Пятый день. Поучение 2-ое. Свв. мученики Агафопод и Феодул

(Не давайте святыню на посмеяние).

I. В царствование Диоклитиана и Максимиана жили в греческом городе Фессалониках, или Солуни, два церковнослужителя, старец Агафопод и юноша по имени Феодул, память коих св. церковь совершает ныне.

Первый из них был диаконом, второй исполнял в церкви должность чтеца; и оба вели жизнь честную, добродетельную, всю преданную Господу. Бог, по милости Своей, даровал Феодулу чудотворную силу: он помогал страдающим различными болезнями и обратил многих язычников ко Христу.

Вдруг настало гонение на христиан. В Солунь, как и во все города, принадлежавшие Римской империи, было прислано повеление понуждать всех поклонению идолам: поставили на площадь городскую орудия казни на страх ослушникам. Некоторые христиане тогда удалились тайно из города и скрылись от преследований язычников; иные не устояли против страха мучений и отреклись от веры своей; но многие оставались в Солуни, ожидая спокойно участи своей. В том числе были Агафопод и Феодул. Они беспрестанно молились в храме Божием. Их взяли, заключили в темницу, и потом чрез несколько дней привели к допросу к начальнику города, Фаустину.

После напрасных увещаний отречься от Христа и принести жертву идолам, св. мученики были преданы на истязания, которые спокойно перенесли, продолжая исповедывать имя Господа Иисуса Христа. Губернатор стал потом требовать от Феодула, чтобы он принес и отдал ему христианские книги. На это Феодул ответил:

– «Если бы я мог думать, что ты желаешь узнать истину и отречься от заблуждений своих, то я, конечно, с радостию принес бы тебе книги пророков и апостолов; но, «зная, что ты имеешь злое намерение, не отдам тебе Божия дара».

Видя тщету своих усилий и непоколебимую твердость мучеников, губернатор осудил их на смертную казнь и велел потопить их в море. Напрасно друзья их и знакомые умоляли христиан согласиться на совершение жертвоприношения и тем спасти свою жизнь. Приговор был исполнен над ними, и с молитвою на устах предали они души Богу. Волны выбросили на берег тела обоих мучеников, и друзья схоронили их честно.

II. Обратим внимание, братие, на ответ св. Феодула мучителю, когда тот требовал от него выдачи церковных книг: зная твое злое намерение не отдам тебе Божия дара.

а) «Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6), заповедал Господь Иисус Христос апостолам. Есть люди решительно нечестивые, ожесточенные противники истины, от которых можно ожидать лишь злобного отношения к слову истины. Как псы, если бы им дали жертвенного мяса, не поняли бы, что это святыня Господня, и с зверскою жадностию уничтожили бы его, как и всякую падаль и нечистоту, так и эти развращенные люди одинаково глумятся, одинаково осмеивают все, что люди считают священным для себя, во что они веруют, как в истину Божию; так же, конечно, отнесутся они и к Христовой вере, к святыне евангельской истины. И как свиньи не способны оценить достоинства жемчуга и, конечно, попрут его ногами своими, а на падаль и нечистоту набросятся, как на лучшую пищу; так и эти нечестивые люди попирают своими злобными, кощунственными насмешками жемчуг Христовой истины, а ложные учения признают и проповедуют за истину. Таким людям проповедывать Христову веру не следует, потому что они могут только вредить проповедуемой истине.

б) Но мало этого: проповедание таким людям истины опасно и для самих проповедников: как свиньи, поправши ногами своими брошенный пред ними жемчуг, могут рассвирепеть и, обратившись, растерзать бросивших им жемчуг; так и злобные враги истны могут не только осмеять истину, но и воздвигнуть гонение на ее проповедников. Так это действительно и бывало при распространении Христовой веры апостолами, и поэтому-то они часто должны были отрясать прах от ног своих в тех городах, где замечали в населении решительно враждебное расположение к проповедуемой ими вере во Христа.

III. Этот урок Христов апостолам следует всегда помнить, братие, и нам. Конечно, не каждому из нас предлежит в жизни задача проповедывать истину Христову среди неверующих, утверждать ее в сердцах маловерных и защищать ее от врагов веры и церкви Христовой. Но каждому из нас очень часто приходится вступать в беседу о предметах веры с людьми иномыслящими. И вот, в этих то случаях потребно руководиться не желанием только защитить истину и готовностию засвидетельствовать свою веру, но и рассуждением, не лучше ли для самой истины Христовой и нашей веры уклониться от беседы. Ибо случается сталкиваться иногда с людьми, от которых можно ожидать только кощунственного глумления над святынею веры нашей. А потом мы должны и вообще помнить, что о предметах святой и драгоценной веры нашей мы должны рассуждать и беседовать с полным благоговением, без страстной раздражительности, без желания самолюбивого оспорить противника и одержать над ним победу, а единственно только с святою ревностию об истине и о спасении ближняго. Будем помнить, братие, что гнев человека ни в каком случае не есть исполнение воли Божией (Иак.1:20). Аминь. 

                                                                                                                                                                                                           11 апреля 1896 г



Наверх