Речь по прочтении Высочайшого манифеста о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта, сказанная в кафедральном соборе 11-го марта 1861 года.

Речь по прочтении Высочайшого манифеста о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта, сказанная в кафедральном соборе 11-го марта 1861 года.

«О всем благодарите»
(1Сол. 5, 18).

Если, по слову св. апостола, мы должны «благодарить о всем», что бы с нами ни случилось доброго или худаго: то как же, братие, не благодарить нам ныне, когда с высоты царского престола к нам раздался такой сладостнейший глас, полный любви и милости? Ныне пред нами совершается одно из величайших и благодетельнейших событий, какия когда-либо совершались в пределах земли русской. Почти целая треть исполинского населения России приемлет новый, лучший жребий из рук своего Благочестивейшого Государя. Около 23 миллионов (легко сказать!), около 23 миллионов наших соотечественников получают новыя гражданския права и как бы новую жизнь. А с тем вместе и для всего нашего отечества открывается новый обширнейший путь к раскрытию его сил и средств и к всестороннему, всех объемлющему, образованию, усовершенствованиям, благоденствию и славе. Мысль изнемогает, усиливаясь обнять всю громадность события, которого мы видим одно начало. Только потомки, дальние потомки в состоянии будут измерить полное значение этого события и, конечно, запишут его, как самую яркую эпоху, на страницах русской истории. Пусть не всех нас непосредственно касается оно, а от некоторых потребует даже, быть может, и немалых жертв. Но, во имя отечества, во имя человечества, во имя христианства, пред которыми должны умолкнуть все наши личные рассчеты и частные интересы, можем ли мы, сыны России, все до единого не сочувствовать вполне этим миллионам наших сограждан, которые равны нам и по природе и по вере, а теперь приравниваются нам по правам гражданским? Их участь неразрывно связана с нашею и неотразимо отзовется в судьбе всего отечественного края.

Да вознесутся же наши благодарныя сердца, прежде всего, к престолу Вседержителя, который даровал нам такого добраго, благодушнаго, многопопечительного Монарха, и постоянно согревает сердце Его любовию к подданным, который возбудил в душе Его святое намерение и неугасимую заботу об улучшении быта целого огромнейшого класса крепостных поселян и умудрил, подкрепил Его своею всемощною благодатию совершить этот необыкновенный подвиг Его царственного служения.

Благодарность, от лица всей земли русской благодарность, в роды родов благодарность и Тебе, Помазанник Божий, Отец отечества, как всего приличнее мы в праве называть Тебя ныне после новаго, безпримерного доказательства Твоей отеческой любви к нам и заботливости о нас! Знаем и не перестанем помнить, что, кроме искренних благожеланий Тебе, кроме теплых молитв о Тебе и о всем Твоем Августейшем Доме, мы можем и должны воздавать Тебе еще тем, если, как дети, будем любить Тебя, сочувствовать Твоим благим намерениям о нас, повиноваться всем Твоим постановлениям и ревностно, добросовестно будем проходить, каждый, обязанности своего звания ко благу нашего общего отечества.

Вы особенно, наши братья, на кого непосредственно излилась ныне милость царская, умейте понять эту чрезвычайную милость, умейте оценить ее и достойно возблагодарить Помазанника Божия своим добрым поведением и повиновением Его священной власти. Все, что можно было сделать для улучшения вашего быта, сделано согласно с законом любви и правды: будьте ж довольны своею новою участию и не домогайтесь большаго, чего не указала вам Монаршая воля. Вам дарованы теперь новыя права и льготы; но чрез то самое на вас возложены и новыя обязанности: старайтесь же исполнять их со всею ревностию. Если и прежде вы трудились и работали: то теперь трудитесь и работайте еще усерднее. Если и прежде вы «воздавали всем должная, емуже убо урокъ – урок, а емуже дань – дань» (Рим. 13, 7): то теперь еще добросовестнее несите все законныя повинности, еще неуклончивее платите определенныя подати и оброки. Если и прежде вы повиновались начальствам, от Царя поставленным над вами, и своим господам: то особенно теперь покажите свое повиновение им согласно Высочайшей воле, выраженной вам в манифесте. Иначе, чем же вы засвидетельствуете, что глубоко чувствуете новую милость к вам Благочестивейшого Государя? Чем оправдаете Его отеческия попечения о вас? И только при вашем усиленном трудолюбии, при вашей исправности в платеже государственных податей и оброков, при вашем всецелом повиновении начальству, вы действительно будете способствовать как улучшению вашего собственного быта, так и благу всего нашего отечества.

Господи Боже, Благодетелю наш! Призри с небеси и благослови великое дело, совершившееся на земле русской, да принесет оно самые вожделенные и сладостнейшие плоды для всех нас, – сынов России, и да возрадуется, при виде этих плодов, доброе сердце Помазанника Твоего, Благочестивейшого Государя нашего Императора Александра Николаевича. Аминь.


Наверх