Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник (22 сентября)

Слово на день Святого Равноапостольного Князя Владимира и Орденский праздник (22 сентября)

Аще не Господь созиждет дом,
всуе трудишася зиждущии.
Аще не Господь сохранит
град, всуе бде стрегий.

Псал. 126:1

Вот каким правилом руководствовался один из знаменитейших царей израильских царь и пророк Давид! Среди царственных трудов о благе Богом вверенного ему народа душа его всегда была полна убеждения, что без Бога, без Его промыслительного содействия самые блистательные подвиги героя, самые тонкие соображения ума, глубоко рассчитанные меры – все, что придумает человек к возвышению и упрочению лично своего или общего благосостояния – все это будет бесполезно в приложении, если не будет сообразно с волею Божиего; это будет труд и тяжелый и бесплодный. Сорокалетнее царствование Давида лучшим образом показало, до какой степени верно это убеждение. Всмотревшись в священные летописи царей израильских, можно видеть, что святой Давид был всегда счастлив в своих предприятиях, легко выходил из самых затруднительных положений, народ свой оградил миром и довольством, имя и оружие свое покрыл славою. Враги его отечества его трепетали, покорный ему народ – любил, соседи-цари – уважали. Если б нужно было отыскать причину этого утешительного явления, конечно, нашли бы ее там, где находил и вслух всего мира исповедал сам венценосный пророк, именно: во всегдашней и полной готовности во всем сообразоваться с волею Божиего – в убеждении, что аще не Господь созиждет дом, или сохранит град – всуе трудишася и зиждущий и стрегущий. Остановим на этом наше внимание. Среди людей, доверием монарха призванных к созиданию и охранению благосостояния, прилично будет подобное размышление.

Неоспоримо, что мы во всем в прямой и полной зависимости от Бога; Им мы живем, движемся и есмы; Он сообщает нам и силы для деятельности, влагает и желание добра, доставляет и помощь к совершению его. Но всеми этими благодеяниями мы пользуемся не иначе, как о благоволении, т. е. когда и в какой мере это угодно Богу. Если человек всемерно заботится об исполнении заповедей Божиих, решается на какой-либо выходящий из круга обыкновенных поступок не иначе, как убедившись в сообразности его с волею Божиею, то можно утвердительно сказать, что Господь надежный помощник в таком деле, потому что волю боящихся Его сотворит. Но можно ли сказать наоборот? Можно ли обещать себе помощь Божию в таком деле, которое по-видимому и полезно, и славно, но неизвестно, сообразно ли с намерением Божиим? Мир нами видимый и обитаемый есть дом Божий. Господь всему в нем назначил и время и цель, и побуждения и средства для цели. Здесь нет случая; все подчинено точным и непреложным законам; и Господь Сам промышляет, чтоб все достигало преднамеренного конца. Если б кто-либо – по незнанию, или по неопытности, или злонамеренно вздумал действовать вопреки указанному Господом порядку, предпринимал что-либо такое, что и его, и прикосновенные его предприятию существа отклоняет от цели их, возможное ли дело, чтоб Господь помогал ему? Сообразно ли это было бы с премудростию и святостию Его? Ужели вы стали бы помогать тому, кто вносит беспорядок в дом ваш? Без сомнения, вы приняли бы меры остановить, прекратить это зло. Не тем ли паче сделает то Господь?

Касательно рода человеческого Господь имеет особенные намерения: мы составляем важный предмет Его Промысла. Призванные к блаженной жизни в единении с Богом и своевольным нарушением заповеди потерявшие Его, мы можем и должны возвратить потерянное благо только послушанием воле Божией, верным последованием слову Евангельскому и благоговейным употреблением Святых Таинств. В течение настоящей жизни мы должны воспользоваться этими средствами: усвоением истин Божественных раскрыть в себе померкший свет ума, укрепить волю упражнением в добре, придти в такое состояние, чтоб, переходя в жизнь, ожидающую нас за гробом, мы готовы и способны были к блаженному единению с Богом. Пока мы не достигли этого совершенства, неудивительно – если погрешим, решимся на такое предприятие, которое не приблизит, а отдалит нас от цели. Всякий из нас по опыту знает, что подобные несчастья случаются. При слабости воли и неопытности в суждении о вещах Божественных это неудивительно. Но было бы удивительно и крайне непостижимо, если б Господь стал помогать нашему уклонению от цели, Сам разрушать Свое дело. Он и терпит нас, и жизнь нашу продолжает только в надежде на наше исправление, и только до тех пор, пока предвидится возможность к тому. Будет ли сообразно с премудростию Его не препятствовать в таком деле, которое противоречит нашему усовершенствованию? Самая благость Божия, сострадание к заблуждающему должны побудить Его могущество пресечь заблуждение, потому что всякое уклонение от цели увеличивает разъединение с Богом и, следовательно, подвергает строжайшей ответственности и участи более тяжкой.

Между нами неудачи в предприятиях не редки. И чем же объясняют их? Обыкновенно или недостатком опытности, внимания, усердия, или стечением обстоятельств неблагоприятных. Иногда это справедливо, но в большей части неудачных случаев надобно иметь в виду и ту причину, что где нет благословения Божия, там и светлый ум меркнет, и крепкая воля слабеет, и стихии восстают, обстоятельства так располагаются, что исчезает всякая возможность совершить предприятие. Неудачи – это обличение нашего уклонения от цели. Не нарушая свободы, Господь отказывает нам в Своей помощи и неудачами вразумляет, что истинный путь потерян, что дело наше Богу неугодно.

Понятно, что для успеха в предприятиях необходимо узнавать волю Божию и с нею сообразоваться и что лучшее средство к тому – жизнь христиански располагаемая, потому что Господь любит праведники и волю боящихся Его сотворит; а через постоянное и усердное исполнение заповедей Божиих ум наш и воля постепенно приобретают опытность в вещах Божественных, легко, как бы по инстинкту узнают волю Божию. В таком случае Господь не оставит нас или без помощи, или без благовременного вразумления, а мы – ясно ощутим и легкое уклонение от истинного пути; следовательно, успех дела будет верен, а неудачи предотвратятся благоразумною покорностию указаниям Промысла. Между тем, при благородном стремлении к общеполезной деятельности необходимо избегать и помыслов корысти, тщеславия, честолюбия, гордости, потому что мерзость Господеви всяк помысл неправедный, и Господу ничто столько не противно, как гордость. Еще не было примера, чтоб эти страсти создали что-нибудь прочное, полезное, но многое погибло в их разрушительном пламени. Уклоняясь же нечистых побуждений, необходимо быть внимательным к указаниям Промысла. Может случиться, что наше предприятие и полезно, и славно, но не благовременно. Тогда и при чистых, христианских побуждениях успех дела крайне сомнителен.

Глубоко сознавала важность этих предостережений великая учредительница Ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира. Признав полезным в сословии людей благородных по происхождению отличить людей благородных по образованию, усердной службе обществу, в поощрение и справедливое воздаяние полезных трудов, она предоставляет особые права и преимущества чести; но вместе с сим этот избранный круг людей посвящает имени и покровительству Равноапостола и просветителя России, внешним же знаком его поставляет знамение спасения – животворящий Крест. Кто не видит здесь глубоко христианского основания – безмолвно, тем не менее красноречиво высказанного убеждения, что истинной пользы от учреждаемого Ордена должно ожидать только при благочестивой жизни, привлекающей благоволение и благословение Божие? Если б великая учредительница Ордена остановилась в пределах расчета человеческого, если б только в соревновании и усердии подданных искала опоры благосостояния народного, то ей достаточно было бы указать цель и предположить награды, отличия; при этом одном, она могла быть уверена, что в соревновании и усердии не будет недостатка и что, следовательно, цель ее предначертаний будет вполне достигнута. Для чего ж она подвигла святое имя просветителя России? Для чего избранных своих слуг осенила крестом? Очевидно, усердие и соревнование употреблены здесь как средства, в основание же положено другое – зиждительное начало: вера в Бога, промыслителя и помощника истинно полезному делу... Во святом Владимире монархиня показала нам образец христианской, истинно полезной Отечеству деятельности; святым крестом обозначила характер тех поступков, какие должны отличать истинно благородного и полезного человека. Следовательно, опоры народного благосостояния она искала в сообразности наших поступков с волею Божиего, в Его благоволении. Следовательно, была убеждена, а вместе с тем хотела и нам передать свое убеждение, что аще не Господь созиждет и сохранит, всуе трудятся и зиждущий и стрегущий.

Будем же внимательны к нашему призванию. При благородном стремлении к пользе и славе своего Отечества будем молить Господа, да просветит очи сердца нашего; в каждом нашем предприятии да уяснит нам волю Свою о том благую и совершенную; милосердием же Своим да предотвратит уклонения от прямого пути к главной нашей цели – блаженному единению с Богом. Тогда труды наши будут облегчаться утешительным сознанием их пользы и очевидным благословением Божиим. Без сего и зиждущий и стрегущий напрасно будут трудиться. Аминь.

Наверх