Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене

Слово 15. О духовном делании. В понедельник 1-й седмицы Великого поста на утрене

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Вот и вступили мы с вами в благодатное и целительное поприще святого Великого поста. По неизреченной милости Божией открыто для нас это время – время молитвенных трудов и искреннего покаяния. Теперь оставляется все суетное, тщетное, земное, а внимание сугубо сосредоточивается на душе нашей – трепещущей, исстрадавшейся от грехов и ждущей умелого, правильного духовного делания. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающий ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе».

Люди постящиеся знают, как пост благодатно укрощает ненужные, плотские желания, сдерживает страсти и греховные порывы сердца, возводя нас на ангельскую чистоту праведной жизни. Для верующего человека святой Великий пост есть ни с чем не сравнимая врачебница, излечивающая душевные недуги. Более того, по словам преподобного Ефрема Сирина, пост «радует Ангелов Хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Вот почему вслед за святыми отцами Церкви Христовой мы называем пост пищей для души. Как невозможно в повседневном бытии долго прожить без пищи, так врачевание святого поста становится необходимым для утверждения христианской души в вере, благочестии и любви.

Находясь в храме, все мы, конечно же, намереваемся в настоящую седмицу достойно приуготовить себя к исповеди и причащению Святых Христовых Таин. Но как лучше это сделать?

Благодатно начинать говение Великого поста вместе с Церковью Христовой. Великопостные Богослужения наступившей седмицы преподают действительные средства для исцеления души, очищения и освящения сердца. Неизреченной надеждой на Божию милость проникнуто постное покаяние. Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души». Искреннее покаяние – щедрый дар Божий, который посылается нам по милости Вседержителя. Мы настолько к нему привыкли, что редко задумываемся над его важностью и значимостью для жизни. От покаяния во многом зависит наше будущее, выбор спасительного пути, ведущего в Царство Небесное, или же дороги соблазнов, грехов, временных сомнительных удовольствий. Но мало с благодарением усвоить себе покаяние – этот дар Божий, необходимо проявить должное старание и терпение. Явим же Господу сей подвиг усердия и любви! Подвиг радостный и душеприятный, вызывающий умиление сердечное. По словам того же Святителя, «истинное покаяние не то, которое произносится только на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия». Обновившись духовно, совершенствуясь в молитвенном делании, в славословии Бога, мы радуемся нелицемерной радостью и торжествуем благодатью Божественной любви, сходящей на нас во дни поста. Не грусть, а ликование наполняет нашу душу!

Вы спросите: как так может быть, разве пост не налагает на нас определенные обязательства, разве не связано время говения с трудностями и ограничениями, разве это – не период духовного напряжения? Да, всех нас на поприще Великого поста ждет борьба со своим греховным естеством, предельная сосредоточенность на духовном, а не на телесном, нелегкие подвиги воздержания. Но вспомним, братья и сестры, что Царство Божие усилием берется. Так почему же все-таки мы называем Великий пост временем благодатным и радостным? Потому что, ограничивая в желаниях плоть, меньше уделяя внимания земным вещам, мы возрождаемся и оживаем духовно, начинаем по-другому чувствовать, мыслить, верить и любить. Нам становится понятно и дорого мудрое изречение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, вещавшего: «Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви». Плоды любви есть молитва и дела милосердные, исполняемые во славу Божию.

По уставу Церкви в первые дни Великого поста особо ревностные христиане, кто по состоянию здоровья и образу жизни имеет такую возможность, вов се воздерживаются от пищи, прочие же едят очень простую и незамысловатую еду. Это правильно. В результате говения истончается человеческая плоть, но значительно укрепляется дух. Мы понимаем, что воздержание в пище, или намеренное ограничение ее, в пост необходимы для каждого православного верующего. Но не только в этом сила поста. Без духовного совершенствования – усиленной молитвы, чтения и слушания слова Божия, поучений святых отцов Церкви, житийной литературы, воздержание от скоромной пищи будет не чем иным, как обыкновенной диетой. Когда ум наш во все дни поста не рассеивается на различные развлечения, увеселения, ненужную информацию, то освобождается время для духовного совершенствования, усиленного молитвенного подвига и чтения духовных книг. Все это мы впитываем в себя с радостью, потому что это врачует нашу истосковавшуюся по духовной пище душу.

Мы все в большей или меньшей степени больны. И говорим мы не только и не столько о физических заболеваниях, которым подвержены вследствие совершенных грехов. Речь идет о недугах духовных, более тяжких для нас и губительных. Одним же из главных средств к духовному врачеванию является искреннее покаяние.

Чтобы полностью осознать свои грехи, раскаяться и оплакать их, необходимо благочестивое и сосредоточенное покаянное размышление. Пост предоставляет всем нам эту уникальную и благодатную возможность. Сейчас нет усиленных забот о телесном, а мысли устремлены на свою совесть, на состояние души. Есть время подумать о том, как мы живем, что делаем, к чему стремимся, как относимся к Богу, к себе и ближним. Во всякий день жизни желательно размышлять об этом, но Великим постом такие умозаключения просто необходимы. Как без познания самого себя можно приступить к исповеди?! Как просить у Небесного Врача лекарства и уповать на Его милостивое врачевание, не зная, не осознавая и не исследовав собственную болезнь?! И тут нам самим необходимо приложить усилия. Надо молиться и просить Господа, чтобы Он открыл нам духовные очи и послал покаянное размышление о совершенных грехах. И вот мы вместе со Святителем Иоанном Златоустом вопрошаем: «Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая надобность изнурять свое тело и не накормить голодного?»

Самоиспытание, позволяющее выявить состояние души в отношении к спасению, целесообразно начать, держа в уме конкретные вопросы. Прежде всего, надо спросить себя, насколько осознана в нас на временном земном пути сама мысль о спасении, началось ли в нас благодатное дело духовного становления или же мы пребываем в состоянии греха и нечувствия духовного? Понять это можно, лишь определив, чьими рабами мы являемся и кому служим – Богу или греху?

Во-вторых, памятуя о грехах своих, надо задать себе вопрос: а какая же страсть, какой грех господствует в душе нашей и укрепляет греховную сущность? Ведь так часто мы строим жизнь не по воле Божией, а по самовольно установленным правилам и законам, услаждая собственную гордость и тщеславие, часто не понимая того, что этим самым разрываем взаимные отношения с Господом нашим Иисусом Христом, отвергаемся от Него, не желаем следовать Его путем.

Бог есть любовь. Он любит всех нас и долготерпеливо ждет в ответ нашей любви. Духовное делание начинается тогда, когда мы сами по доброй воле и чистоте сердечной распахнем душу для Господа, попросим Христа руководить всем в жизни нашей: волей, умом, чувствами и помышлениями. Только когда жизнь Спасителя станет для нас дороже жизни собственной, возможно приближение к такому состоянию души, о котором говорит апостол Павел: не я живу, а живет во мне Христос. Вот это – высшая степень христианской любви!

А разве в отношениях между людьми не так? Разве настоящая любовь, которая дарована нам Богом по неизреченной Его милости, не есть самоотречение, когда важно не то, что с тобой происходит, а то, чем живет любимый человек ? Многое может любовь человеческая, но несравнимо больше может совершить любовь христианская. Любовь нельзя заслужить, купить, добиться силой – ее мы получаем, как дар, как чудо. В этом есть проявление нашего смирения. «Бог любит нас даром», – говорит святитель Тихон Задонский. Но и мы призваны нелицемерно любить Бога!

Этой любви, любви к Господу, не страшны никакие жизненные испытания, и даже мучения и смерть. Ибо, по словам апостола Павла, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8).

Мы помним, как с радостью, Христа ради, претерпевали страшные страдания и умирали святые апостолы, подвижники и угодники Божии, снискавшие ныне блистающие венцы в вечных небесных обителях. Но без любви даже слава мученичества не имела значения. Всем в их жизни управляла именно христианская любовь, вера в истинность христианского учения, а еще подлинная уверенность в Воскресении Христовом.

Люди, которые стремятся хоть немного приблизиться к святым в вере, любви и благочестии, в полной мере ощущают радость жизни с Богом. Что бы ни происходило, что бы ни случалось в повседневном бытии, их земной путь озаряется главным – Светом Христовым, благодатию Божией и торжеством Божественной любви. Потому что во все дни с нами Бог !

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Духовное обновление, положенное в нас по благодати Небесного Отца, совершается не только исполнением Божественных заповедей и чтением духовной литературы. Великий пост призывает всех нас, преодолев собственное эгоистическое начало, преобразиться не только внешне, но и внутренне. Поясним. Мало ходить в Церковь, мало говеть и участвовать в Богослужениях, необходимо достичь подлинного изменения души, позволяющего ей, переполненной любовью, быть нерукотворным храмом Божиим, в котором всегда пребывает Господь.

Поспешим же в благодатное время Великого поста как можно лучше познать себя и свое душевное состояние, дабы достойно и правильно подготовиться к принятию Святых Христовых Таин. Поприще покаяния и молитвы для нас открыто. Аминь.

Наверх