Слова, произнесенные в 1897 году. Проповедь на день памяти св. славного и всехвального апостола Андрея Первозванного

Слова, произнесенные в 1897 году. Проповедь на день памяти св. славного и всехвального апостола Андрея Первозванного

«Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (Ис. 29:14, 33:18; 1Кор. 1:19–20).

Близ двух тысяч лет назад тому, небо и земля были свидетелями чрезвычайного, единственного, чудесного, всеспасительного события: на земле явилась во плоти Сама Ипостасная Премудрость Божия, Само воплощенное Слово Божие, Имже вся быша (Ин. 1:3), Имже и веки сотворены (Евр. 1:2), – явился Бог во плоти (1Тим. 3:16), Бог и человек Христос Иисус, – чтобы просветить омраченное адскою тьмою естество человеческое, воссоздать и обновить растлевшее, очистить и освятить оскверненное всякими грехами, избавить от проклятия и смерти вечной, на которую оно обречено было вечною правдою Божией, – и обрадовать примирением и благословением Отца небесного чрез принесение в жертву примирения Себя Самого на кресте проклятия по писанному: проклят всяк, висяй на древе (Гал. 3:13). Служителями Себе в великом деле спасения человечества Ипостасная Премудрость избрала не мудрых и не книжных людей века сего, а – простых, смиренных, неученых, бедных рыбарей, коих все достояние на земле заключалось в рыбачьих лодках и сетях, да в убогих хижинах.

В число служителей Своих Господь призвал, и притом – первым, рыбаря Андрея, брата Петрова, который потому и называется Первозванным. Святую память его Церковь ныне торжественно празднует псалмами и песнями священными по всей христианской вселенной, и в сем храме, посвященном его имени.

Вникнем в причины, почему Бог Слово избрал Себе в служители не искусных в слове, не мудрых и книжных людей, а простых и неученых.

Причина, во-первых, та, чтобы все дело спасения человеческого было приписано, по справедливости, одному Богу, а не мудрости или искусству человеческому, или чьей-либо силе, кроме Бога. Ибо, скажите, что могли сделать сами по себе в таком деле, как просвещение и обновление человечества, – простые, неученые рыбари? – Ничего. Вся мудрость, вся сила, вся способность к столь важному делу должна была дароваться им от Бога, а чтобы удостоиться человеку получить от Него такую благодать, такую премудрость и  силу, нужна была способность к воспринятию этих даров Божиих, – должна была простая, верующая, смиренная, послушная, неиспорченная лукавством и всякими житейскими страстями, цельная душа, способная быть носительницей благодати Божией, сверхъестественной премудрости и силы Божией. Таковыми именно и найдены души простых некнижных людей: и они-то удостоились быть носителями и служителями дела спасения человеческого и сотрудниками Самого Бога – Слова. Всею своею жизнию, совершенным послушанием Господу и всеми делами своими они оправдали Божественное избрание, кроме Иуды Искариотского, сына погибели (Ин. 17:12), который несомненно мог быть таким же верным служителем Господа и ловцом человеков, небесным гражданином и сопрестольником Апостолов, если бы по нерадению не дал уловить себя диаволу и не запутался в сетях сребролюбия.

С другой стороны (вторая причина): что было бы, если бы Господь обратился – говорю по-человечески, ибо Сердцеведец не сделал бы того – что было бы, если бы Господь обратился с призванием следовать за Собою к тогдашним ученым книжникам и фарисеям, к князьям иудейским и вообще к ученым людям? Пошли ли бы они за Ним? – Нет, они бы только посмеялись Ему, по своей гордости, корыстолюбию, лукавству, зависти, ненависти к Назаретскому Учителю, и с первого раза отреклись бы идти за Ним, как и случилось это с одним богатым начальником, спрашивавшим Господа, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? На совет ему Господа продать, для спасения души, имение и раздать его нищим и следовать за Ним, он тотчас ушел от Небесного Учителя со скорбию в душе, ибо имел большое имение (Лк. 18:18–23). То же было бы и с фарисеями – сребролюбцами и честолюбцами: ни один из них не пошел бы за обнищавшим нас ради Господом и не имевшим, где главу приклонить. Они были прямо неспособны и недостойны столь великого дела, дела спасения погибающего человечества. Они были слишком низки для столь великого дела – земны, душевны, а не духовны. Для дела Христова нужны были люди ума и сердца возвышенного, самоотверженные, чуждые житейских пристрастий. Таковы и были Апостолы, особенно по сошествии на них Святого Духа.

Что было бы, если бы Господь – допустим так, для примера – явился ныне на земле и стал бы звать гордых ученых и богатых века сего, преданных всей душой миру – следовать за Собою? Они посмеялись бы этому зову и никто не пошел бы на дело Божие. Но Господь и ныне Тот же, пребывая с нами во век, хотя невидимо; и ныне Евангельское слово Его обращается ко всем; заповеди Его, повеления и советы возвещаются и ныне в Церкви: но кто из ученых и богатых и вообще сынов века сего слушает и исполняет заповеди эти? Мало, мало – кто; а иные глумятся над ними, считают невозможными для исполнения; иные превратно, наперекор здравому смыслу, толкуют их (как известный писатель Ясной Поляны).

Отсюда становится для всех понятным, почему Господь избрал в служители и соработники Себе людей простых, смиренных, неученых, но искренних, верных и твердых до конца жизни в великом деле своего Учителя и Господа. Учение и дела их свидетельствуют, что они вполне оправдали свое избрание: ибо они покорили Христу Богу учением и чудесами всю вселенную, сильных, великих, мудрых, царей и царства. Да, это сделала все простота проповеди; это все сделала сила Божия, действовавшая в них и чрез них, – сила истины, сила веры в Господа и Его всемогущество, сила исцелять всякие болезни, воскрешать мертвых, изгонять бесов.

Грозный, праведный глас Господа Вседержителя гремит и ныне над теми учеными, которые не хотят ведать Христа и Церкви Его: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Мы видим всегда и везде – и у нас, и заграницей, – что ученых, неверующих во Христа оставляет свет Божий – и они не знают сами, что говорят и делают, бродят во тьме и ощупью, предаются с ненасытимостию всякой страсти плотской и оправдывают себя в том требованием природы, развращаются сами и развращают других. Мирская ученость, и наша отчасти, и особенно западная вооружается против Бога и Церкви, св. Евангелие ставит на ряду с произведениями человеческого ума; установлениями церковными пренебрегает; св. Таинства считает ненужными, как и богослужение, и священнослужителей (Толстовцы, Пашковцы, Штундисты, Раскольники); истину воскресения мертвых и страшного Суда Божия отвергают.

И так погубит Господь всю мудрость мудрецов и их самих и разум разумных отвергнет – и они наследуют страшную мучительную пустоту и темноту, и вечную муку от лица Божия. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Держитесь же, возлюбленные братия и сестры, боголюбезной простоты, смирения, незлобия, послушания, чистоты; будьте искренними учениками и ученицами Христа и св. Его Церкви, – и вы будете проводить здесь – на земле мирное и благопоспешное со здравием житие и сподобитесь отпущения грехов, а на небесах получите вечное наследие Христово – блаженную жизнь со всеми святыми. Аминь.

 

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/slova-i-pouchenija-proiznesennye-v-raznye-gody/#0_3

 

Наверх