Речь при введении в должность приходского священника Василия Маврицкого

Речь при введении в должность приходского священника Василия Маврицкого

Приветствую тебя, возлюбленный собрат, с новым саном, с новою должностью, с новою паствою, а вас, братия прихожане сего храма, с новым пастырем. От всей души благодарю Бога, что Он судил мне совершить рукоположение вашего пастыря в вашем же храме и притом в день вашего храмового праздника. Это обстоятельство вам дало возможность вознести свои теплые молитвы о ниспослании на него благодати Святого Духа, а мне – усты ко устом приветствовать вас с настоящим торжеством и преподать вам общее пастырское назидание. Что же сказать вам в настоящем случае?

В настоящую знаменательную минуту, когда вы впервые стоите лицом к лицу с новым вашим пастырем, мне невольно приходит на память одно обстоятельство из жизни ныне празднуемого священномученика Корнилия, которое может послужить подходящею темою для настоящего назидания, – это встреча Корнилием великого проповедника Евангелия апостола Петра.

Когда апостол Петр по чудесному призыву Господа пришел в Кесарию в дом Корнилия, римского сотника, который тогда был язычником, то последний со всеми своими чадами, домочадцами, друзьями и знакомыми с радостью встретил его в дверях своего дома, поклонился ему до земли и сказал: ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста свои и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:33–35). Это дружественное взаимное приветствие между Апостолом и домом Корнилия представляет прекрасный поучительный пример и в настоящем случае – пример и для вас, боголюбивые прихожане сего храма, как должны вы принять нового своего пастыря, и для тебя, возлюбленный собрат, что должен ты принести твоей пастве.

Братия! Едва ли вы можете сделать лучшую встречу вашему новому пастырю, как если примете его так же, как принял Корнилий апостола Петра, – с распростертыми объятиями для его личности и с открытыми ушами для его слова, если с чувством радости скажете ему: ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Ты хорошо сделал, что пришел, – так приветствуют тебя, собрат, все твои духовные дети, для которых ты так или иначе можешь быть полезен. Учители, усматривающие в тебе опытного советника и руководителя, дети, ожидающие твоих наставлений, взрослые, жаждущие твоей проповеди, грешники, больные и бедные, с нетерпением ожидающие утешения и облегчения в своей участи, – словом, все бессмертные души, вверяемые твоему пастырскому руководству, все они едиными усты приветствуют тебя: ты хорошо сделан, что пришел, – и благодарят Господа, что Он послал им пастыря, который идет к ним не со школьной скамьи, не с юношескою неопытностью, но с богатым запасом жизненного опыта, с глубоким знанием пастырской науки и человеческого сердца.

Но если вы, братия, хотите сделать вашему пастырю поистине христианский прием, если хотите, чтобы он не сегодня только и в первые дни, но и всегда мог радоваться с вами и за вас, то вы должны встретить его не с любовью только к его личности, но и с полным вниманием к его слову, должны сказать ему не только: ты хорошо сделал, что пришел, но и прибавить: и вот мы все собрались пред тобою, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Конечно, приятно пастырю и то, если он встречает в своей пастве сочувствие и расположение к себе самому; но для истинного пастыря – блюстителя общественной нравственности этого мало. Помимо любви и доверия к себе, он желает от пасомых полного внимания к слову, которое он призван проповедовать, желает их открытых восприимчивых сердец для той благодати, которая сообщается им при его посредстве. Вот что составляет самую высокую радость для пастыря, воодушевленного благим намерением свято исполнять долг свой.

Боголюбивые прихожане святого храма сего! Если вы доставите такую радость вашему земному пастырю, то доставите ее и Великому Небесному Пастыреначальнику-Христу. Ибо чье слово проповедуют они вам и чью волю исполняют? – Слово и волю Спасителя Христа. Он – цель и задача их жизни. Он – их скорбь и утешение, похвала и порицание. О, как было бы хорошо, если бы все вы сейчас едиными усты и единым сердцем могли сказать то же, что сказал некогда Корнилий от лица всех своих домочадцев апостолу Петру: Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога! «Всё, что во имя Бога и Христа ты будешь отселе преподавать нам, – наставления и увещания, обличения и вразумления, угрозы и обетования, милость и благословение – всё это мы будем принимать самым искренним сердцем, как бы из уст Самого Бога». Вы не знаете, как грустно бывает проповеднику божественного слова, когда ему приходится говорить пред глухими ушами или в пустой церкви. Вы не знаете, как горько бывает сеятелю слова Божия, если семя, посеянное им, падает при пути, и его тотчас же истребляют прилетевшие птицы. Вы не знаете, как тяжело бывает ловцу человеков, если он, вытащив на берег невод свой пустым, с горечью сердца должен бывает сказать: «Целую ночь ловил я, но ничего не поймал, целую жизнь говорил я грешникам о покаянии и благодати, но напрасно!» (ср. Лк.5:5). Да не будет этого у вас, братия. Но будет ли ваш пастырь выходить на этот амвон со словом назидания или там, в алтаре, совершать Бескровную Жертву, станет ли он делать наставление в ваших домах или школах, не отказывайте ему в вашем внимании и восприимчивом сердце. Пусть везде и всюду находят у вас свое место слова Корнилия сотника: все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Прошу вас ради нового вашего пастыря – относитесь к нему так, чтобы он мог проходить нелегкие обязанности своего служения не с внутреннею тугою, но с радостью и благодушием. Прошу вас ради Самого Спасителя – не пренебрегайте Его словом и не отталкивайте от себя Его спасения. Ибо нет спасения ни для одной души, нет спасения ни для одного дома, нет спасения ни для одного города или страны без Евангелия Христова и тех благодатных средств, которые Он вверил Святой Своей Церкви.

Но и ты, возлюбленный собрат, если так радушно и с такою любовью к твоему слову примет тебя твоя паства, то ужели и ты, при своей незаурядной подготовке к пастырскому служению, не принесешь ей того, что принес апостол Петр Корнилию и его семейству? Ужели захочешь уподобиться человеку, который взял ключ от духовной сокровищницы и не хочет открыть ее, чтобы поделиться с другими? Ужели не принесешь своей пастве любви верного пастыря и мира Христа?.. Тогда Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий по правде приятен Ему. Не без страха и смущения пришел Петр к жителю Кесарии. Он пришел в страну, доселе ему чуждую, пришел к людям, совершенно ему незнакомым, пришел вдобавок в дом язычника. Но когда ему сделана была такая радушная встреча, когда он увидел эту жажду слова Божия и спасения во Христе, тогда исчез у него всякий страх и сомнение, тогда легко стало на душе его, и он дал широкое место в своем любящем сердце для всех этих душ, желавших поучиться у него делу спасения и духовного возрождения.

Но ты, возлюбленный о Господе брат, пришел не к язычникам, но к верующим и благочестивым людям, которым не чуждо Евангелие, которые и среди современного религиозного разномыслия и умственного и нравственного брожения умеют оставаться верными основным началам нашей народной жизни – вере и Церкви Православной. Они не создают себе новомодных религий, не сооружают призрачных и суетных алтарей неведомому Богу на непрочных основаниях лжеименного разума, а свято хранят догматы веры православной. Они несомненно веруют, что церковь есть здание Божие, в котором домовладыка – Дух Святый, а Распятый Христос, не человек из Назарета, не учитель только, но истинный Искупитель – Богочеловек. Они любят этого Христа, ищут Его, жаждут Его проповеди. Принеси же им эту проповедь об Иисусе Распятом, принеси им Христа, и тогда ты дашь им тот мир, которого не дает и не может дать им мир, тогда приведешь ты их ко спасению, за которое они вечно будут тебе благодарны.


Речь произнесена в Воскресенской, в Барашах, церкви 13 сентября 1901 года. Священник Василий Маврицкий издатель журнала «Пастырский собеседник». // М. 1901. 7 с.
Наверх