Слово на Новый год 1892 г.

Слово на Новый год 1892 г.

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 

Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? (Ин.6:66–67)

«Зачем и куда идешь ты, сын мой?» – так спрашивает добрый отец своего сына, которого он со всякой любовью и заботливостью берег и лелеял, воспитывал и образовывал, но которому тесно стало в родительском доме, и он, вопреки желанию отца, неудержимо рвется в неизвестную даль. Там, за пределами отцовского дома, лежит пред ним мир, столь великий и обширный, но столь полный опасностей, искушений и злоключений на различных путях своих. Изберет ли он надлежащий путь, достигнет ли своей цели, будет ли он счастлив? «Ах, зачем же и куда стремишься ты?» – снова спрашивает его сердобольный отец, с глубокою скорбью на душе, с горькими слезами на глазах. Глубоко трогательны эти, прямо из любящего отцовского сердца исторгающиеся слова, и разве только в самой испорченной душе они не способны произвести решительного переворота. Но еще трогательнее для благочестивого человека должен быть приведенный нами вопрос Спасителя: не хотите ли и вы отойти? – вопрос, с которым Он в лице двенадцати учеников Своих обращается и к нам сейчас, в виду усиливающегося в наше время отпадения христиан от Него и Его Церкви, и на котором мы желали бы сегодня остановить ваше, братие, внимание. О, если бы сегодня, в день Нового года, под влиянием этого вопроса Спасителя оказались мы настолько искренними к самим себе, что, взвесив пред судом своей совести все свои труды и заботы, намерения и цели, домогательства и стремления, предстали пред лице Бога с искреннею мольбою 138-го псалма: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс.138:23–24).

Итак, рассмотрим многознаменательный вопрос Спасителя (не хотите ли и вы отойти от Меня) в связи речи: рассмотрим его а) как выражение скорби Спасителя о том, что столь многие из Его последователей отходят от Него, и б) как побуждение для нас, христиан, к испытанию самих себя и своего жизненного направления.

а) Как солнце видимое представляет собою собственно один небольшой, но светлый, лучезарный круг, а другой – больший по объему, но менее светлый, так вокруг Господа, кроме небольшого кружка двенадцати апостолов, собрался другой, более обширный круг последователей. Привлеченные Его чудесами, плененные силою Его слова, последние долгое время ходили за Господом, не давая себе отчета в том, какое сделали они приобретение в лице Иисуса Христа и какой пользы могли они ожидать от Него. Увидев чудо насыщения пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, они подумали, что настали времена Мессии, пришел тот пророк, которому должно прийти в мир, и в этом они, конечно, не ошибались. Ошибались они только в чувственном представлении Царства Мессии, полагая, что их теперь постоянно будут кормить хлебом, сходящим с неба. Христос не раз предлагал им учение о Своем истинном существе, направляя его прямо против низменности их плотских стремлений и ожиданий. Он внушал им стараться не о тленной пище, а о хлебе небесном, истинном, который дает жизнь миру. И на их просьбу: Господи! подавай нам всегда такой хлеб (Ин.6:34) – Он сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете (Ин.6:35–36). Тогда возроптали на Него иудеи за то, что Он сказал им: Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин.6:51). Но чем дальше, тем с большею ясностью раскрывает Он им, что их следование за Ним из-за одних внешних, чувственных побуждений не доставит им никакой пользы, если они не уверуют в Него как истинного посланника Божия. Он открывает им, что и происхождение их отцов, которые ели манну в пустыне, нисколько не поможет им, если они сами не получат истинного хлеба жизни, и что этот хлеб есть плоть Его, которую Он отдает за жизнь мира (Ин.6:51). Отсюда начинается решительный поворотный пункт для многочисленной толпы иудеев, следовавших за Иисусом. Многие из них, выслушав учение Его о плоти Своей как истинной пище и крови как истинном питии, сказали: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин.6:60). Тогда Спаситель прямо и решительно сказал им, что их приближение к Нему не истинное и бесполезное. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и более уже не ходили с Ним, так как они поняли теперь, что Христос не может удовлетворить их плотским ожиданиям и честолюбивым расчетам.

Как жалки эти люди, которые не могли найти в Иисусе Христе ничего такого, что могло бы удержать их при Нем. Хотя они и сличали ветхозаветные обетования о Мессии с тем, что представлял из Себя Христос, хотя и находили они в нем осуществление многих из этих обетований, но это было делом только их разума, а не сердца, верою по букве, а не живою и действенною верою. Они похожи были на людей притчи, у которых семя слова Божия падало на каменистую почву. Они слушали слово Божие и принимали его с радостью, но оно не пустило корня в их сердцах, а потому они не могли быть тверды в своей вере. Лишь только Христос выступил пред ними с решительным требованием веры в Свое Божественное величие – и они отошли от Него.

Так было во времена Спасителя. Не то же ли самое замечаем мы в отношениях к Нему и у позднейших Его последователей – современных нам христиан?

Воспитываемые с детства благочестивыми родителями в православно-христианском духе, наставляемые в истинах православно-христианского вероучения, многие принимают его только внешним образом и только по привычке осуществляют его в своей жизни; но если приходится им более серьезным образом доказать свою веру, перенести какие-либо лишения и страдания за своего Господа, то они не обнаруживают достаточного мужества в этом испытании, в них возникает ропот, они отходят от своего Господа, не хотят знать и матери своей, Церкви. Сначала, на первых порах своей жизни, многие из чад Православной Церкви с радостью и удовольствием принимают и соблюдают все то, чему учит их Церковь на основании Священного Писания и Священного Предания. Но вот закрадывается в их сердца сомнение в истинности простого библейского учения и спасительности церковных Таинств, доносится до их слуха чуждый голос нечестивых лжеучителей, подтверждающих их сомнение, – и они теряют веру в своего Господа и отходят от Него, вообразив себя, подобно блудному сыну, способными жить самостоятельно.

Но вот Господь с любовью отца, с внутреннею тугою смотрит вслед каждого из этих отходящих от Него блудных сынов Своих и говорит им: не хотите ли и вы отойти? Вот стоит Он с любовью царя, который готов жизнью пожертвовать за каждого из этих, изменяющих Ему Его подданных, и, как у пророка Михея (Мих.6:3–4), говорит им: Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Людие мои, подумайте о том, сколько добра сделал для вас Господь ваш! Вот стоит Он с любовью пастыря, который готов бежать вслед за каждой отбивающейся от стада овцой и на раменах Своих принести ее домой. Вот стоит Он с любовью и скорбью жениха, который все сделал для того, чтобы пойти под венец со Своею невестою и навсегда связать с нею судьбу Свою, но в день брака она отказывает ему в руке своей и отдается другому.

О, какая скорбь снедает грудь Спасителя, когда Он видит, как много его последователей удаляется от Него и Его Святой Церкви. Он готов удержать их в доме Отца Своего, но они не хотят более быть в нем. У Него, в Его обширном, любящем сердце, есть место для всех них, но они не хотят оставаться в нем. У Него достало бы благодатных средств для всех, но они не хотят ими пользоваться. В дому Отца Его много светлых обителей и украшенных чертогов, но они слепы, они не видят красоты и великолепия этих чертогов и без сожаления оставляют их. Само собою понятно, что если они не хотят более оставаться с Ним, то здесь не может быть места никаким принудительным мерам, – в таком случае Он должен отпустить их, хотя и с глубокой скорбью.

Но как несчастны и жалки эти неверы, отступающие от Христа и Его Церкви! Как обманываются они, рассчитывая сделать чрез это шаг вперед, стяжать себе титло передовых людей! Не вперед шаг делают они чрез это, а отступают назад, потому что истинное движение вперед есть только движение ко Христу. И, однако, наше время – поистине – время не приближения ко Христу, а удаления от Него и Его Церкви. Осмотритесь кругом, и вы вполне убедитесь в этой печальной истине. С каждым годом все более и более умножаются между христианами ереси, расколы, отпадения от истинной веры во Христа, более и более является людей, вовсе утративших благо веры и только по одному имени и по рождению в христианской семье принадлежащих Церкви. О, если бы Спаситель явился сейчас среди нас, то при взгляде на нас, не предложил ли бы Он и сейчас, как тогда, Своего полного скорби вопроса: не хотите ли и вы отойти?

С этим вопросом в приведенном нами тексте Христос обращается, собственно, не к отходящим от Него ученикам более обширного круга, а к тем двенадцати избранным ученикам Своим, которых Он ввел во внутреннее общение с Собою. Такой вопрос Спаситель предлагает последним не потому, чтобы Он не надеялся на их верность Себе, но чтобы побудить их к самоиспытанию. При этом Спаситель как бы так говорит: «Не хотите ли уж и вы отойти от Меня? вы, которых Я так приблизил к Себе из одной любви к вам, вы, которым Я открыл тайны Царствия Божия и снабдил особенными, благодатными силами и дарами? Отойти от Меня, оставившего ради вас Свою небесную родину, где жил Я в полном довольстве, в блеске величия и славы и снисшедшего в эту плачевную юдоль бед и скорбей, – от Меня, извлекшего вас из бездны гибели и оказавшего вам такую любовь, какой никто не может оказать?»

Таков смысл и содержание этого вопроса Христа к двенадцати ученикам Своим. Этим Он не хочет насильно заставить их остаться при Нем. Нет, – это дело их свободного выбора. Как отошли от Него другие, так и они могут отойти от Него, если им не нравится общение с Ним. Их не должны приковывать к Нему никакие внешние, насильственные узы. Своим вопросом Спаситель хочет заронить только жгучую искру и совесть учеников Своих и заставить их посерьезнее испытать самих себя, взвесить, в каком они отношении стоят к Нему, чем они пользуются от Него в настоящем, что могут получить от Него в будущем и что могут найти, если бы отошли от Него.

б) Такое именно действие и произвел на апостолов этот исполненный грусти вопрос Спасителя, как это видим мы из ответа апостола Петра, который он дает им от лица всех своих собратий: Господи! говорит Петр, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин.6:68–69). Да и куда им, в самом деле, было идти? Разве к их прежнему занятию рыболовством, к рыбачьим снастям и лодкам на Генисаретском озере? Но Христос сделал их ловцами человеков, а это занятие и призвание несравненно выше. Или к Иоанну Крестителю, учениками которого некоторые из них прежде были? Ах, его уже не стало – Ирод Антипа убил его, да к тому же Иоанн не был светом истинным, самосветящим, – он светил только светом, заимствованным у Христа, как и сам Он свидетельствовал: Ему, то есть Христу, должно расти, а мне умаляться (Ин.3:30). Но здесь было Само вечно светящее солнце правды. Или они, быть может, могли пойти к фарисеям и книжникам? Но они связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф.23:4). Но здесь Тот, иго Которого благо, и бремя Которого легко (Мф.11:30), и у Которого одного только можно найти покой душам своим. Или должны они примкнуть к первосвященникам и старейшинам иудейским? Но слава их храма уже померкла, и завеса, отделявшая Святая Святых от входа в нее народа, скоро будет разодрана. А здесь стоит Вечный Первосвященник, Который вошел в самое небо и Своей собственной кровью совершил там искупление. Или, наконец, нельзя ли было им пристать к Ироду – царю, к Пилату – правителю? Но их власть была только тенью и слабым отражением истинной власти. Здесь же – Сам истинный Царь из племени Давидова, Который сделал их Своими подданными, и кто от истины, тот слушает Его голос. Итак, на что им было решиться, куда идти? Всюду непостоянство и смерть, всюду ночь, мрак и тени – здесь, у Христа только жизнь и глаголы живота вечного, у Него только свет, мир и радость.

А что сказать теперь нам с вами, слушатели, на этот трогательный вопрос Спасителя, который и для нас имеет такое же значение побуждения к самоиспытанию, какое имел он для двенадцати апостолов? Не хотим ли уж и мы отойти от Христа и Его Святой Церкви точно так же, как отходят на наших глазах многие из наших собратий? Если когда, то именно сегодня, в день Нового года, особенно нужно нам испытать самих себя, куда склоняемся мы нашими мыслями, желаниями и намерениями, и на каком пути мы находимся. Так обыкновенно делает благоразумный путешественник: прошедши ту или другую станцию, он останавливается и соображает, по той ли дороге идет он, которая прямее и беспрепятственнее может привести его к предпринятой цели. Так должны делать на пути нашей жизни и мы – странники земли, не имеющие здесь постоянного града, но ищущие будущего (Евр.13:14). И так, куда же идем мы и куда должны идти?

Может быть, ты идешь к провозвестникам мудрости века сего или к новоявленным ересеучителям, с их новыми евангелиями, с их новою самоизмышленной верой? – О, предостереги себя от их обманчивого света, от их растлевающего учения: там ничего нет для твоей бессмертной души, ничего нет для вечности – Христос только имеет глаголы живота вечного, у Него и в Его Церкви только душа находит то, чего так сильно желает, – свет, жизнь, мир и радость. Может быть, тебе хочется примкнуть к сонму тех, которые утопают в роскоши и неге и не отказывают себе ни в каких земных удовольствиях? Но этот мир, со всеми его удовольствиями, преходит и только тот, кто исполняет волю Божию, пребывает вовек (1Ин.2:17), у него только есть истинная радость. Или, быть может, ты жаждешь почестей и уважения в этом мире, хочешь быть богатым и знаменитым, занимать высокое положение в обществе? Но все это суета сует, – все суета! (Еккл.1:2), одна только честь у Бога достойна нашего достижения и никогда не теряет своего значения. Или ты хочешь во что бы то ни стало добиться расположения великих и сильных мира сего, чтобы при посредстве их сделаться счастливым? Но помни, что их рука слаба, их величие непостоянно, их сила ничтожна. У Христа только ты можешь найти для себя прочную и надежную опору, только Он один вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8). К Нему, к Нему одному должны мы направлять и свои мысли, и свои желания, и свою деятельность. Куда бы помимо Его нас ни звали – не послушаем; куда бы ни указывали – не посмотрим; куда бы ни стали завлекать – не последуем!

В жизни нам часто приходится стоять на перекрестке. Справа мы видим узенькую тропинку, которая чрез тесные ворота ведет в жизнь вечную, а слева широкую дорогу, чрез широкие ворота ведущую в бездну гибели. По-видимому, все люди должны бы одинаково предпочитать первый путь, ведущий к вечной жизни, потому что каждый хочет жить и блаженствовать и никому не хочется умереть и погибнуть. Но перекресток соблазнителен, опасен, ибо путеводителем по правому пути служит один только простой крест, с такого рода надписью: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34). Но не очень заманчива эта надпись для людей. Напротив, запуганные ею, они поспешно обращаются в другую сторону – посмотреть, каково там. Там видят они множество дорог и дорожек, на которых стоят столбы – указатели пути, с разного рода заманчивыми надписями. На одном, например, написано: «В храм славы и почестей». Как привлекательна эта надпись! Как много прельщенных ею идут по этой дороге и низвергаются в пропасть. На другом стоит: «На золотые горы и к сокровищницам». И смотрите, как гнутся и ухищряются, как напрягаются и толкаются эти злосчастные сребролюбцы, бесчисленными толпами взбирающиеся на эти горы! Они забыли, что за этими золотыми горами и сокровищницами каждого из них ждет мрачная могила только в три аршина длины и в полтора аршина ширины, куда нельзя взять всех этих сокровищ. Далее читаем: «К веселой и разгульной жизни, к чувственным удовольствиям и наслаждению!» И так как люди по испорченности своей природы никогда не прочь от удовольствий и наслаждения, то какими длинными толпами спешат они сюда, истощают жизнь, тратят силы и здоровье, жертвуют душевным спокойствием. Тех многочисленных жертв этой разгульной жизни, трупы которых печально лежат на этой дороге, казалось бы, достаточно для того, чтобы привести в ужас всякого стремящегося сюда, но ослепляющая страсть к наслаждениям берет свое. Она постоянно привлекает тысячи тысяч новых жертв молоху чувственных удовольствий, повергая их в его распаленные объятия. Дальше, дальше от этого пути ты, бедный и неокрепший юноша, ты, невинная и слабая девица! Здесь дело идет уже более чем об обыкновенном счастье, здесь идет дело о вечном блаженстве. Но вот читаем мы еще такого рода надпись: «К счастью и миру в этой жизни». Эта надпись, хотя и не так опасна, как те, однако истинное счастье возможно только там, где вечное блаженство, а истинный мир возможен только под условием мира с Богом.

Христианин! Переступая порог Нового года, который, по причине постигшего край наш страшного бедствия – голода, не может не порождать в нас тревожных опасений, потщись прочитать по книге своей совести свои мысли, намерения и домогательства и определить, на каком пути ты находишься. И если, к несчастью, окажешься на левом, широком пути, то постарайся хотя в наступающем и, быть может, последнем в твоей жизни году стать на правый. Сюда зовет тебя Сам Спаситель, говоря: «Ужели и ты хочешь отойти от Меня?» Не считай слишком трудным и непосильным для себя крестный путь Его. Ибо Христос, хотя и требует, чтобы ты нес этот крест, но лишь только ты возьмешься за него, как Он Сам спешит подставить рамена Свои, чтобы облегчить труд твой, разделить с тобою ношу. И это бремя – оно поистине ведет к высшему наслаждению, и наоборот: бремя мира – оно ведет всегда к более и более тяжелому и горькому бремени. И куда бы ты ни пошел помимо Христа и Его Церкви, но рано или поздно ты везде почувствуешь себя обманутым.

Итак, пусть другие идут куда хотят, но мы, возлюбленные чада Православной Церкви, будем стремиться к нашей цели – Господу Иисусу. И если потом Он обратится и к нам с вопросом: не хотите ли и вы отойти? – будем отвечать Ему словами апостола Петра: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Аминь.


Сказано в Самарском кафедральном соборе. / / Самарские епархиальные ведомости. № 1. Часть неофициальная. С. 21–31; это же слово было сказано митрополитом Владимиром в Петропавловской церкви Обуховского завода в Санкт-Петербурге 21 сентября 1914 года и опубликовано в Прибавлениях к Церковным ведомостям, 1914. № 39. С. 1671–1675.


Наверх