Слово при освящении храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, устроенного в г. Симферополе госпожою Берковою

Слово при освящении храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, устроенного в г. Симферополе госпожою Берковою

Слава и благодарение Господу милосердному! Труды и иждивение Боголюбивой храмоздательницы не остались тщетны; по молитвам Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Господь принял жертву эту и труд любви; благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Своего Духа освятил этот храм в жилище Себе. Отныне это уже дом Божий; приусвоив его Себе, Господь открыл в нем для нас новый, еще один неиссякающий источник благодатных даров. Теперь вси труждающиися и обремененнии – все, кому шум мирской суеты отравил жизнь, сделал ее бременем несносным, могут находить здесь утешение, вразумление, руководство, помощь, исцеление и покой истомленному своему сердцу. Потому что по не ложному обещанию Господа очи Его будут отверсты и уши Его послушны к молению места сего день и нощь.

Не сомневаюсь, что эта великая милость Божия всеми нами принята с радостью и благодарным сердцем. Ведь не из личных же видов Господь благодетельствует нам; изливая на нас дары Своей благодати, Он имеет в виду только наше благо. Вечноблаженный в Своем существе, Он желает, чтоб блаженству Его сделалось причастным все, способное к тому; во облегчение же достижения этой цели, т. е. чтоб сделать нас счастливыми и здесь – в течение этой временной жизни, и там – на всю вечность, Он спешит к нам со Своею помощью, – в слове Своем указывает нам путь, а в таинствах и силы достигать цели указанным путем, поставив Церковь хранительницею и распределительницею даров благодати.

Будем же внимательны к столь милосердому о нас Промыслу Божию. Будем радоваться пред Господом, но радоваться Ему с трепетом из опасения не уклониться бы от намерения Божия и таким образом не посрамить бы радости Господней, как это случилось с Израильтянами. Будем благодарить Бога за Его милость, но не одним только чувством скоропреходящим, но и делом пребывающим, всею жизнью сообразно благой и совершенной воли Божией.

Если бы вы пожелали знать: чего хочет Бог от нас, даруя Свою благодать этому храму, то, вникнув в понятие о христианском храме, легко можете удовлетворить вашему желанию. Что такое христианский храм? Это есть дом Божий, дом молитвы, училище благочестия, сокровищница даров благодати. Рассуждайте же.

Если этот храм есть дом Божий, т. е. дом Отца нашего Небесного, если мы дети Божии, и не по названию только, а по истине – на самом деле, то очевидно, чего хочет Бог; Ему угодно, чтоб мы, как почтительные дети, являлись сюда в указанные Господом дни и обществом, как бы семейно, выражали пред Ним свою сыновнюю любовь и благоговение.

Если этот храм есть дом молитвы, то понятно, чего хочет Бог, освящая это место в жилище Себе. Он хочет, чтоб мы молились Ему здесь. По воле Его здесь совершается Богослужение, т. е. говоря словами Апостола, здесь приносятся молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки. Следовательно, и мы должны принимать участие в этом богоугодном деле, и мы должны спешить сюда и молиться за всех.

Если этот храм есть училище благочестия, то, значит, Господь хочет, чтоб мы учились здесь благочестивой жизни. Во время Богослужения здесь читается Слово Божие – Пророческое, Евангельское и Апостольское. Это завет, письмо нашего Небесного Отца, им зовет Он нас к Себе и указывает путь к возврату в оставленный нами родительский кров; это воля Его о нашем спасении. Следовательно, нам нужно внимательно слушать и постараться понять и исполнять его. Встречая же затруднение при уяснении себе воли Божией, не должны ослабевать в подвиге. Здесь же, в храме же, приготовлена нам и помощь. Здесь можем слышать и изъяснение слова Божия частью в священных песнопениях в честь Господа и Его Пречистой Матери, или в хвалебных стихах в честь прочих святых угодников Божиих, частию же в проповедях священнослужителей.

Внимая предлагаемому изъяснению слова Божия, мы легко, незаметно усвоим себе смысл и дух учения Христова, вслушиваясь же в песнопения Церкви, поймем, за что восхваляются угодники Божии, с какими в жизни трудностями они встречались, боролись, какие претерпевали искушения и как победили их во славу Божию. Мы должны быть особенно внимательны ко всему этому. По объявляемой нам таким образом воле Божией нас будут судить судом решительным, бесповоротным. И нельзя будет отговариваться незнанием; незнание поставится нам еще в более тяжкую вину: почему не знали? Посещая храм и внимательно следя за священнослужением, очевидно, не трудно было узнать волю Божию. Наконец, если храм есть сокровищница даров благодати, то понятно, чего хочет Бог, освящая это место в жилище Себе. Ему угодно, чтоб мы искали необходимой нам благодатной помощи опять здесь же, в храме, именно в молитвах Церкви при совершении таинств покаяния и причащения – самых могущественных средств к уврачеванию душевных наших немощей.

Такова, братия, воля Божия. Благодарно приемля милость Божию, изливаемую на нас через новоосвященный храм сей, позаботимся воспользоваться ею согласно воле Божией, во славу Его святого Имени, в наше вечное благо. И, так как храм сей посвящен Божией Матери, в память Ее введения во храм, Вселенскою Церковью ныне торжественно воспоминаемого, то будем прибегать в наших нуждах к ходатайству Богоматери. С материнскою любовью Она выслушает наши молитвы и, несомненно, станет нашею пред Богом усердною заступницею. Аминь.

Наверх