Русь Святая. (Речь в неделю всех святых. 8 июня 1908 года, на молебствии в собрании патриотических союзов г. Москвы, по случаю встречи и приветствий автору по возвращении его из Сибири.)

Русь Святая. (Речь в неделю всех святых. 8 июня 1908 года, на молебствии в собрании патриотических союзов г. Москвы, по случаю встречи и приветствий автору по возвращении его из Сибири.)

Прежде, чем ответить на ваши горячие приветствия, дорогие братья и друзья, мы решили помолиться Богу: так подобает творить русским и православным людям. Прежде, чем сказать вам слово, как соработникам и единомышленникам в нашем великом деле поддержания святой веры, святой верности Царю и родине и борьбы с нечестивым врагом, мы решили во время самой молитвы нашей побеседовать с вами пастырской беседой: так подобает творить истинным православным сынам Церкви и защитникам церковности.

И какой высокий предмет для слова и размышления, для назидания и взаимного соутешения даёт нам воспоминание нынешнего воскресного дня! «Неделя всех святых»! Вот кто, – святые являются живыми и вечными проповедниками того оживления мира и человечества, которое явилось плодом искупления Христова и ниспослания искупленным даров Духа-Утешителя.

Святые указаны нам непосредственно после воспоминания о завершении искупительного и спасительного подвига Господа Иисуса, как образцы для подражания в христианской жизни. «Святи будите, якоже Свят Аз Господь Бог ваш», – такова заповедь Господа; «воля Божия о вас – святость ваша», – такова заповедь апостола верующим (1Пет. 1:16; Лев. 11:44; 1Сол. 4:3).

Трудно здесь, и было бы долго, входить нам в подробное и обстоятельное суждение о том, что есть святость в широком и всеобъемлющем значении этого слова. Скажем одно: святость обозначает полную отделённость от мира зла, выделение предмета или лица исключительно для служения Богу (1Пет. 2:9; Исх. 19:6; Ис. 51:6; Деян. 24:18). В этом смысле свят Господь Бог наш, как Существо надмирное и премирное; в этом смысле свята Церковь, всё общество верующих свято (Чис. 16:3), свят храм, святы принадлежности богослужения, святы бывают наши достойные и Богу посвящённые мысли и молитвы. В этом смысле свят и должен быть свят всякий истинно верующий христианин, как это и видим в писаниях апостольских, где верующие постоянно именуются именем «святых» (2Кор. 13:12; 1Пет. 5:14; Рим. 15:26, 16:16; 1Кор. 16:20; 1Тим. 5:10; Тит. 2:3; Деян. 26:10 и другие). Отсюда и внутренняя чистота, высокая нравственная настроенность, отсюда добрые и «святые» дела у верующего истинного христианина: Богу отданный, от зла мирского выделенный, из мира обладания дьявольского изъятый не может иметь настроения, сродного миру зла, не может творить дел, обращающих его в рабство дьяволу и в его пособника.

Глубоко впитала в себя это воззрение русская народная душа, воспитанная православной Христовой Церковью. И сказалось такое воззрение в метком и знаменательном слове. В то время как немец говорит о себе: «честный немец»; в то время как испанец называет себя гордым и храбрым, в то время как Англия – «предприимчива», Франция – «весёлая», Бельгия – «трудолюбивая», по сознанию и признанию сынов каждой из этих стран, – Россия, по сознанию и признанию её сынов, есть «святая Русь».

Да, Русь выделена из мира, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповреждённой истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу. И в своих исторических судьбах, – преемствуя древней православной Византии и её мировому призванию и значению; а в своём племенном составе, – претворяя в себе и насыщая духом христианства многочисленные народности; и в своём географическом положении – на грани двух миров, двух частей света, двух цивилизаций, – Русь святая одна может быть орудием этого Промысла для мировых событий и мировых велений. Сознаёт ли народ такое своё назначение?

Он проявляет его не в ясно выраженных положениях, не в строго определённых словесных формулах; он носит его в глубине духа, проявляет во всём жизненном укладе, выражает иногда в трогательных и глубоких символах. Когда вы въезжаете в русское селение и видите высокий каменный храм, величественный совне, благолепный и богато изукрашенный внутри, когда вы слышите доброгласные колокола, видите парчу и золото, – и это всё посреди убогих хижин, посреди бедной жизни, то здесь явный знак и явное свидетельство того, как народ смотрит, на значение религиозного начала в своей жизни. Не поймёт и не оценит этого гордый и чуждый взгляд иноплеменный, но доброе разумеет всё это русское сердце. Когда приходится наблюдать жизнь русских новосёлов в Сибири, то ещё яснее становится пред сознанием основная черта русской народной души. Откуда пришли новосёлы? И с юга, и с запада России, и из её центра, и с восточной окраины Приволжья, собрались люди с различными говорами, с различными обычаями, даже с различными племенными особенностями, – а дух у них один. Наскоро выкопанные землянки; разбитые на время палатки; покрытые сверху войлоком или дырявым «рядном» приподнятые оглобли простой телеги, наскоро сбитый шалаш, вот жильё пришельцев с их жёнами и детьми. Но первая забота, первая мысль их после того, как намечено место и план для будущего селения, это – отвод площади для храма; первое поручение «от мира» избранному односельцу – собирать пожертвования на храм; первый разговор и первая серьёзная совместная беседа – о том, как устроить приход, кому посвятить престол будущего храма, куда обратиться, чтобы хоть временно найти приходского пастыря, к какому селению ближайшему приписаться, чтобы войти в состав прихода. О, благослови, Господи, эти верующие и жаждущие Тебя Единого души, являющие Русь святую в красе исконной святости и спасения. Пусть другие народы в своей исторической жизни и деятельности осуществляли и достигали успехов, каждый в сродной им области, обусловленной склонностями и способностями того или другого народа: одни развивали науку, другие создали право, иные преуспели в торговле, иные поставили высоко промышленность и внешние удобства жизни. Но если бы англичанина заставили переделаться во француза, а шведа – в итальянца, то разве не повторилось бы того же явления, как если бы мы заставили лошадь жить на дне моря или в речных струях, а рыбу пастись на лугу?

Пусть же и русский народ останется верным своим прирождённым и тысячелетней жизнью в Церкви воспитанным свойствам, пусть он пребудет у ног Христовых, пусть не отпадёт от взлелеянного веками и бесконечно дорогого ему образца жизни и того конечного её стремления, которое он выразил в именовании своём: Русь святая. Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: хорошие дома, племенной скот, разделанные пашни, довольство и сытость. Пусть русский народ и всё это обретёт, но пусть останется при своей уже приобретённой славе. Он дал и воспитал святых, ведомых и прославленных во множестве, и ещё в большем множестве незримых и миру неведомых, но оставивших и давших жизни русской и стремлениям русских людей особый самобытный и пропитанный религиозно-нравственными запросами и интересами отпечаток, строй и быт. И не добро, не полезно и невозможно русским переделываться в чужеземцев, да и нет к тому оснований и побуждений; ибо быть русским – почётно, быть русским – славно, быть русским, значит – приобщиться к жизни истинно человеческой и достойной.

В вихре и суете современных политических страстей, в борьбе партий, в зное и соблазнах политических похотей, когда меняются знамёна («платформы»), когда одни подчёркивают желание своё дать нам право, другие – науку, иные – экономические успехи, одни стоят за тот или другой образ правления, другие подчёркивают стремления чисто и только национальные, интересы национальной силы и международного достойного положения, – одно забывается чаще всего: стремление народа к святости и спасению. Так происходит смешение и перемещение цели и средств.

Блаженны вы, члены патриотических союзов, если сознаёте и в главу вашего исповедания и ваших стремлений ставите заботу о том, чтобы Россия, наша великая, милая, бесконечно дорогая нам Россия, осталась и пребывала вовеки Русью святой! Только в её святости – посвященности Богу, только в её православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены, и возвышены, и укреплены вечным освящением и силой и образ её государственного строения – самодержавие, и её национальные, как особливой русской народности, задачи, интересы и стремления.

Воля Божия о нас – святость наша. Вот наше знамя. Но не слишком ли многого хотите? Не сверх ли сил берёте бремя? Не действуете ли вне области жизни собственно государственной? – так возражают нам.

Но таковыми и с таковыми стремлениями Бог создал человека, вложив в него. Свой Образ и тяготение к Первообразу. Но такова прямая заповедь Творца. Но таковы уроки апостолов. Хотите видеть возможность жизненного их исполнения и применения? Она представлена великим сонмом святых, в мире живших, плоть нашу носивших, питавшихся в ограде Церкви благодатью Духа Святого и процветших святостью и чистотой. «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, – языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим».

Посему, имея такое великое облегающее нас облако свидетелей – святых, ныне чтимых, гордость и грех отложивши, с терпением да течем на предлежащее нам подвиги, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса! (Евр. 12:1–2). Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).


Наверх