Слово на день Святой Пасхи

Сей день, егоже сотвори Господь!

Возрадуемся и возвеселимся в онь.

Псал. 117:24

Святая церковь к песнопениям во славу Воскресшего нередко прилагает и прочитанное нами пророческое слово, и сближением пророчества с событием, ныне торжественно воспоминаемым, показывает, что оно имеет в виду именно день Светлого Христова Воскресения. Почему же Пророк настоящий день назвал днем, егоже сотвори Господь? Разве не все дни суть дни Божии и Богу разве не все принадлежат, как Творцу своему и Господу? Но не сам ли Пророк, в другом месте, обращая речь к Богу, говорит: Твой есть день, Твоя есть нощь (Псал. 73, 16), следовательно, всякий день без различия считает принадлежащим Богу. Почему же отличает этот день? Потому что пророческий взор его сквозь мглу времен грядущих усмотрел в этом дне нечто особенное и в ряду дней, от начала мира до нас протекших, отличает день востания Христова, так как в сей нареченный и святый день всемогущая любовь Божия к нам, грешным, проявилась с особенною силою и славою.

Великую любовь явил Господь человеку, призвав его к жизни, одарив его Своим образом и подобием, т. е. разумом и свободою, и все видимое подчинив ему, как владыке. Эта любовь, можно сказать, естественна: это любовь художника к своему произведению. Но смотрите же далее. Когда человек нарушил заповедь Творца и пал, что творит любовь Божия для спасения человека? Когда по закону правды грешник должен был умереть (Быт. 2:17), не щадит Сына Своего Единородного; Его предает на смерть за нас, дабы смертию Безгрешного удовлетворить правосудию Божию и обновить в нас жизнь, грехом зараженную. Тако возлюби Бог мир! – И Сын Божий... что Он претерпел ради нашего спасения? После воплощения (которое само по себе есть уже уничижение для Божества) вся жизнь Богочеловека не была ли непрерывным уничижением? Неверие, хулы, неблагодарность, тайная и явная злоба, предательство, позор, бичевание, крестная смерть – вот по каким ступеням нисходил Богочеловек к падшему, более и более преклоняясь долу, чтобы поднять его до Себя, чтоб вместе с Собою восстановить его в прежнее состояние блаженства и славы! Если по слову Господа: больши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15:13), то в смерти и воскресении Сына Своего Господь явил наивеличайшую любовь к нам. Апостол Павел признает несбыточным, чтобы кто из людей умер даже за праведника; разве, говорит, за благодетеля решится кто умереть. Но Бог, продолжает Апостол, простер любовь Свою к нам до того, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:7–8). Тако возлюби Бог мир!

Но не здесь предел любви Божией к нам. Человек, согрешив, не только оскорбил Бога, но и повредил в себе жизнь духовную, вместе с правом потерял и способность быть блаженным. Спасителю надлежало не только удовлетворить правосудию Божию, но и оживотворить, обновить человека. Смертию Своею умертвивши смерть, Господу надлежало еще и воскресить умерщвленного грехом человека. Господь Иисус должен был стать и стал вторым Адамом, новым – духовным – родоначальником святого племени спасаемых, чтобы подобно тому, как от Адама мы заимствуем жизнь поврежденную, так от Христа получали бы силу, благодать оживотворяющую. Апостол Петр относит прямо к силе воскресения то, что крещение спасает .нас ныне (1Петр. 3:21). Крестная смерть Господа была необходима как умилостивительная жертва за грехи; но если бы дело искупления только сим и ограничилось, если бы Христос не восстал, говорит Апостол Павел, то тщетно было бы и проповедание наше, тщетна была бы и вера наша (1Кор. 15:14). Если б Христос, умерши за нас, не воскрес, то это значило бы, что смерть еще не побеждена, еще осталась по-прежнему в силе, с властию над нами. Воскресение Спасителя есть полная победа Его над смертью, есть прочное основание нашей надежды на блаженное бессмертие, есть печать, венец, торжество любви Его к нам. Вот почему святая Церковь с такой торжественностью воспоминает и прославляет это всерадостное событие! Прославлению Воскресения она даже посвятила каждый первый день недели, именуя его днем Господним. Годичное же воспоминание о Воскресении Спасителя она совершает с величайшею торжественностью; признает этот праздник единственным, Царем и Господом всех праздников. Самое Богослужение ее в сей день принимает особенный вид, обращаясь в одно радостно-торжественное неумолкающее славословие Воскресшему!

И подлинно, братия! Когда же и уместнее такое торжество, как не в день, в онь же нетление и жизнь вси восприяхом? Какой день может вдохнуть большую радость и сделать ее всемирным веселием, как не день Воскресения, когда мы получили от Бога наивеличайшее благодеяние, благодать возблагодать? Справедливо ценя жизнь выше всего, можем ли не оценить блаженного бессмертия? Ибо что такое была бы наша жизнь без надежды воскресения? Жизнь ли дни, которые осужденный на смерть преступник проводит до казни? Что значат все лишения, скорби, болезни (по которым иногда и самая жизнь кажется бременем), что значат все несчастия настоящей жизни и самая смерть телесная в сравнении с тем, что ожидает грешника за гробом? Темные области ада, сожительство с злыми духами, страшный огонь и еще более страшные терзания совести – вот, по суду правды Божией, участь грешника в жизни загробной, состояние еще более ужасное потому, что, начавшись однажды, оно продолжится во всю нескончаемую вечность. Жизнь, бесспорно, благо; но жизнь во аде – не есть ли это злострадание большее, нежели самая смерть? Господь Иисус, говоря о судьбе Своего предателя, сказал, что человеку тому лучше бы и не родиться (Матф. 26:24)! Такова страшная участь, которой подвергся бы весь согрешивший род человеческий. Ей неминуемо подверглись бы и мы все, братия, если б Воскресший Господь Иисус с Собою не воскресил и нас, если б Воскресением Своим не возвратил нам утраченной милости и благодати Божией. Если мы дорожим и временною жизнью, то во сколько больше должны ценить жизнь непрестающую, вечно блаженную?

Возрадуемся же и возвеселимся в день сей, егоже – подлинно – сотвори Господь. Возрадуемся, Господеви настоящую тайну сказующе. Будем прилежнее размышлять о тайне и славе Воскресения Спасителя. Будем постоянно помнить, чему подвергались мы, согрешив пред Богом, и что сделал Господь для нашего спасения. Это размышление усилит нашу любовь к Богу, укрепит нашу веру в Него и благоуправит наш путь к невечерному дню Царствия Христова. Аминь.

Наверх