Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Слово 41. О сущности служения Богу. В 1-ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Евр.11:24–26, 32–12, 2) первоверховный Павел рассуждает о сущности служения Богу, о превосходстве Господа нашего Иисуса Христа как Богочеловека пред Моисеем и другими царями и пророками еврейского народа, о верующих во Христа, знающих благодатные пути и средства спасения от греха для теснейшего общения с Отцом Небесным.

Неслучайно, именно это послание звучит в первую Неделю Великого поста. Вспомним немного церковную историю. Послание к евреям святой апостол Павел адресовал палестинским христианам, которые в тот момент переживали нелегкие времена. После мученической кончины апостола Иакова в 62 году по Рождестве Христовом и начавшихся гонений и притеснений в души многих христиан стали закрадываться сомнения и разочарования относительно Царства Мессии. Сыны Израильские очень болезненно реагировали на то, что христианами становятся не только иудеи, но также представители других народов. К тому же Царство Христово отнюдь не было царством всеобщего спокойствия, умиротворенности и удовлетворения. Христиане испытывали много страданий и трудностей.

Некоторые христиане из евреев мало-помалу стали возвращаться к иудаизму, так сказать к «вере отцов». Они никак не могли привыкнуть к новому положению, продолжали и в силу привычки, и по убеждениям совершать храмовые обряды и ритуалы, заповеданные пророком Моисеем, считая их исключительно важными для спасения. Другие же, не устояв в истинной вере, озлобились, ожесточились и впали в такое отклонение веры, которое впоследствии развилось в ересь эвионитов. Существовала и еще одна не меньшая опасность. Появились проповедники, которые призывали смешать христианство с иудаизмом или установить совершенно самостоятельное превосходство христианства, а Ветхий Закон более не признавать. Естественно, все эти проявления не могли не вызвать ответной реакции со стороны верных последователей Христа, особенно такого ревнителя веры, каким явил себя миру святой апостол Павел. Он решил написать послание своим еврейским братьям во Христе дабы предупредить их о надвигающихся на Церковь опасностях и убедить ни в коем случае не оставлять веры во Христа, только с Ним связывать все надежды и упования, памятуя о том, что Отец Небесный никогда не оставит тех, кто любит и признает Его Божественного Сына.

Нельзя с недоверием и пренебрежением относится к вере предков, потому что Новый Завет является логичным продолжением Ветхого Завета, его завершением и исполнением, но ни в коей степени не игнорирует и не отрицает его. Господь наш Иисус Христос воплотил в Себе все то, что в Ветхом Завете было лишь обетованиями и пророчествами. Разве кто-либо умаляет достоинства пророка Моисея? Вот апостол Павел с убежденностью пишет о нем, восхваляя силу веры Моисея, его стремления к небесному, а не к земному: Верою Моисей, пришед в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Обращаясь к евреям, апостол Павел как бы спрашивает их, а смогли бы они, вот так же, как Моисей, отказаться от богатства, славы, царского дворца, всеобщего почитания, которые свойственны правящим особам. Ведь во дворце фараона Моисея считали за своего, он имел все, что только нужно для роскошной жизни. Но, посмотрите, указывает апостол, Моисей не только отказался от материального благополучия. Спокойной и сытой жизни он предпочел страдания и лишения: …и лучше захотел страдать с народом Божиим. Вот какая сила веры, вот какая убежденность была у пророка Моисея! Поставьте себя, братья и сестры, на его место и скажите честно, смогли бы вы ради жизни и веры христианской, ради любви к Богу отказаться, отвергнуться от всего? Мы – слишком маловерны, больше думаем о мирском, нас так волнуют заботы и проблемы нашего земного бытия, что порой на молитву, на духовное совершенствование, на покаяние остается не много времени.

Апостол Павел пишет о Моисее, что он поношение Христово почел большим для себя богатством. Как надо понимать это выражение – поношение Христово ? Это сказано образно. Именно в образном отношении применимо оно к вождю иудейского народа пророку Моисею. Мы ведь все знаем, как много претерпел за род человеческий Спаситель. Терпеть поношение Христово – значит оставаться верными Господу до конца, до последнего вздоха, смиренно и терпеливо сносить все те невзгоды, которые, по Божией милости, нам выпадают, терпеть до последнего издыхания, как Господь наш Иисус Христос терпел. Сносить поругание и поношение даже от тех, кому сотворил добро, сделал много хорошего. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что поношение Христово достойно несут те, «кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует». Таким вот верным и преданным Богу, претерпевающим все ради веры и служения Творцу, явил себя миру пророк Моисей. Жизнь человека неверующего полна соблазнов, искушений, грехов и пороков, и чрез них исполнена земных удовольствий, временных, тленных, удовлетворяющих страсти плоти. Жизнь христианина – в испытаниях, лишениях, непонимании, оскорблениях то есть – преисполнена поношений. Но только такую жизнь можно назвать Христовой, жизнью во Христе. Воздаянием же за нее, безусловно, является спасение, блаженная вечность на небесах, Царство Небесное, уготованное верным от сложения мира.

Далее, называя памятные имена праведников Ветхого Завета, и перечисляя невиданные для человеческого естества дела – побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча… – апостол указывает, что все это совершали они верою в истинного Бога. О ком говорит ученик Христов? Отцы Церкви учат нас легко распознавать за строками послания выдающихся людей, чьи труды и подвиги значимы не только для еврейского народа. Сказано здесь о псалмопевце Давиде: Получиша обетования. О пророке Данииле, который заграждал уста львов. О трех отроках в печи, верою угашавших силу огня. Укреплялись от немощи – имеются в виду обстоятельства исхода из плена Вавилонского. Множество событий истории своего народа вспоминает апостол Павел и вместе с этим делает вывод, что даже они, ветхозаветные праведники, не могли достигнуть той Божественной благодати, которую уготовал Господь людям, исповедующим Христа: И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Как надо понимать эти слова? Апостол говорит о том, что все эти люди, верою в Бога победили различные обстоятельства земной жизни, но, несмотря на победу, все-таки награды еще не получили. Отец Небесный для всех уготовал награды. Но для получения их должно пройти определенное время. Суд Божий решит этот час. Святитель Иоанн Златоуст так пишет о ветхозаветных праведниках: «Они предупредили нас в подвигах, но не предупредят в получении венцов; и это не есть несправедливость к ним, но честь нам, так как и они ожидают своих братьев. Если все мы – одно тело, то для этого тела более удовольствия, когда оно увенчается всецело, а не по частям. Праведники потому и достойны удивления, что они радуются благам братьев так же, как своим собственным. И они сами желают быть увенчанными с другими своими членами, потому что в общем прославлении – большее удовольствие».

Праведники Ветхого Завета сумели засвидетельствовать свою веру в будущее блаженство многими подвигами добродетели, но надежда на вечное блаженство была дана только Спасителем нашим Иисусом Христом, когда Он попрал смерть Своею смертью на Животворящем Кресте, разрушил силу ада.

Наставляя и утешая маловерных братьев во Христе, апостол Павел говорит: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и возсел одесную Престола Божия. Апостол сравнивает сонм ветхозаветных праведников с облаком. Облако защищает нас от палящих лучей солнца, воспоминания же обо всех выдающихся людях, много претерпевших в жизни ради веры, помогают нам не упасть духом при различных тяжелых обстоятельствах, несмотря ни на что сохранить святую нашу православную веру.

Но для того, чтобы с терпением и достойно нести по жизни свой крест, проходить предлежащее нам поприще, необходимо скинуть с себя всякое бремя. А что является бременем, отягчающим нас? Грехи наши. Душа стремится к горнему, но отяжеленная страстями, греховными привычками, нераскаянными беззакониями и пороками, не может исполнить свое предназначение. Но нам дана сила преодолеть собственное греховное начало. Это – вера наша в Господа. Верующему человеку все возможно! Возможно даже соделаться нерукотворным храмом Божиим, очистившись искренним покаянием. Пред нашими глазами всегда есть драгоценный пример – Господь наш Иисус Христос! В Нем наше главное утешение, в Нем и упование. Безгрешный Христос, не виновный ни в чем, был распят за нас на кресте! Так неужели мы, грешные и не имеющие достаточной веры, за беззакония свои получающие от Бога испытания, для смирения и во очищение грехов, не будем терпеливо сносить выпавшие невзгоды?! Безгрешным принял страдания и смерть Господь, но мы-то с вами за многочисленные грехи свои страдаем! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пусть Он умер: но для чего позорною смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас – ставить ни во что славу человеческую».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Как многому поучают нас сегодня слова апостола Павла! Через века устремлены к нам его бесценные наставления, чтобы поддержать и нашу, порой недостаточно крепкую веру, ободрить в делах благочестия. Вокруг себя мы имеем сегодня еще большее облако свидетелей, угодников Божиих, подвижников веры. Скольких великих святых дала нам Церковь Христова, сколько мучеников пострадали ради Христа в годы гонений. Но Церковь выстояла, вынесла все испытания. И сегодня она жива. Возрождается из пепла неверия Святая Русь. Возрождаемся к истинной вере и мы с вами, приходящие в храм Божий. Святитель Филарет, митрополит Московский, пишет: «Душа без веры – сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая – открытый. Вера открывает душу для принятия благодати».

Какой же должна быть вера наша, дабы и нам не сломаться перед трудностями и не ослабеть душой? Прежде всего, искренней, несомненной и добросердечной. Как была у православных предков наших, от которых дошла до нас мудрая поговорка: «Без Бога не до порога». Не мудрствовать, а верить, любить Господа всей душой, всем сердцем своим. И еще любить ближних, совершать дела добра и милосердия. Мы ведь с вами знаем, что вера без дел мертва (Иак.2:20). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью». А преподобный Симеон Новый Богослов утверждает: «Вера, не имеющая дел, не имеет Бога, животворящего ее».

Вера христианская должна быть непоколебимой, чтобы никакие тяготы и трудности жизни не могли одолеть ее. Потому что, как утверждает святитель Климент Римский, говоря обо всех верных последователях Господа: «Мы, по воле Божией призванные во Христе Иисусе, оправдаемся не сами собой и не своей мудростью, или разумом, или благочестием, или делами, но верой, которой Бог Вседержитель всех от века оправдал». Аминь.

Наверх