Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник

Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник

Всяко, аще же что творите, от души
делайте, якоже Господу, а не человеком;
ведяще яко от Господа приимите воздаяние
достояния: Господу бо Христу работаете.

Колю 3:23,24

Эту заповедь Святой Апостол Павел написал собственно тем из христиан, коим Господь судил в здешней жизни скромное состояние рабов. Однако ж всмотревшись в смысл слов Апостола, нетрудно убедиться, что в обществах человеческих заповедь эта может иметь приложение более обширное. Не рабы только служат людям и чают блаженной жизни будущего века. Не рабам только Господь приготовил наследие в воздаяние их усердной и согласной с Божественною волею службы людям. Все мы, и особенно те из нас, кто доверием монарха и Промыслом Божиим призваны на служение Отечеству, служа людям, ужели Господу Христу не работаем? Поистине, братия, и нам всем апостольская заповедь должна служить руководством; всмотримся же в эту заповедь и поищем в ней приличного нам назидания.

По отношению к нам смысл заповеди апостольской таков: все, что вы ни делаете по обязанности, по долгу службы, делайте с полною готовностию, по крайнему разумению, с усердием, от души – так, как бы вы делали это для Самого Бога, а не для людей, и делайте это в твердой уверенности, что Господь вознаградит вас за ваше усердие, потому что, служа людям, вы Господу – Христу служите! Достоинство заповеди очевидно; она совершенно доступна понятию всякого из нас, приложима ко всякому роду дел и ограждена достаточными побуждениями. Можно с уверенностью сказать, что между служащими нелегко найти человека, который, при доброй воле, затруднился бы воспользоваться этой заповедью. При ясности и общности смысла она не становится в противоречие ни с каким действующим в обществе законом; напротив, всякому закону помогает, служит совершительным началом. Если служащий разумеет то дело, за которое принимается, то, по заповеди апостольской, ему следует сделать дело с усердием, по крайнему разумению. Если ж дело незнакомо, то душевное расположение и усердие, требуемые апостольскою заповедью, заставляют обратиться за советом и наставлением к людям знающим. И в том и в другом случае дело сделается с полным успехом. Для выполнения наших обязанностей не нужно желать лучшего руководства. Прибавим к этому, что действительности апостольской заповеди не вредит и недостаток образованности некоторых. Общества страждут не столько от этого недостатка, сколько от равнодушия служащих, от их лукавства, неверного – своекорыстного или человекоугоднического исполнения своих обязанностей, именно от того, против чего направлена апостольская заповедь. Можно себе представить, как должно быть счастливо то общество, в котором всякое дело исполняется по слову апостольскому – от души, с готовностию, с усердием, по крайнему разумению действующих законов! В таком обществе и не возникает множество таких дел, которые составляют истинное бремя и несчастье. Взаимное доверие здесь утверждается, довольство своим состоянием распространяется, а вследствие сего и общее благосостояние имеет постоянное движение вперед.

Достаточно было бы, братие, и этого побуждения к тому, чтобы исполнять наши обязанности от души. Но христианин в апостольской заповеди может примечать и другое, гораздо высшее побуждение: это мысль о Боге, о том, что, служа Отечеству, мы служим Господу, и что Господь за верную службу готовит воздаяние. Что служа обществу, мы действительно служим Господу, в этом легко убедиться. Подумайте: мир, в котором мы живем, государство, которому принадлежим, общество, которому служим, да и мы сами – чье все это? Без сомнения, Божие. Господня земля, и исполнение ея! Господь дал и постоянно продолжает давать всему жизнь, дыхание и вся! Этого мало: Господь, как верховный владыка и Царь всех, Сам владеет всяким царством человеческим и ему же хощет дает его; владеет даже и тогда, как дает его, ему же хощет; потому что, уделяя от величества славы Своей царю царства, сердце царя – его намерения и желания – в Своей руке содержит; владеет в такой полноте и общности, что в царствах не только цари, но и сущия, подчиненные им власти от высших до низших – все от Бога учинены. Итак, если несть власть, аще не от Бога, то нет такой и должности, нет такой и обязанности, усердное исполнение которых не вменялось бы нам как дело, угодное Самому Богу.

В этой-то мысли, братия, для нас, как христиан, сокрыты самые сильные побуждения к усердному исполнению гражданских наших обязанностей. Господь дал нам жизнь и все необходимое для нее. Не естественно ли благодарить Его за это благо? А чем же благодарить? Что принесем Ему, кроме сердца, сокрушенного и смиренного, кроме послушания, кроме готовности исполнять Его волю? С другой стороны, вся тварь служит Господу со страхом и радостью. По Божию о нас промышлению, и Ангелы, существа высшие, посылаются на служение и служат людям, хотящим наследовать спасение. Человеку ли не послужить подобному себе, тогда как есть на то воля Божия? Между нами по справедливости за великое считается служить своему государю или даже и близким к нему правительственным лицам. Меньше ли чести служить Царю царствующих и Господу господствующих? Между тем наша служба Господу не есть служба раба – за дневное пропитание, и не служба наемника за плату. По выражению Апостола, Господь готовит нам наследство как сынам. Притом за усердную службу Отечеству Господь воздает нам вечными благами, и, как правосудный и всеведущий, воздаст совершенно по заслугам, по мере усердия. Его всемогущество не оставит без награды и малой заслуги, равно как найдет средство вознаградить и самый высокий подвиг.

Глубоко сознавала важность этих побуждений великая учредительница Ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира. Учреждая Орден, она поручила его молитвам и покровительству Святого Равноапостола. Для чего ж это? Конечно, для того, между прочим, чтоб в нем показать пример истинно полезной, христианской деятельности и службы Отечеству. Всякому известна его святая ревность о временном и вечном благе своих подданных. Искореняя идолослужение, он насаждал всюду истинную веру, вместе же с тем заботился и о распространении в Отечестве полезных знаний, гражданского порядка и доброй нравственности. Но все это так делал, что каждый шаг его деятельности, всякое движение его мысли ясно обнаруживали постоянное богомыслие. Святой князь по справедливости мог сказать с Давидом: предзрех Господа предо мною выну! Вот служащим пример для подражания. Нетрудно угадать и то, для чего употреблен Животворящий Крест внешним знаком Ордена. Простой взгляд на крест невольно напоминает о Распятом на нем, об искуплении, о вечности, о воздаянии. Крест – это знамение спасения; им сокрушена сила исконных врагов наших; это Священная Хоругвь нашего духовного воинского стана. Носящий это знамя очевидно показывает, в каком он стане воинствует, кому служит, показывает свою веру в Искупителя, надежду на Него и любовь к Нему. Возлагая же крест, свидетельствует о важности и необходимости христианских добродетелей в делах службы Отечеству и вместе показывает, что права и преимущества чести, Ордену присвоенные, суть только начало предвкушения того, что готовится в вечности для истинно христианской заслуги.

Братия, звания небесного причастницы! Будем внимательны к намерениям Господа и ожиданиям монарха. Пусть мысль о Боге Всевидящем и Мздовоздаятеле щедродаровитом предваряет и сопутствует всякому нашему делу по долгу службы. Эта мысль вдохнет в нас ревность и силу к прохождению наших обязанностей и оградит сердце наше терпением в трудах. При ревности и терпении польза от службы нашей Отечеству, а от Отечества и нам самим – несомненна. Верен Господь, Которому мы служим; по бесконечной правде Своей не замедлит Он воздать и здесь, во времени, и там – в вечности. Аминь.

Наверх