи, святую воду и пр. Но во всяком случае, при этом вера человека, ищущего милости Божией, составляет необходимое условие. Может Господь и через эту икону, хотя бы она и не была чудотворною, оказать нам благовременную помощь, если мы будем просить Того с верою твердою, не колеблющеюся. Об этом-то, возлюбленные, т. е. о твердости нашей веры и сообразно с верою нашей жизни, преимущественно позаботимся. Потому что многомощная молитва Богоматери может остаться без ожидаемых последствий, если с нашей стороны не будет соответственной приемлемости. Сам Господь, как пишется в Евангелии, не мог сотворить многих чудес в Своем отечественном городе именно по неверию тамошних жителей.

С утешением смотрю я на ваше нынешнее многолюдное стечение. Оно радует меня как ясное свидетельство вашего благочестия, вашей надежды на милость Божию, вашей уверенности в помощи Богоматери. Молитесь же пред Ее иконою, высказывайте ваши прошения с верою в ходатайство Богоматери; но надейтесь не на икону, а на Бога милосердого и нашу пред Ним Заступницу усердную и непрестанную Молитвенницу, Божию Матерь. Аминь.

Наверх