Слово первое на праздник Преображения Господня. О Фаворе и Голгофе, или об условиях зрения Божественного Света

Слово первое на праздник Преображения Господня. О Фаворе и Голгофе, или об условиях зрения Божественного Света

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Хождение во Свете Святой Троицы – вот то несравненное счастье, которое утрачено падшим человечеством. В людских языках даже нет слов и понятий, способных выразить это блаженнейшее состояние. Те немногие избранники, которые в земной жизни удостаивались соприкосновения с Сиянием Божиим, не в силах рассказать другим о явившемся им чуде чудес. Это невыразимые, неописуемые, неизъяснимые радость и покой, сладость и благоухание, теплота и свет. Об этих райских дарах говорил Иисус Христос ученикам: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие (Лк.9:27). Этого Небесного видения сподобились апостолы Петр, Иоанн и Иаков, когда Господь преобразился перед ними на горе Фавор.

Хорошо нам здесь быть (Мф.17:4), – воскликнул апостол Петр, осененный Фаворским Светом. Да, не просто хорошо – Божественно хорошо было ученикам Христовым, внезапно оказавшимся рядом с древними праведниками Илией и Моисеем в лучах Солнца Правды – Сына Божия. Тем самым апостол выразил не только восторг и удивление от зрения столь необычного светового зрелища, но также и воздействие этого Света на душу человека, дарующего ему неизмеримое блаженство. Желая как-то удержать это неземное блаженство, апостол Петр сказал: Хорошо нам здесь быть. И далее: Господи! если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф.17:4). Таково было представление его о высшей радости, свои праздники иудеи справляли в «кущах», шалашах из душистых зеленых ветвей, вдали от городской суеты, среди красот вольной природы. Но так, по-земному, представляя себе торжество Спасителя, апостол Петр не знал, что говорит (Лк.9:33).

В Евангелии от Луки повествование о Преображении Господнем следует непосредственно за словами Иисуса: Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть у биту, и в третий день воскреснуть (Лк.9:22). Через несколько дней после такого грозного предвещания Спаситель просиял перед тремя апостолами Небесным Светом. Фавор и Голгофа: Божественная Слава и жестокая, унизительная смерть на кресте – эти явления единым узлом связывались в подвиге Христа Искупителя.

На Фаворе было еще не время строить праздничные шалаши, торжествовать и блаженствовать. Не к разнеженности и расслабленности звал Господь избранников, просвещая их Фаворским Светом. Являясь перед учениками во Славе, даруя им опытное знание о Небесном Царствии, Божественный Учитель призывал апостолов на путь великих трудов и скорбей, ибо только так могли они достигнуть блаженной вечности: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Лк.9:23).

Голгофа и Крест, Искупительная Жертва Христова ради спасения падшего человечества – вот о чем беседовал Сын Божий с появившимися на Фаворе древними пророками Илией и Моисеем в этот торжественнейший момент Своей земной жизни: Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк.9:31). Вспышкой Пречистого Света во мраке вселенского зла просиял Богочеловек, знаменуя решимость по Своему человечеству добровольно принять страдания и казнь, утверждаясь в исполнении Божественной воли Святой Троицы о любви к людям. И вот тогда на Фаворе грянул голос Бога Отца, вещающий о Христе Искупителе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5).

Глас Господень вывел апостолов из бездумного радования. Услышавши, ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф.17:6). Спаситель показал им Славу Свою, чтобы и они, в послушании Сыну Божию отложили прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф.4:22), и достигли собственного внутреннего преображения.

Название «Фавор» означает «обитель чистоты». Эта святая гора покрыта тенистыми рощами и цветущими лугами, но вершина ее высока, и восхождение на нее трудно. Таков образ пути к преображению каждого христианина. Вот так же упорно и настойчиво должны мы взбираться по крутой тропе в Горняя, поднимаясь над низменными своими пристрастиями, приучаясь дышать разреженным, но чистейшим воздухом вершин, – чтобы удостоиться причастности к Божиему Сиянию.

Иисус преобразился, и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (Мф.17:2) – так описывается предивное диво Фаворское в Священном Писании. Но даже вдохновенные слова евангелиста оказываются здесь слабыми и бледными. Солнце и белый свет его, эти прекраснейшие явления вещественного тварного мира, могут изобразить лишь тень происшедшего на Фаворе. Да и только ли на земной горе явлено было Преображение Спасителя? Фаворский Свет властно притянул к себе и телесного обитателя Рая – святого пророка Илию, и находившегося в то время еще в аду праведного Моисея, и лучших земных людей – трех избранных апостолов. Вещественному, тленному, смертному не оставалось места на Фаворе, то было пресветлое явление духовного мира – явление славы Царствия Божия.

В позднейшие времена лукавые еретики, жалкие духовные слепцы пытались умничать о какой-то «сотворенности» и «вторичности» Фаворского Света. Так думают католики и думали последователи Варлаама Калабрийского – еретика XIV века и противника святого Григория Паламы. Находятся такие «отрицатели» и в наше время. Но мутными земными глазами не подсмотреть, темным земным рассудком не понять откровений Божественных. Смертный человек не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх.33:20) – лишь духовному взору приоткрываются тайны Всевышнего. «Иисус Христос явил в Преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который сокрыт был у Него под завесой плоти, – это Свет Божеского естества, потому и несотворенный. Он преобразился на горе, не воспринявши чего-либо и не изменившись во что-либо новое, но показав ученикам только то, что у Него было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Понимаешь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к такому Свету?» – вопрошает Богомудрый святитель Григорий Палама.

Три года ученики Христовы находились рядом с Сыном Божиим – и не видели, и не могли видеть Его Божества. Только на Фаворе и лишь на несколько мгновений Спаситель силой и милостью Своей как бы преобразил их в существа духовные, отверз им душевные очи, дабы смогли они лицезреть славу Его. Хорошо нам здесь быть (Лк.9:33), – радостно восклицал апостол Петр, не понимавший еще, что ничто смертное не может долго пребывать в Отчем Сиянии. Преподобный Серафим Саровский, также удостаивавшийся в земном житии просвещения Божественным Светом, свидетельствует: «Если бы нам, убогим, даровал Господь пробыть подольше в таком состоянии, то мы бы, расплывшись от внутренней сладости, лишились бы жизни временной. В теперешнем падшем состоянии плоть наша не может долго выдерживать подобной силы наития Духа Божиего». Способность к восприятию райского блаженства христианин должен взрастить в себе в течение земной жизни – очищаясь покаянием от греховной скверны и просвещаясь Божественной благодатью Святых Таинств Церкви. И пусть он при жизни и не узрит этот Свет так же непосредственно, как его узрели великие святые, он все равно будет чувствовать и ощутительно переживать по мере своего очищения ту же самую светоносную благодать, а уже за порогом смерти он узрит наконец это Божие Сияние. При этом чистые в нем обретают несказанное вечное счастье, а для нечестивых – оно станет карающим огнем и тьмою, из-за того, что они в своей земной жизни не очистились и не подготовили себя к встрече с Господом.

Святой апостол Павел говорит: Многие поступают, как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп.3:18–21).

Тайну вечной жизни созерцаем мы, устремляя духовные взоры к горе Фавор. Хранить память о Небесном Отечестве призывает нас Преобразившийся Спаситель, ради нашего возвращения в Горнее Царствие проливший на Кресте Пречистую Кровь Свою. По слову святителя Димитрия Ростовского: «Христос, не имеющий в Себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха – в возлюбленных сынов Бога».

Древле сотворенное Всевышним солнце дарит этому миру свет, тепло, жизнь. Но в урочный час погаснет это солнце, погибнет видимый облик этого мира, чтобы измениться в новый вид, сообразно новым – одухотворенным телам воскресших людей. Дабы и нам не погибнуть навеки, просиял человечеству Незакатный Свет Солнца Правды – Христа Искупителя, предвещающего верным вечную жизнь в радости совершенной.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Что же изберем для себя мы с вами? Потрудимся ли совершить восхождение на Фавор благодати Божией, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших? (2Пет.1:19). Или же так и останемся в выгребных ямах греха, пропитываясь смрадом похотей, переполняя темнотой свои бессмертные души и тем обрекая себя беспросветному огню адскому? Останемся ли мы навеки глухи к зову Вселюбящего Создателя, навеки слепы к Божественному Сиянию?

Конечно, наш путь восхождения на Фавор весьма труден и это путь голгофский. Если Безгрешный Господь сначала преобразился пред учениками, а затем претерпел добровольную Голгофу во искупление наших грехов, то в нашей жизни наоборот: мы, очищаясь от наших грехов на Голгофе нашего покаянного делания, восходим на Фавор боговидения. И для нас иного пути нет.

Видение Фаворского Света есть торжество чистых сердцем, предвестие их будущей славы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, ликуя, обращается к верным: «Наслаждайтесь дольше, дольше этим Небесным зрелищем! Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, то Он преобразит некогда такою же славою и наши тела, – нашу омраченную грехом и страстями житейскими природу удивительным образом преобразит и просветит».

В этой пресветлой надежде, празднуя ныне день Преображения Господня, припадем же и мы с теплою молитвою ко Спасителю – да подаст каждому из нас силу духовную для достойного несения креста своего, для восхождения на Фавор чистоты сердечной.

Не убоимся же трудов и скорбей временных, чтобы и нам воскликнуть, как некогда воскликнул апостол Петр: Господи! хорошо нам здесь быть (Лк.9:33), – но уже в мире ином, в счастливейшем Царствии Отчем, где ночи не будет, и нет нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает все, и спасенные народы будут царствовать во веки веков (Откр.22:5), ибо Богу нашему и подобает всякая слава в нескончаемые веки.

Аминь.

Наверх