Слово на попразднство дня святых Петра и Павла. 13.07.2015 г.

Слово на попразднство дня святых Петра и Павла. 13.07.2015 г.

Как попразднство дня памяти святых апостолов Петра и Павла Святая Церковь празднует и память двенадцати апостолов, и в сегодняшнем Евангелии от Марка перечисляются все их имена: Андрей, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит и Иуда Искариот, который Его и предал (см. Мк. 3, 18-19). Ну, и конечно, Пётр, он входит в число двенадцати. Апостол Павел в число двенадцати не входил, и при жизни Христа Спасителя не только не был Его учеником, но был даже гонителем Церкви Божией. Но после того, как Господь его избрал и явился ему в видении, апостол Павел стал верным и последовательным учеником Христовым, и Святая Церковь называет его первоверховным, так же как и Петра. Имена апостолов обязательно нам нужно помнить и знать, очень важно прочитать их жития. Это наши старшие братья, но не по крови, а по духу. Они являют на земле первую церковную общину подобно той, которая есть в каждом храме, и в нашем тоже. Они были первые, а мы на сегодня последние. Может быть, из этих детей, кто здесь присутствует, двое-трое тоже войдут в какую-то общину, но большинство, конечно, отпадёт, потому что совсем не все дети, которых родители пытаются приобщить к христианству, становятся христианами. Чтобы стать христианами, дети должны не уроки выслушивать, а прежде всего должны иметь перед собой пример. Вот святые апостолы имели пример Христа. Во всём. Но этот пример особенный, потому что это был пример безукоризненный. Вот есть такой Институт меры и веса, где хранятся эталоны. Эталоны веса – специальные гири весом один килограмм, которые сделаны из благородных металлов, и от них отсчитывают все остальные меры веса, потому что они являются безукоризненным эталоном. Так же и мера длины – специально изготовлены такие, можно сказать, металлические палки из драгоценных металлов, чтобы они не реагировали на изменения климата или температуры, хотя, они хранятся, конечно, в помещении, где температура и влажность не меняется. Но тем не менее. Это нужно для того, чтобы иметь меру метра, от которой всё остальное и отсчитывается. И вот, Христос для апостолов был таким же безукоризненным эталоном. Глядя на Христа, на Его жизнь, они постепенно становились христианами. А дальнейшее поколение христиан уже глядели на жизнь апостолов и тоже имели в них безукоризненный пример. Но уже один из апостолов оказался предателем и примером, конечно, послужить не мог, только мог послужить примером сребролюбия, самоубийства и предательства. Почему? Потому что люди несовершенны.

Всё новые и новые поколения обращаются к христианству, принимают святое крещение. По разным причинам, но всегда причина есть. Как зов Божий в сердце человека отражается – каждый раз таинственно, но Господь Сам выбирает Себе людей, и они встречаются в жизни с христианами, и на них это очень действует. И они обращаются ко Христу. Как это происходит? Вчера я уже к вечеру, около 5-ти часов, ещё раз в жизни имел возможность этому быть свидетелем. Я был во Владикавказе, а рядом там такой городок всем известный, называется Беслан. И вот, мы заехали на тот мемориал, не на кладбище, а туда, где как раз орудовали террористы, уничтожая бесланских детей и взрослых, потому что в этом здании находилось ещё 14 взрослых мужчин, которых расстреляли первыми. И рассказывал об этом событии очевидец, бывший прокурор города, могучий мужчина производящий впечатление, что он из одних мышц состоит, мощный такой мужчина. У него погибли в этой школе его родные дети. Он рассказывал, как это было. Мы-то знаем об этом от журналистов, но, к сожалению, они всегда привирают. Это не только они, вообще все люди привирают, когда рассказывают о чём-то хорошем и о чём-то плохом, такое свойство человеческого разума: всегда кажется, что было так, а было немножко не так, всегда что-то забывается, люди что-то присочиняют.

Вот произошло такое страшное событие. Я был там много лет назад, сразу после этих бесланских событий. Но тогда ещё не висели фотографии погибших в этом месте. А сейчас с правой стороны висят фотографии деток, потом их учительниц, а спереди фотографии тех сотрудников спецподразделения «Альфа», которые без бронежилета выносили оставшихся в живых детей, а им стреляли в спины. Погибших довольно много. Я сейчас уже не помню, сколько, по-моему, 17 человек. Я их потом отпевал на Лубянке, потому что они относятся к подразделению ФСБ. И, конечно, смотреть на фотографии детей – это очень тяжёлое переживание. Я до сих пор – а уже полсуток прошло – нахожусь под впечатлением. И мы как раз обсуждали это, когда летели в самолёте назад в Москву. Там, в Беслане, принято раз в году всех детей, учащихся приводить туда. Стоит ли это делать вообще? Это, конечно, зрелище нечеловеческое. Может быть, раз в жизни каких-то старшеклассников, предварив какой-то лекцией, можно сводить. Потому что есть кладбище, где все похоронены, оно очень благопристойное впечатление производит: гранитные плиты, кресты. Лучше на кладбище, чем в этот мемориал. Это уж пусть гости Беслана туда приезжают, потому что это отрицательный пример для души.

Но отчего я начал этот разговор про Беслан – не только потому, что меня всю ночь и сегодняшнее утро мучает вот это воспоминание, нет. Меня поразил этот прокурор бывший, который потерял своих детей. Он после этого сразу крестился. Когда-то все осетины были православные, но, понятно, коммунистическая пропаганда действовала определённым образом, и многие даже и не знали, кто они – не то они мусульмане, не то православные. Знали только точно, что они осетины. Поэтому все горские обычаи они соблюдают, они очень интересные. Мы с ними обедали, и там один депутат думский, осетин, нам всё рассказывал, как полагается, определённый ритуал обеда, что за чем идёт. Очень интересно. У нас, у русских, это всё уже давно потеряно. Были наверняка какие-то традиции, потому что я помню, в молодости изучал, даже всякие обрядовые песни (свадебные или, например, застольные). Сейчас только «Вот кто-то с горочки спустился» поют, но, собственно, в этих песнях нет ничего народного, как и в песне «Издалека долго течёт река Волга». Это всё уже такой искусственный суррогат. И вот этот бывший прокурор принял святое крещение. И главное, с таким благоговением он молится. Мы там, понятное дело, послужили заупокойную службу. Благословение берёт с таким благоговением! И такой там не один человек. Иногда Господь посылает даже такие испытания людям, тем самым обращает их к Себе. Обращает на Себя внимание, чтоб человек подумал, что есть среди живущих на земле людей такие важные события, которые нарушают порядок вещей. Например, дети умирают раньше, чем родители. Они получают огромную встряску. И очень правильно, когда человек не озлобляется, исполняясь чувством мести, и не в этой мести живёт, пока не зальёт кровью свои руки и печень от злости не треснет, а смиряется перед Богом, молится и ищет спасения от тех чувств, которые его переполняют. Был ещё глава администрации, который раньше там работал судьёй. А ведь один из этих бандитов остался жив, его судили и дали ему пожизненный срок – этот судья ему и дал. И сказал тогда: «Об одном жалею, что отменили смертную казнь, я бы тебя тогда 40 раз расстрелял». Вот такие чувства им владели. А сейчас он принял святое крещение, начинает познавать Священное Писание. И многие бесланцы приехали, и даже в нашем храме побывало несколько человек (около 10-ти), мы их крестили. Они приехали в Москву с разными целями, но все разошлись по московским храмам, чтобы принять святое крещение. Что ими руководило? У всех разное. Один, я помню, даже сказал: «Я хочу быть подальше от ислама». Ведь эти террористы размахивали знаменем ислама, хотя ислам не предписывает никого убивать, тем более своих единоверцев и единоплеменников. Это просто такая форма прикрытия, под которой люди выполняют чьи-то распоряжения.

Разные образы в течение жизни могут запечатлеться в сердце человека. Святитель Тихон Задонский говорил, что когда воспитываешь детей, очень важно, чтобы у них в сердце был запечатлён образ Христа, святых угодников, образ Церкви, икон. Дети это очень хорошо воспринимают, они с удовольствием целуют крест, видя, как это делают взрослые, прикладываются к иконам. Очень важно их учить правильному поведению в храме, что храм – это не универсам, не конюшня и не домик в деревне у бабушки, это место особенное. Обязательно нужно с ними накануне, прежде чем пойти в храм, об этом поговорить, напомнить, это будет нелишне. Чтоб они чувствовали и воспитывали одно из главнейших свойств сердца религиозного человека, которое присутствует у всех людей всех религий. Называется благоговение. Без благоговения никакой настоящей религиозной жизни невозможно, только какие-то формальные вещи. Апостолы научились этому благоговению от Христа. В основе благоговения лежит страх Божий – страх совершить, или подумать даже, или почувствовать нечто такое, в результате чего Господь отвернётся от меня. Надо стремиться так жить, чтобы Господь не отворачивался.

Поэтому Святая Церковь так торжественно празднует и память Петра и Павла, этих величайших из мужей, и подвижников, остальных апостолов. Они являют собой фундамент здания Церкви, которая стоит уже две тысячи с лишним лет и будет стоять до конца времён, что бы ни случилось в этом мире. А что случится, мы знаем. Всё дальше и дальше люди будут отвлекаться от веры, будут увлекаться тем, что предлагает этот мир, будут соблазнятся. То, чему учит Христос, будет неинтересно, а будут интересны наушнички, игры, чипсы – словом, всякая гадость, то, что заведомо вредно. А беспомощные, вялые родители будут разводить руками: «Что мы можем сделать?», то есть отдавать своих детей на откуп сатане. А потом: «Ну как же так, батюшка, он до 13-ти лет ходил в церковь, а теперь его не затащишь. Что мы можем сделать?». А почему так происходит? Потому что можем только тащить. А мы должны подражать святым апостолам, которые вообще никого не тащили. Апостол Пётр сказал проповедь – она опубликована в Евангелии, в Деяниях святых апостолов – и крестилось сразу три тысячи человек. А что там, какие слова-то? Или Иоанн Кронштадтский. Я прочёл все его проповеди. Ну самые обыкновенные академические проповеди. Но почему-то когда он эти проповеди читал в Кронштадте, пять тысяч человек рыдали и каялись в своих грехах, хотя слова совершенно обыкновенные. Люди, глядя на таких, как о. Иоанн Кронштадтский, обращаются ко Христу. И каждый человек, как минимум, должен быть апостолом в своей семье. Потому что семья – это тоже церковь, только домашняя, маленькая церковь. А на старшем поколении лежит ответственность перед Самим Богом. «Вырастет из сына свин» или вырастет христианин? Главное дело на земле – это не сколько зарабатывать, не какой автомобиль, не в каком районе Московской области дача. Это всё для Бога не играет роли. А главное – что из себя представляют твои дети. Некоторые на детей жалуются, я всегда советую одно и то же. Спрашиваю: «У тебя дома большое зеркало есть?» – «Есть» – «Подойди и плюй в него». Во-первых, и вытираться не надо, во-вторых, всё отчётливо понятно. Потому что в этом виноват только ты. Не школа. Потому что это ты выбрал школу около дома, вместо того чтобы объездить все 1200 школ и найти лучшую. Это ты туда устроил. Это ты не занимался ребёнком и не интересовался, как он учится, с кем он дружит. Это всё ты. «А вот у меня муж никакого внимания детям не уделял», – «Да, но это ты за такого вышла». И так далее. Надо понимать меру своей ответственности, это очень важно.

Вот нам сразу, когда создаём свою семью или выбираем какую-то специальность, которой посвятим всю свою жизнь, надо помнить только об одном: будет ли это способствовать созданию христианской семьи (малой церкви), а моё служение будет ли христианским. Вот так апостолы и поступали. Они оставили всё и пошли за Христом. Матфей оставил свои сборы податей, Пётр с Андреем оставили свою рыбную ловлю. Каждый оставил для того, чтобы созидать Церковь Божию. Так же и мы должны поступать. Конечно, перед нами не стоит задача, как перед Иннокентием Московским, который всю Сибирь просветил, или как перед Николаем Японским, который приехал в Японию в такое время, когда по законам каждый человек, обративший японца ко Христу, подвергался смертной казни. И первого человека он крестил через восемь лет пребывания в Японии. А когда он умер, оказалось, что он имеет такой авторитет в Японии, что находится на втором месте после императора. Понятно, что Московский Святейший Синод хотел святые мощи такого святого человека забрать в Россию, хотя вести было далеко, понятное дело, из Японии – это путь неблизкий, большая часть на лошадях. Император отказал. «Нет, – говорит, – Николай принадлежит японскому народу». Вот этот русский человек посвятил свою жизнь просвещению японцев, создал Японскую Православную Церковь, которая существует до сих пор, и уже из поколения в поколение передаёт своим детям любовь и к иконе, и ко кресту, и к Богородице, и ко всем святым. У нас их тысячи и тысячи, в Японии – очень немного. Но дело святителя Николая живёт.

И мы должны стараться так жить, чтобы и наше дело жило. Какое дело? Дело бессмертия, дело апостольское. Все остальные дела человеческие на земле сгорят. А вот дело воспитания человеческих душ, следующего поколения – это будет жить вечно.


Наверх