Слово к празднику свв. Апостолов Петра и Павла. 1952 г.
Поздравляю вас с праздником!
Каждый день на литургии мы слышим: «Послание к Коринфянам» или «Послание к Галатам» св. Апостола Павла, или «Соборное послание» св. Апостола Петра. Так исполнилось Ветхозаветное пророчество: «Во всю землю изыде вещание их, и во все концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5).
Но в жизни этих великих Апостолов Христовых были моменты, на которые хочу я обратить ваше внимание.
Когда спрашивал Господь наш Иисус Христос Своих учеников: «За кого вы почитаете Меня? – ответил Ему Петр: Ты – Христос, Сын Бога Живаго!» (Мф. 16:15, 16). Таким образом, явился Петр первым благовестником для людей явившегося во плоти Сына Божия, впервые исповедал Его таковым. И сказал ему Христос: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец... Небесный» (Мф. 16:17). Но затем, когда был Господь на суде у первосвященника Каиафы, и Петр был при дворе, одна женщина спросила Петра: «И ты не из учеников ли Этого Человека?» – Петр отрекся и сказал, что не знает Его. И второй, и третий раз отрекся, и даже с клятвою уверял, что «не знаю Человека сего!» (Ин. 18:17; Мк. 14:71). Такой великий грех он сделал – отказался от Христа, Которого сам же первый исповедал Сыном Божиим! Так говорит, как будто Он теперь для него только простой человек. Конечно, други мои, я полагаю, что в душе он не отрекался от своего Господа, а в эту минуту только граждански струсил. Но все же – грех великий! И хотя простил ему Сам Христос, однако горько плакал потом всю свою жизнь Апостол Петр каждую ночь при пении петуха.
Другой великий Апостол, Павел, был сперва гонителем христиан. У него были письма в Дамаск к тамошним властям, чтобы заключать в темницы всех верующих во Христа. Но по дороге, когда шел туда Савл (так звался раньше Ап. Павел), осиял его свет великий, и голос с неба раздался к нему: «Савл, Савл! зачем ты Меня гонишь? – кто ты, Господи?» спросил Савл. И в ответ услышал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 22:7, 8)! Знал Господь, что этот гонитель будет потом великим благовестником Царствия Божия, почему и обратил его к раскаянию. Одновременно с духовным прозрением напала на Савла слепота телесная. В Дамаске он крестился от Ап. Анании, и прозрел и телесными очами.
Многому научают нас эти два случая. Прежде всего – не надеяться на свои силы. Ап. Петр был самонадеян. Когда Христос шел по воде, то Петр, лишь один из всех учеников, захотел так же пойти по воде, понадеясь на свои силы. Он же говорил Господу после Тайной Вечери: «Если и все оставят Тебя, то я никогда не оставлю, хотя бы мне пришлось и умереть с Тобою» (Мф. 26:33, 35). Опять надеялся на себя. Во-вторых – никогда не отчаиваться, какой бы тяжкий грех вы ни совершили. Я так полагаю, что даже и в жизни праведников бывают падения и искушения, но за искреннее горячее покаяние прощает их Бог. Если может быть, не дай Бог, кто-либо из вас тоже отрекался от Христа – покайтесь в этом, поплачьте, поисповедуйтесь, и простится вам этот грех. Не хочу этого про вас думать, но если даже и хулу какую произнесли вы на Бога – не впадайте и тогда в отчаяние. Вот, Апостол Павел сперва был гонителем, а потом стал великим учителем и созерцателем Таин Божиих. Все омывает искреннее покаяние.
Во всех искушениях да помилует вас Господь по Своей великой милости и по молитвам святых Апостолов Своих Петра и Павла! Аминь.
Сегодня уже можно монахам вкушать молочное и рыбу, а мирянам – и мясо. С миром изыдем!