Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Слово 62. О добрых делах. В Неделю 5-ю по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Воистину пути Господни неисповедимы. Казалось бы, тревожные события, связанные с лишениями и гонениями, которые претерпевали первые христиане, не несли в себе ничего приятного, между тем Сам Спаситель сказал: блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:10). Благодаря гонениям Церковь Христова не умалялась, а ширилась и развивалась. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Гонение немало принесло пользы проповеди Евангельской. Если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей». И сегодняшнее Апостольское чтение убедительно нам о том свидетельствует (см. Деян.11:19-26, 29-30). На первый взгляд ничего отрадного в преследованиях последователей Господа нашего Иисуса Христа не было. Но между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии… Как пишет апостол Лука, вначале слово Божие проповедовалось только иудеям, но постепенно и другие народы стали узнавать благую весть. Кипряне и Киринейцы, в свою очередь, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. Проповедники Святого Евангелия были иудеями и, естественно, с самого начала они стали обращаться к таким же иудеям, памятуя о господствовавшем тогда убеждении о превосходстве иудейского народа в очах Божиих пред другими нациями и народностями. Естественно, такой подход был слишком узким. Христианство не должно было стать разновидностью иудаизма, ведь оно всегда носило и носит вселенский характер. Как пишет апостол Павел, в Церкви Христовой нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского (Гал.3:28). Пред Господом все верные ученики в равной степени дороги и равны, все возлюблены и приняты, все возвеличены славой Христа и возрождены из духовного небытия Преславным Воскресением! Поэтому было бы, по меньшей мере, неправильно и несправедливо ограничить проповедь слова Божия только одним, пусть даже очень способным и талантливым, народом. Ведь весь мир ждал и жаждал Истины. И вот он ее получил! Солнце правды взошло над землей, озарила всю землю благодатная весна христианская — Святая Пасха Господня. И не было больше никаких ограничений или предубеждений. Сам Бог наставлял учеников Своих в святом благовестии. Правда Божия осветила души язычников Антиохии лучезарным светом, и возликовали сердца людей, познав Единого Бога. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Сам Спаситель благословил эти проповеднические труды и благие начинания. Для Сына Божия и язычник, искренне уверовавший в Него, но не совершивший иудейских обрядов, в том числе обрезания, в равной степени был мил и дорог. Хотя некоторые христиане из иудеев довольно долго косо поглядывали на новообращенных из язычников, считая, что с их приходом утрачивается чистота веры.

Антиохия была большим, очень красивым городом, расположенным на северо-западе Сирии на реке Оронт. Только шесть часов путешествия отделяли этот город от моря, поэтому здесь сходились многие торговые пути. Население Антиохии было очень разнообразным, но в основном греческим, хотя встречались и евреи. Разговаривали здесь на греческом языке. Слово Божие упало на благодатную почву, — очень многие антиохийцы обратились ко Господу нашему Иисусу Христу. Но центр христианства, как мы знаем, несмотря на гонения, оставался в Иерусалиме. Автор Деяний пишет: Дошел слух о сем (то есть о массовом обращении язычников) до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Почему именно апостол Варнава был выбран для столь ответственной и почетной миссии? Мы знаем, что он был родом с острова Кипр, откуда пришли многие антиохийские проповедники, хорошо знал эти места и установившиеся обычаи, прекрасно говорил на греческом языке и пользовался большим уважением Церкви Иерусалимской, так как был очень уравновешенным, добродетельным по натуре. Как из сегодняшнего Апостольского чтения мы слышали: …он был муж добрый и исполненный Духа Святаго… Известно, что апостол Варнава всегда стремился все спорные вопросы решать миром. Здесь ситуация складывалась непростая, ведь не все христиане из иудеев, как мы говорили, принимали новых христиан из язычников, и в Антиохии могли возникнуть всяческие конфликты. Но когда Варнава прибыл в Антиохию, он увидел благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Благодаря усилиям и проповеди апостола Варнавы, приложилось довольно народа ко Господу.

Так в Антиохии утвердилась христианская Церковь. Очень большая нагрузка и ответственность легла на плечи апостола Варнавы как духовного наставника новообращенных христиан. Он должен был заниматься буквально всеми вопросами и их духовного окормления, и просвещения, и организации уклада жизни христианской общины. При этом оставалось еще также общественное служение, молитвенное делание. Естественно, апостолу нужен был действенный и деятельный помощник. Потому-то Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Город Тарс, родина апостола Павла, находился в соседней с Антиохией области. Безусловно, воля Божия была в том, чтобы Павел, апостол язычников, прибыл в Антиохию для предназначенного ему от Бога служения. Вместе апостолы понесли великий труд благовестия и организации Церкви Христовой: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. До этого всех последователей Господа нашего Иисуса Христа называли по-разному: святыми, учениками, братиями, верующими.

Вообще в Новом Завете название христиане встречается только два раза, и то как название вне Церкви употреблявшееся. Кто же стал нас так называть? Вряд ли, что сами последователи Христа, для них были привычны и ближе другие названия, зачем же их было менять. Иудеи также не могли назвать этим словом исповедников новой веры, так как Христос (Мессия) для них было священным именем, но таковым нашего Господа они не признавали. А последователей Иисуса Христа они пренебрежительно называли назарянами или галилеянами, вкладывая в эти названия дурной, насмешливый смысл. Поэтому можно утверждать, как, кстати, предполагают многие толкователи и исследователи, высоким званием христиан мы, братья и сестры, обязаны язычникам Антиохии, которые не знали догматического религиозно-исторического значения слова «Христос» и приняли его за имя собственное, образовав из него название всех верных Спасителю учеников. В то время вообще имелась такая тенденция — называть последователей по имени: сочувствовавшие Помпею назывались помпеянами, Ироду — иродианами, Цезарю — цезарианами. Соответственно, Христу — христианами. Однако, несмотря на видимую случайность такого названия, это слово имело и имеет очень важное значение, ведь оно подразумевает всех исповедников христианской веры, вне зависимости от происхождения и мест проживания — как из иудеев, так и из язычников, познавших и принявших искренней душой слово Божие. Вот почему мы всегда должны с благодарностью вспоминать последователей Христа из язычников в Антиохии, по милости Божией возвеличивших нас таким наименованием.

Только скажем еще сегодня и о том, что сами мы обязаны так жить и веровать, чтобы быть достойными столь высокого звания. А это возможно только в том случае, если мы действительно возгреем в сердце своем любовь к Господу, осознаем всю полноту Его Искупительной Жертвы и обретем живым, осознанным видением Его присутствие среди нас, памятуя благословенные слова: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Тот же, кто не хочет видеть Господа и отвергает Его, не способен ощутить благодатную помощь Божию, которая невидимо, но неразлучно пребывает с нами. Это должно стать нашим вдохновением, а также спасительной оградой от рабства греха. Если Бог с нами, то никакие злые силы не способны нас победить. Уповая на Господа, и сами будем деятельны, активны, милосердны. Святитель Феофан Затворник пишет: «Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом единении с Богом. Созданный по образу и подобию Божию, человек по самой природе своей из Божеского рода. Только в Боге находит человек упокоение». Об этом откровении знали еще ветхозаветные пророки. Вспомним, как одухотворенно воспевает псалмопевец Давид, вещая избранным: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс.72:25-26).

Христиане Антиохии по благости своей ничем не отличались от христиан Иудеи. Об этом говорит тот факт, что, узнав о возвещенном пророками голоде, они, не колеблясь, положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла. В сердцах этих новообращенных последователей Христа не было и тени сомнений. Они не держали обиду на тех, кто не считал их подлинными христианами. По милосердию и христианской любви антиохийцы стремились помочь тем, кому было особенно трудно, ведь в Иудее гонения на христиан не прекращались. Сам по себе этот факт говорит о многом. Он свидетельствует, что благодать христианской любви и сострадания дается в равной степени всем исповедующим Господа, что Бог нелицеприятен, равно любит всех чад Своих. А дар добродетели открыт вне зависимости от национальности. Просто пред Отцом нашим Небесным нет высших и низших, все дороги и любимы.

Также примечательно, что именно в этом отрывке Деяний святых апостолов впервые упоминаются пресвитеры. Из последующих упоминаний мы знаем, что пресвитерами становились руководители отдельных христианских общин. Они рукополагались в служение Богу апостолами. В больших городах, как, например, в Иерусалиме, пресвитеров было несколько. Пресвитеры несли обязанность по духовному окормлению христианской общины, совершали Таинства Церкви Христовой, а также руководили почти всеми моментами жизни христиан. То есть выполняли те задачи, которые теперь возложены на наших священников, духовных наставников Церкви Христовой.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Наверное, стоит задуматься над услышанным нами сегодня Апостольским чтением, чтобы сделать из него важные выводы. В Антиохии, по милости Божией, была образована христианская община. Не иудеи, а язычники приняли Таинство Святого Крещения. Среди них были люди разного материального достатка — и богатые, и бедные. Но, объединившись в Церковь Христову, они жертвовали своим имуществом и собственностью для общего блага. Более того, всех антиохийских христиан вдохновил единый акт милосердия. И вот они уже помогали не только своим братьям во Христе, но и далеким последователям Христа из Иудеи. Более того, ведь они знали от пророков, что голод ожидается во всей вселенной, то есть неизменно коснется и их тоже. Казалось бы, проще всего было делать запасы, приготовиться к трудным временам самим. Но нет, посмотрите, они собирают средства, чтобы помочь другим, осознавая даже, быть может, что совершают это в ущерб себе. По величайшей христианской любви антиохийские христиане сотворили столь милосердное дело. И их заботами были спасены очень многие люди, самые обездоленные и нуждающиеся. Но ведь рука дающего не оскудеет. За милость и сострадание Господь щедро наградил их Своим неизреченным благословением.

Всем нам Спаситель говорит: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). Милосердие — не только свойство христианской души, но одновременно и настоятельная потребность. К делам любви и добра всех христиан призывает Святая Церковь. Добродетельность и благотворительность имеют в наше время очень широкое поле применения. Только как часто мы проходим мимо страждущих, не подаем руку помощи даже к взывающим к нам с мольбой о сострадании.

Мы все куда-то спешим, мы стали слишком суетливы, озабочены, равнодушны. Каждый из нас, наверное, подает милостыню по случаю. Но этого мало! К сожалению, в нас так недостаточно потребности творить добро во славу Божию. А бывает, что уж скрывать, совершим что-то и ждем за содеянное награды. От Господа ждем или от людей. И получается, что это уже не милосердие, а искание собственной выгоды, некий торг на добро: я тебе, а ты — мне. Признаемся честно, разве с нами такое не бывает?! Но ведь слово Божие всем определенно говорит: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник (Пс.9:35). Мы бедны добрыми делами не потому, что не можем их совершать, а потому что не хотим! Между тем святитель Григорий Богослов говорит: «Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-то доброе. Если они этого не исполняют, то ничем не лучше мертвых».

Время нашей земной жизни безвозвратно уходит. Мы же тратим его на какие-то пустяки, никчемные разговоры, сомнительные удовольствия плоти, на грехи и беззакония, общественное положение, продвижение на работе, тщеславное возвышение. А ведь все это так незначительно в очах Божиих! И только добрые дела и светлые чувства будут сопровождать нас в будущей жизни, войдут с нами в вечность.

Милосердные от Бога обретут благословенную милость. Сострадательным сострадает Сам Отец Небесный. Щедрых ущедрит Господь. К благотворителям обратится Податель всяческих благ — земных и небесных. Все истинно добрые дела происходят от Бога и Богом вдохновляются.

По словам апостола, Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13).

Будем же молиться и уповать на милость Божию, чтобы воскресший Господь наш Иисус Христос пробудил в нас благодать милосердного труда, содействовал каждому благому начинанию. Да сподобимся и мы, угодив Господу совершением добрых дел, услышать от Возлюбленного Спасителя нашего утешительные слова помилования и благодарности: …придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.25:34-36). И далее: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40). Аминь.

Христос воскресе!

Наверх