Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Слово 69. О духовном прозрении. В четверг 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.9:39-10, 9) звучат удивительные слова Господа — грозные, обличительные и вместе с тем дарующие надежду верным. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Только что Спаситель исцелил слепорожденного у Силоамской купели. Чудо это потрясло всех. Однако некоторые, особенно ревностные к исполнению закона Моисеева иудеи, помня о том, что исцеление произошло в субботу, повели исцеленного человека к фарисеям. Вожди иудейские, ненавидящие Господа, призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин.9:24). Но слепорожденный не слушал слов фарисейских о греховности своего Благодетеля. Вместе с физическими очами отверзлись у него и очи духовные. На все лживые обвинения он уверенно отвечал: …мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин.9:31-33). И когда, рассердившись, посрамленные иудейские вожди выгнали этого человека, он встретил Господа. Вера исцеленного возросла до такой степени, что тот стал последователем Христа и сказал: верую, Господи! — поклонившись Спасителю.

И вот Господь определяет далее Свое назначение: …на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Какие удивительные слова! И какие истинные! Действительно, зрящие фарисеи оказались духовными слепцами, а слепорожденный через исповедание веры прозрел и духовно. Спаситель видел, что фарисеи из сотворенного чуда извлекли для себя больше вреда, чем пользы. Их зависть, злоба, корысть обнажились до такой степени, что они готовы уже были разделаться с ненавистным Чудотворцем. И через это навлекали на себя еще большее осуждение. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Фарисеи, всегда хватавшиеся за чувственное, подумали, что (Христос) говорит о слепоте чувственной, и сказали: неужели и мы слепы? Они стыдились одной только этой слепоты телесной. А Господь хотел показать им, что лучше быть слепыми по телу, чем неверующими, и сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы греха.

Вы спрашиваете о телесной слепоте, которой одной и стыдитесь. А Я говорю о душевном вашем ослеплении, что если бы вы были слепы, то есть несведущи в Писании, то не имели бы на себе столь тяжкого греха, ибо грешили бы по незнанию. А теперь вы говорите, что видите, и выдаете сами себя за разумных и опытных в законе, посему вы сами себя осуждаете и имеете на себе грех больший, потому что грешите сознательно».

Господь пришел в мир для суда над людьми, но выражение суд не следует понимать буквально как судебное производство, совершаемое по определенным законам. Под судом разумеются те последствия, какие будут иметь для людей познание Христа и проповедь Святого Евангелия: одни окажутся способными принять учение, другие — нет. Для первых духовные очи раскроются, вторых постигнет духовная слепота. Фарисеи поняли, что слепыми, естественно в духовном отношении, Господь называет именно их, но указывает им и путь исцеления — через Него, Сына Божия, пришедшего в мир. И фарисеи возмутились: разве они не знают закона Моисеева, разве не чтят обычаи и традиции отцов еврейского народа, разве не достаточно начитаны, не достаточно просвещены и образованы? А кто-то, какой-то сын плотника из Назарета, еще смеет упрекать их, признанных лидеров, в духовной слепоте?! Даже будучи непосредственными свидетелями чуда исцеления слепорожденного, фарисеи продолжают пребывать в стойком неверии, в упорном противлении Христу, стало быть, и грех их нераскаянный остается неизгладимым. Грешить сознательно пред Богом куда как более тяжко, чем по неведению или неосознанно.

Евангелист Иоанн очень подробно рассказывает нам о совершенном чуде, о допросе исцеленного и родителей его, малодушно ушедших от ответа. Детализация эта не случайна. Мы с вами, братья и сестры, уже говорили о том, как иудеи не приняли, не захотели принять слово Божие. Теперь же фарисеи пытаются настроить народ так, чтобы не были приняты и дела Господни. Явно совершенное чудо пытаются затушевать, свести на нет и внушить людям, что ничего особенного не сделано. Это свидетельствует о том, что ненависть вождей иудейских к Господу, по мере Его проповеди и распространения преподаваемого Им учения, все более усиливается. С другой стороны, они решили подавить в народе всякое сочувствие ко Христу. А как это сделать? Опять-таки с помощью лжи, путем фальсификации, подтасовки очевидных фактов.

Но как же говорить с теми, которые, видя очевидное, — не видят, считая себя непогрешимыми руководителями еврейского народа и истолкователями данного Богом закона?! Господь использует иносказание. Для наглядности он сравнивает род человеческий со стадом овец, а руководителей народа — с пастырями этого стада. Чтобы понять эту притчу, рассказанную Иисусом Христом, надо знать, что на Востоке, по традиции, стада овец на ночь загоняли в загоны, для охранения от воров и волков. Обычно загонами служили большие пещеры или специально устроенные для этого дворы. На ночлег, как правило, сгоняли не одно, а несколько стад, принадлежавших разным хозяевам. Утром привратники открывали пастухам двери, и пастыри отбирали каждый свои стада. Овцы узнавали пастухов по голосу и виду и шли за ними. Воры же не смели войти в охраняемые стражниками двери, а перелезали через ограду. Все это, конечно же, хорошо знали фарисеи. Вот почему Господь говорит: Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

Естественно, что истинным пастырем Иисус Христос называл Себя. Он давал понять фарисеям, как неправильно они приравнивают Его к различного рода возмутителям народа и проповедникам ложных учений. И потому Господь выражается о Своей задаче еще более определенно: Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам… кто войдет Мною, тот спасется. Из этих слов становится ясным, что Господь говорит о Царстве Божием, о всех тех людях, которых объединяет искренняя любовь и вера в Него как в Истинного Сына Божия. Вот именно это Царство и уподобляется двору для овец. Но мы помним, что войти в такой двор можно лишь через хорошо охраняемые двери. Потому и в Царство Божие существует лишь один путь, одна дверь — через веру в Господа нашего Иисуса Христа, Который поучает и иудейский народ и нас с вами, братья и сестры: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Какой глубокий смысл заключен в услышанном нами сегодня Евангельском чтении! Да, действительно, только через веру в Господа нашего Иисуса Христа возможно войти в Царство Небесное, обрести надежду на спасение и блаженную вечную жизнь. Святое Евангелие, учение, проповеданное Господом, есть та дверь, которая открывает людям истинный смысл бытия, освобождает от земного плена и духовной слепоты. Но всегда ли мы готовы это увидеть?! Всегда ли в сердцах наших звучит убежденная уверенность исцеленного слепорожденного: верую, Господи! — или мы опять и опять готовы идти на компромисс, готовы уподобляться в малодушии родителям его, чтобы не нести ответственности за наши поступки, слова и мысли?! Все верующие во Христа есть овцы избранного и ведомого Им стада. Куда ведет нас Господь, где возможно найти добрую пажить? Только в спасительной Церкви Христовой, в лоне которой есть все, что дает нам возможность свободно ходить по стезям жизни и находить самое нужное, самое полезное для каждого из нас. Только во Святой Церкви, где священнослужители, пастыри духовных овец, от Самого Христа получают свои полномочия, прозреваем мы духовными очами и обретаем подлинное духовное окормление. Ведь, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), земная жизнь человека есть не что иное, как «тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной». А святитель Григорий Богослов говорит: «Единственная польза от здешней жизни в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого». Аминь. Христос воскресе!

Наверх