С кем нам соединяться?. Речь на третьем Всероссийском патриотическом съезде в Киеве, 1906 г.

С кем нам соединяться?. Речь на третьем Всероссийском патриотическом съезде в Киеве, 1906 г.

По прибытии в город Киев, я пошел в день воскресения в Киево-Софийский собор.

Седая, величавая древность! Великая, много говорящая душе святыня!

И вот, когда я стоял в соборе в ожидании службы, предо мною в воспоминаниях протекла его многострадальная история. Как много он видел, как много он испытал!

Вспомнилось, что здесь возглашалось имя папы римского, вспомнилось, что здесь восходили на кафедру епископы и митрополиты-униаты, пока не восторжествовало здесь вновь православие. Все эти Михаилы, Кириллы и Ипатии Рагозы, Терлецкие, Пацеи, все эти епископы-изменнки, униаты, путем партийных происков приняли унию с католичеством. Их назначили в сенат польский, или дали поместья, власть и богатство; они радостно называли себя и считали примкнувшими к образованной Европы. Началось открытое гонение на православных священников, которых надеялись заставить пойти на уступки католичеству.

Все: и сила государства, и силы ума, и представители Церкви, – все стояло за унию, успех унии был обеспечен, и, однако, она провалилась. Почему?

Да потому, что за ней не пошел и не пойдет народ, этот стойкий и терпеливый богатырь, верный основам своей веры и жизни. Уния, уступка епископов, была не только изменой истине православия, правилам церковного подчинения и религиозному долгу. Нет, это была полная капитуляция перед Западом, полный отказ от самостоятельности, от своих культурно-исторических задач и типа, от себя, от своего народного дела. Им казалось, что, побывав в Риме и поклонившись папской туфле они – европейцы, и в этом рабстве они видели источник для своей гордости!

Но дело их погибло с шумом. Когда от Москвы доносилось сюда до Киева истинное «освободительное движение», истинное дыхание «народной свободы» на основах православия и народности, в единой, неделимой России сгинула чуждая тьма, погибли изменники, и власть Самодержца всея Руси здесь стала незыблемой в осенении Креста, обвеянная духом народным, дыханием благоговения: «Волим под Царя Московского, православного».

Вы спросите, – к чему я об этом говорю?

Но вы сами догадываетесь: к тому говорю, что нынешнее время во многом для нас похоже на время перед унией: нам предлагают унию русских основ с основами жизни европеизма; И силы государства, силы ума – интеллигенция, по местам даже служители Церкви – стали за это дело.

Будем осторожны, братья! Нам предложат уступить, нам предложат унию. Ради временной выгоды, ради целей избирательной борьбы, чтобы провести в думу нашего кандидата, нас будут просить войти с кем-либо в соглашение и при этом уступить из своих убеждений, примириться временно с тем, что пахнет европейской конституцией.

Стой твердо, русский православный человек! Не поддавайся лукавым и хитросплетенным приманкам! Ни слова лжи, ни тени неправды, ни на волос уступки.

Смотрите, – кругом нас все менялись. Кадеты выдавали бронзовые векселя, – обещали то, о чем заведомо знали, что не исполнять, меняли программы и одним на белых бумажках писали одно – для панов, другим на других бумажках писали совершенно иное – это для холопов. Октябристы шатались влево – вправо, вправо–влево. Только мы не менялись. Только мы твердо стояли на одном, только мы не подтасовывали наших программ, платформ и положений.

Все должно делаться прямо, честно, открыто, искренно, по-русски. Мы ищем только правды, только одобрения совести.

И вот, разве мы рассыпались, разве мы ослабели, разве нас мало? Не мы идем к кадетам и октябристам, а к нам идут, нас ищут; нас заметили враги России, скрежещут они зубами, сулят нам гибель, – да Бог не выдаст, никто не съест. На нас смотрит правительство. Но мы знаем, что и гр. Витте тоже был «правительство», поэтому и в отношениях к этому последнему мы сохранили полную самостоятельность, и против того министра, который захочет взять у нас Царя, как граф Витте, мы будем бороться всеми законными способами; против законов и распоряжений, гибельных для интересов русского народа, мы будем протестовать самым энергическим образом.

Пусть мы будем одиноки, пусть нас не станут называть европейцами, пусть зовут черносотенцами; пусть уверяют, что мы – глупцы и невежды. Мы лучше останемся одиноки со свое правдой и народной совестью, чем, продав или затемнив правду, будем пользоваться снисходительными похвалами врагов. Пусть ни один из нас не попадет в Думу: воля Божия. А правда наша нам дороже и тысячи Дум.

Древним христианам мучители говорили: «вы не верьте нашим богам, вы только бросьте на огонь перед идолом кусочек ладану, скажите только два слова (domine, Caesar), – и ваша жизнь спасена». Христиане отвергали совет и шли на смерть. А мир и будущее принадлежали, однако, им, а не их гонителям и мучителям.

В уступках нет границ, и стоит сделать только один шаг, чтобы за ним последовали другие. Я видел: люди, достойные уважения, которые идут к нам, хотят с нами слиться, искренно считают себя нашими и, однако, не избавились окончательно от европейского очарования, вдруг заговорит против «сословий», «расовой борьбы», и «все, в конце концов, зависит от брюха».

Чем это отличается прямо от социализма? Вот что значит хлебнуть чуть-чуть конституции, поклониться заношенной туфле Европы.

Посему скажу: бойся конституции, как сатаны!

Впрочем, сатаны я не боюсь, от него крестом оградишься, а конституции боюсь...

Все эти мысли посетили меня в древнем храме, и по сердцу ударила песнь, как раз в это время пропетая хором:

«Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый? И покрыла мя чуждая тьма окаянного».

Вот уже поистине отринул нас Бог от лица Своего за то, что многие русские люди пошли в чуждой тьме европейской, и пренебрегли свой домашний свет, и возлюбили некоторые русские люди в этом чужебесии тьму паче света.

Это не относится к нам, монархистам. Наш свет во тьме светит, и тьме его не объять. Будем же тверды, будем мужественны, будем верны вековым нашим заветам, – и победа окончательно будет за нами.

К нам пусть идут, мы – ни к кому. Но, приходя к нам, пусть принимают целиком наше исповедание веры.

С нами Бог, с нами Царь и с нами русский народ. Будь же верен до смерти, и дастся тебе венец жизни и венец полной победы!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх