Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Слово 37. О вере христианской. Во вторник 3-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Ин.6:27-33) поднимается вопрос о том, в чем состоит высшее благо христианской жизни. Это вопрос, безусловно, волнует каждого православного христианина. И Господь дает на него однозначный ответ: …вот дело Божие, чтобы вы веровали.

А как воспринимал это избранный Богом иудейский народ?

Столько знамений и чудес свершал Господь пред глазами этих людей, что, казалось, не должно в их сердцах остаться и тени сомнения о превысшем назначении Сына Божия. Однако вопрос иудеев — Что нам делать, чтобы творить дела Божии? — задан не в стремлении угодить Богу и последовать за Христом, а в желании обеспечить себя всяческими привилегиями.

Да, они признают за Господом Его исключительность, но понимают ее только со своей очень узкой, меркантильной позиции. Они полагают, что наконец пришло время торжества земного царства Мессии! Скоро Христос воцарится над миром и, естественно, даст им все желаемое, потому что Он — Царь Израильский. И ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал, их не устраивает. Дело Божие, стремление сотворить свою жизнь угодной Отцу Небесному заключается в вере во Христа, как Сына Божия и Подателя небесных благ. Но чтобы всецело предать свои сердца Спасителю, необходимо совершить над собой немалое усилие, раскаяться в совершенных греховных делах, отказаться от эгоистических стремлений к удовольствиям, славе, богатству, почестям и подчинить себя и всю свою жизнь исключительно воле Божией.

Слушатели Господа еще слишком далеки от такой веры, греховная человеческая природа не позволяет им возвыситься до духовной чистоты. Между тем именно вера в Господа есть дело поистине священное и совершенное. Все доброе, светлое, созидательное, что происходит в жизни людей, берет свое начало в истинной вере, которая всегда, во все времена, во все дни является руководством к благой деятельности. Потому что как дела мертвы без веры, так и вера без дел мертва (см. Иак.2:17-26). Вот об этом и пытается сказать иудейскому народу Господь наш Иисус Христос.

Но их неблагодарные и бесчувственные сердца просят еще каких-то знамений и подтверждений. Даже чудо насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек не является для них достаточным основанием, чтобы поверить Христу! С сомнением они говорят: …какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? И это после всех сотворенных чудес, свидетелями которых многие из них являлись?! Иудеи вспоминают Моисея и отцов, которые ели манну в пустыне: …одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им (Пс.77:24). Вот где проявлено их лукавство — яви, Господь, блага материальные, удовлетворяющие телесные потребности, и мы поверим Тебе! И ударение в вопросе, обращенном к Иисусу Христу, ставиться на обращении Ты. Слово это как бы подразумевает, что были другие посланники Божии, сильные в своих пророчествах и святости жизни. Иисуса Христа намеренно приравнивают к ним и требуют в противовес всем прочим ранее жившим совершить удивительное, потрясающее человеческое воображение знамение. Не простого знамения требуют они, а гораздо большего, чем тот удивительный хлеб, которым недавно насытились. Требуют чуда, чтобы насладить чрево, но не напитать дух. Не случайно они вспоминают именно этот момент из истории своего народа, а не какой-то иной, например чудесное прохождение сквозь Чермное море или казни египетские.

По крайнему чревоугодию они напоминают Господу о манне небесной. Но что отвечает им Господь? Что не Моисей дал народу манну, а Бог через Моисея, представляющего собой образ Божий. Господь говорит дальше: …хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Не только иудейскому народу, а всему миру, всем людям без исключения! Конечно, каждый человек нуждается в хлебе насущном, чтобы жить, поддерживать свой организм в надлежащей физической форме. Но действием Святого Духа через Таинство Святого Причащения Господь наш Иисус Христос поддерживает в человеке душу, духовное начало. Да и само тело, благодаря Искупительной Жертве Господа и Преславному Его Воскресению обрело жизнь вечную через будущее воскресение мертвых. Только беспредельно занятые собственным чревом иудеи слова Господа о хлебе Божием воспринимают как источник постоянного насыщения, а не вечной жизни. Люди эти восклицают: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Тогда Спаситель указывает на Себя: Он и есть хлеб жизни. ..Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

Сын Божий, Господь наш Иисус Христос всегда открыт для людей, но прийти к Нему возможно только через веру. Не будет голода и не будет жажды у тех, кто насыщается в вере Христовой, которая полностью удовлетворяет все духовные потребности человека.

Господь не сказал «хлеб», но из уст его прозвучало именно хлеб жизни. Жизни вечной.

Весь род человеческий страдал, умерщвленный грехом, но пришел на землю Сын Божий и оживил, и наполнил весь мир теплом и светом. Здесь можно провести аналогию с человеком крещеным и некрещеным. Некрещеный человек, пребывающий в неведении и поиске истины, не удовлетворит свои духовные запросы, так как в душе его пока вакуум, пустота, всепоглощающая тоска и боль по несбыточному.

И только Таинство Святого Крещения, когда крещаемый трижды погружается в купель со святой водой и принимает на себя печать Святого Духа, милостиво ниспосылаемого с Небес, возрождает душу от духовного сна, наполняет верою и упованием на Господа. Имеющий Духа Святого от Него оживляется.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вера в Господа нашего Иисуса Христа — дар Божий: Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Отец Небесный дает Своему Божественному Сыну тех, кто с неизреченной надеждой приходят ко Спасителю. Но иудеи, слушавшие Христа, не имели в себе любящего, чистого сердца. Их волновали только вопросы земного бытия, материального благополучия и мирской власти. И потому они не пришли ко Спасителю. Они были не из тех, кого дает Христу Небесный Отец. Они выступили противниками Божими, так как повсюду противопоставляли свое эгоистическое «я» Божественному Промыслу. Тот же, кто будет всей жизнью своей служить Богу, любить Его, творить добрые дела во славу Вседержителя, придет ко Христу и того Господь не изгонит вон, примет, согреет, оживотворит, введет в блаженство вечной жизни.

Так что же является высшим благом для христиан? Святая истинная православная вера. И любовь ко Господу. Истинная жизнь верующего человека — в постоянном общении с Богом. Быть причастником вечной жизни, к которой мы все с вами, братья и сестры, так стремимся, возможно только через уподобление Богу, через духовное совершенствование. Но путь этот очень сложный. Такое состояние души достижимо лишь тогда, когда человек сделает для себя окончательный выбор и поймет, что в этой жизни для него самое важное, самое главное — любовь ко Господу, а не любовь к самому себе. Святитель Афанасий Великий указывает: «Как Господь, облекшись плотью, сделался человеком, так и мы, люди, воспринятые Словом, обожаемся ради плоти Его». Да сподобит Бог всех нас, братья и сестры, снискать в душе своей во всей глубине и полноте истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа, как высшее жизненное благо. Аминь. Христос воскресе!

Наверх