Слово при вручении жезла Преосвященному Сергию (Лаврову), епископу Салмасскому, начальнику Урмийской миссии

Слово при вручении жезла Преосвященному Сергию (Лаврову), епископу Салмасскому, начальнику Урмийской миссии

Преосвященный епископ Сергий, возлюбленный о Господе собрат!

Сердечно приветствую тебя с принятием архиерейской благодати и молитвенно желаю, да поможет тебе Всевышний с возможно большею пользою послужить Православной Церкви в этом сане. Господь указал тебе место архипастырско-миссионерского служения в такой разноверной стране (Урмии), которая по особенностям местных условий представляет немало и особенных трудностей для архиерея. Представляя себе те трудности и те опасности, с которыми сопряжено это служение, я невольно вспоминаю те слова Спасителя, коими Он напутствовал Своих апостолов на общественную проповедь: Вот, Я посылаю вас, сказал Он им, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16).

Как оправдались эти слова в отношении апостолов, из коих некоторые сделались жертвою этих «волков», это хорошо знаем мы из церковной истории. Правда, давно прошли эти мрачные времена гонений на христиан, и теперь мы, благодарение Богу, живем в других условиях. Теперь уже не распинают христиан на крестах, не сожигают на кострах, не побивают камнями, не усекают мечами. Теперь человечество приняло более мягкую форму, и, пожалуй, иной найдет себя вправе спросить: да правда ли, что люди современного мира, хотя бы и неверующие, относятся к служителям Церкви и миссионерам как волки к овцам?

Однако ж приведенные слова Спасителя остаются истинными навеки. Не вдруг, правда, мир обнаруживает свою волчью натуру и не всегда в какой-нибудь острой форме. Но он перестал бы быть миром, если бы рано или поздно не проявил своей вражды и ненависти к тому, что исходит от Христа Распятого, и не сделал бы попытки каким-нибудь образом разрушить Его дело. Нужно совсем не иметь глаз, чтобы не видеть, как он для этой цели старается подорвать доверие к служителям Церкви, пастырям и миссионерам. Делая резкое различие между религиею и нравственностью, чада этого мира говорят: «Да они, эти слуги Христовой Церкви, хотя и религиозны, но в нравственном отношении они гораздо хуже, чем те, которые ничего не хотят знать о вере». И нет у них большей радости, как если они могут доказать, что религия для жизни не имеет никакого значения, что вера есть пустое суеверие, от которого нисколько не зависит нравственность; ничего они так не желают, как подметить что-нибудь соблазнительное и предосудительное в поведении служителя Церкви, чтобы сказать: «Вот видите, как ведут себя эти проповедники веры, – где же тут сила этой веры, где благотворное действие Евангелия?» Понятно отсюда, какая требуется строгость от пастырей и миссионеров.

Вот почему Спаситель и присовокупляет: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Что это значит? Святой апостол Павел отчасти изъясняет смысл этого сравнения в послании к Римлянам (Рим.16:19), когда говорит: желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло, – но да будет мне позволено остановиться на нем несколько подробнее. Древние римляне признавали четыре основных добродетели, из коих на первом месте стояла «пруденция», то есть мудрость, осторожность. Ее изображают на картинах в виде женщины, с устремленным вдаль пытливым взором, со змеею в одной руке и с голубем в другой. Это символ того духовного (а не плотского) человека, которому Апостол говорит: поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем (Еф.5:15–16). Редко случается, что человек по милости Божией соединяет в себе в одинаковой мере и то и другое: и змеиную мудрость, и голубиную простоту. Но там, где недостает этого сочетания, мудрость змеиная превращается в хитрость, а простота голубиная в глупость. Мудрость христианина прежде всего заключается в том, что он поступает подобно змее: последняя, когда нападают на нее враги, старается защитить только голову, а врагам оставляет хвост, ибо если спасена голова, то спасена и жизнь, а все остальное пусть погибает. Подобным образом и истинный христианин старается главным образом сохранить то, что составляет для него единое на потребу, то есть свою чистоту сердечную, живую веру во Христа. «Господи, – говорит он, – даруй мне, чтобы я Тебя только не потерял, а потеря всего остального не страшна для меня». Ибо такое настроение, когда имеется в виду одна только эта цель, предохраняет его от всякого ложного шага в жизни, от всяких козней и сетей врага и переходит непосредственно в голубиную невинность и простоту чад Божиих, ибо истинная простота есть и истинная мудрость. Глаз, который смотрит прямо, а не вкось, лучше видит предметы и не легко впадает в заблуждение и в ошибку, и душа, которая преследует одну только цель нравственного совершенства и достижения Небесного Царствия, не будет колебаться всяким ветром лжеучений человеческих, а неуклонно будет идти по своему пути, поступая, таким образом, мудро, как змея, и просто – без всякой фальши – как голубь.

Вот те свойства, которыми, по словам Спасителя, должны обладать апостолы, а, следовательно, и преемники их – пастыри и миссионеры.

Потщись же, брат, усвоить эти качества, эту змеиную мудрость и голубиную простоту, и тогда нестрашны будут для тебя никакие враги. Ибо тогда с тобою будет Тот, Который до скончания века обещает пребывать с верными Своими учениками. И на каком бы тяжелом и опасном посту ни пришлось стоять тебе, Он всюду будет близ тебя со Своею помощью, со Своим ободряющим словом: «Не бойся, это Я послал тебя сюда, Я поставил тебя на этот пост! Дерзай, чадо, ибо Я победил мир! (Ин.16:33)». Итак, возложив надежду на такого надежного Помощника, прими, возлюбленный собрат, этот посох и иди с миром на твой трудный, но не безнадежный пост.

А что сказать теперь вам, возлюбленные братия, в таком множестве присутствующие при настоящем нашем духовном торжестве? Смотря на сего новопоставленного епископа-миссионера, чувствуете ли вы, что Урмийской миссии, на служение которой мы напутствуем его, есть дело не чуждое и вам, что оно имеет значение и для вас? Когда Спаситель пред восшествием на небо сказал ученикам Своим: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15), то исполнение этой заповеди Он возложил не на одних только апостолов и их преемников, но на всех верующих. Следовательно, все мы обязаны участвовать в деле нашей православной миссии – но как мало мы делаем и как мало до сих пор сделано нами в исполнение этой заповеди. Вот почему для нас очень дорого и важно должно быть то, что нашелся хотя один человек из нашей среды, который с полным самоотвержением, и за себя, и за всех нас, идет исполнить тот долг любви, который лежит на нас в отношении отторгнутых от нас братий наших. Как близок должен быть он нашему сердцу. Мы не можем, конечно, последовать за ним в отдаленную Персию, чтобы защитить его от опасностей и быть его утешителями в минуты внешних и внутренних искушений, но можем и должны содействовать его делу внешними дарами любви, своими материальными пожертвованиями, в которых так нуждается наша миссия. Примите же это не к сведению только, но и к сердцу и будьте уверены, что и о том, что сделаете вы для богоугодного дела миссии, будет сказано в последний день: Мне сотвористе (Мф.25:40).

Не все мы, конечно, можем прийти на помощь этому делу материально, но все можем и должны споспешествовать этому делу своими молитвами. Пусть же каждый вознесет сейчас свое сердце к Богу и скажет: «Господи, Боже наш! Ты избрал этого служителя Своим орудием в деле утверждения православия в столь далекой от нас стране! О, даруй ему силу с успехом исполнить то, что Ты поручаешь ему. Ты знаешь его ревность, ты слышал те благочестивые обеты, с коими он посвящает себя на служение Твоему делу, – о, предотврати от него Твоею мощною десницею все, что может погасить в нем этот дух его ревности и самоотвержения... Ты посылаешь его в виноградник, где так много сорной травы и засыхающих деревьев, – о, даруй ему силу и крепость, дабы он мог перепахать этот сад и сделать его доброплодным. Наши же сердца исполни большею любовью и большим сочувствием к делу рук его». Аминь.


* Сергий (Лавров; 1878–1937). В 1902 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и назначен членом Урмийской миссии. В 1904 году – начальник той же миссии в сане архимандрита. 1 декабря 1913 года хиротонисан во епископа Салмасского в Урмии. С 1 июля 1916 года – епископ Соликамский, викарий Пермской епархии. На кафедру не прибыл, испросив себе отпуск до конца 1916 года. Во время революционных событий 1917 года объявил себя принадлежащим к Англиканской Церкви и был отлучен от Православной Церкви. Под ударами тяжелых испытаний во время гражданской войны и тяжелой болезни, постигшей его в Новороссийске, он сообщил о своем покаянии и решением Временного высшего церковного управления на юге России был воссоединен с Церковью. В течение нескольких месяцев 1920 года состоял управляющим Кубанской епархии. В том же году он был арестован и сослан на один год в Великий Устюг. В 1922 году он был вновь арестован, сослан в Ташкент. В 1925 году назначен епископом Семиречинским, управляющим Туркестанской епархией. В 1926 году он был арестован. В 1927 году перешел в обновленчество и назначен управляющим Красноярской обновленческой епархией. В 1929 году снял сан и поселился в Москве; в 1931 году арестован за попытку найти пути для выезда заграницу и приговорен к пяти годам ссылки. В 1937 году он, несмотря на годы сотрудничества с органами НКВД, вновь был арестован в Тобольске. Был приговорен к расстрелу и 10 ноября 1937 года расстрелян.


Наверх