Слово на день св. Пятидесятницы. О благодати Святого Духа, как нашем истинном блаженстве

Слово на день св. Пятидесятницы. О благодати Святого Духа, как нашем истинном блаженстве

Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на Апостолов было венцом и последнею целью Божественного домостроительства о нашем спасении.

Прекрасно учит о спасительном для нас значении ныне празднуемого Церковию события св. Иоанн Златоуст в своих проповедях на день св. Пятидесятницы. Он говорит, что через ниспослание Святого Духа на Апостолов Господь даровал всем верующим в Него величайшие блага. С этого момента мы, для освобождения от греха и для своего освящения, принимаем от Святого Духа Его Божественную благодать или Его дары: ведения, исцеления, пророчества, рассуждения и даже самую веру, ибо, по свидетельству Ап. Павла, никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3). Так проповедует св. Иоанн Златоуст о великих благах, дарованных нам сошествием Святого Духа на Апостолов.    

В Свящ. Писании указываются и многие другие блага, которые подаются нам Святым Духом. Тот же Ап. Павел в послании к Галатам говорит: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

Впрочем, все эти дарования Духа можно назвать одним благом, именно – блаженством Царства Христова, которое мы получаем от Духа Святого. Благодать Духа в ее различных и дивных проявлениях рождает в нас блаженство Царства Божиего. Поэтому она есть наше истинное христианское счастье. Недаром Господь Спаситель назвал Святого Духа Утешителем (Ин. 14:26, 15:26, 16:7). Сие наименование говорит нам, что только от Духа Святого мы можем иметь настоящее утешение во всех наших скорбях и через Его благодать еще здесь получить доступ ко всем радостям Божественного Царства.

Эта благодать есть наше истинное блаженство и потому, что ею, при молитвенном призывании Святого Духа, хлеб и вино в таинстве св. Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христа. А св. Тайны Христовы являются источником величайшей нашей радости и предвкушением будущего райского блаженства.

Благодать Святого Духа есть наше истинное блаженство и потому, что через нее рождается в сердцах последователей Христа то блаженное состояние, о котором Ап. Павел сказал: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим» (1 Кор. 2:9-10).

Что может быть блаженнее того состояния, когда вся Божественная Троица вселяется в человека и он делается едино с Богом по благодати. Но это блаженное единение, по учению Христа, достигается через исполнение нами Божественных заповедей (Ин. 14:23). А соблюдать спасительные заповеди мы можем только при содействии дарованной нам возрождающей благодати Святого Духа. Следовательно, и по этой причине она есть наше истинное блаженство.

Наконец, мы так называем благодать и потому, что она, как учит св. Василий Великий, будет источником нашего блаженства в неизреченном и вечном царстве Христовом.

Вот какое спасительное значение имеет для нас сошествие Святого Духа на Апостолов. Они получили благодать Святого Духа, которая есть и наша благодать. Вместе с нею они получили блаженство Царства Христова, которое есть и наше блаженство. Разница здесь заключается лишь в том, что эта благодать с ее чудными проявлениями и ее блаженством в Апостолах раскрылась сразу во всей полноте и доступном для человеческого естества совершенстве, а в нас, как учат св. отцы: Марк Подвижник, блаженный Диадох, иноки Каллист и Игнатий, а вместе с ними и наш великий богослов еп. Феофан Затворник, сия благодать раскрывается постепенно, по мере исполнения нами Божественных заповедей и, в особенности, посредством нашего покаяния и смирения. Но так же, как и в Апостолах, благодать Святого Духа может раскрыться в нас во всей возможной для нас полноте, если мы всем своим существом будем стремиться к ней, как к самому драгоценному сокровищу.

Такое великое устремление к благодати и было в жизни угодников Божиих. Ради сей благодати, как сокровища, скрытого на поле, или драгоценной жемчужины (Мф. 13:44-45), святые оставляли все блага мира сего и никакие скорби и страдания не могли ослабить их благодатной ревности. А блаженные Христа ради юродивые даже сами искали этих скорбей и всевозможных страданий, лишь бы иметь в своем сердце сию благодать Божественного Духа с ее райским блаженством. Они знали вместе с Апостолом Павлом, что по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1:5).

К этой-то благодати или блаженству Царства Христова, как к самому высшему для нас благу и последней цели, к которой мы предназначены Богом, и призывает нас Господь, говоря: «Ищи́те же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6:33). Несомненно, это благодатное небесное блаженство имел в виду и св. Ап. Павел, когда сказал: «Горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3:2). А наш великий Оптинский старец иеросхимонах о. Амвросий, согласно с этими апостольскими словами, увещевает нас жить так, как бежит колесо, которое всеми своими частями постоянно устремляется кверху и только одною своею точкою на одно лишь мгновение касается земли.

Увы! Подавляющее большинство современных христиан не следует сему призыву, но всецело устремляется к благам земного счастья. Как никогда они обуреваются неудержимым влечением к радостям плотской страсти. Открытый плотской разврат стал характерным признаком их жизни. Таким же отличительным свойством современных христиан является сребролюбие, которое побуждает в данный момент, несмотря на все наши культурные достижения, готовиться к небывалому по жестокости взаимному человеческому истреблению.

Печальнее всего то, что в этом гибельном устремлении к благам земного счастья современные христиане не могут остановиться, ибо не учение Христа, Апостолов, св. отцов, и даже не совесть являются для них жизненным руководством, а человеческий разум, плененный и ослепленный гордостью, которая толкает их на путь всевозможных заблуждений, ересей и богоборчества, не допуская даже малейшего прикосновения к ним доброго, спасительного воздействия.

Что же касается благодати Святого Духа, то не только христиане вообще, но подавляющее большинство православных христиан потеряло о ней всякое представление. Еще во времена преп. Серафима Саровского Мотовилов спрашивал его: что́ такое благодать Святого Духа и нельзя ли ему испытать ее действия? Мотовилов оказался исключительно счастливым человеком. Он встретился с величайшим угодником Божиим, желания и молитвы которого Господь исполнял незамедлительно. В ответ на слова Мотовилова преп. Серафим вознес к Богу сердечную молитву и тотчас лицо его озарилось чудным благодатным светом. Вместе с этим Мотовилов ощутил дивные проявления благодати в душе своей и опытно узнал, в чем состоит блаженство благодати, или наше истинное христианское счастье.

Но Мотовилов искренно желал сей благодати. Поэтому Господь, при содействии молитв преп. Серафима, исполнил его желание. Будем и мы с вами, мои возлюбленные о Христе чада, всем существом стремиться к благодати, как цели всей нашей жизни. Будем помнить, что Сам Господь дарование нам этой благодати считал целью всех Своих страданий, вплоть до Своего восшествия на крест, сказавши ученикам: «Уне есть вам, да Аз иду, аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16:7). Вот почему св. Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего воплощенного домостроительства Христова, чтобы Духа Святого принимали в ду́ши свои верующие в Него... и чтобы действием сего Духа... они обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам».

Могут спросить: как же нам желать благодати Святого Духа и стремиться к ней, когда она уже есть в нас, когда мы получили ее в св. крещении и миропомазании и продолжаем получать ее в других таинствах Церкви? – Да, мы имеем в сердцах своих сию Божественную благодать. Но когда мы тяготеем к земле и увлекаемся всецело счастьем земным, тогда Дух Святый отходит от нас Своею благодатию, и мы можем погибнуть навеки. Ведь в таком неудержимом устремлении к плотскому счастью и была причина гибели людей при всемирном потопе, перед которым Господь сказал: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6:3). Да, мы имеем в себе благодать Святого Духа и, тем не менее, мы должны стремиться к ней, т.е. раскрывать и приумножать ее в себе, как учат св. отцы Церкви, посредством исполнения Божественных заповедей, через покаяние и, в особенности, смирение. Покажем на деле свое стремление к благодати Святого Духа. Иначе сказать: будем неуклонно соблюдать заповеди нашего Спасителя, будем плакать о грехах своих, а больше всего смиряться перед Богом и людьми, чтобы Дух Святый, в силу нашего нерадения о христианской жизни, не отошел от нас, и мы не погибли бы навеки. Вот почему св. Церковь требует, чтобы мы всегда, а в особенности в сей праздник Пятидесятницы, молились Царю Небесному такими словами: «Прииди и вселися в ны». Она следует в данном случае увещанию великого Ап. Павла, который в послании к Евреям говорит: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией... Будем хранить благодать... (Евр. 12:15:28).

Поэтому пусть главнейшим предметом наших забот и стараний будет постоянная сердечная молитва о том, чтобы благодать Святого Духа всегда пребывала с нами, как источник истины, силы и радости в нашей жизни. Мы молились об этом вчера за всенощным бдением и сегодня за Божественной Литургией. Будем молиться об этом и сейчас за троицкой вечерней. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». Аминь.

Произнесено в Русском Софийском храме св. Николая в июне 1937 г.

Источник; https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/propovedi/33

Наверх