Пятый день. Поучение 1-ое. Св. Иона, архиеп. новгородский

Пятый день. Поучение 1-ое. Св. Иона, архиеп. новгородский

(О пути ко спасению).

I. Святый Иона, архиепископ новгородский, память коего совершается ныне, в мире – Иоанн, родился в Новгороде, в четырнадцатом столетии, и, оставшись с детства сиротою, был отдан в научение одному диакону. Он больше любил читать священное писание, чем играть с товарищами детства. Однажды мимо толпы мальчиков, в числе которых был Иоанн, проходил юродивый, Михаил клопский. Мальчики дергали его за одежду и бросали в него грязью; но Иоанн не принимал в этом участия. Тогда юродивый взял его на руки и сказал: «учись прилежно, Иоанн. Ты будешь архиепископом Новгорода». Предсказание сбылось. Достигнув совершенного возраста, Иоанн «решился вступить на путь спасения», по которому неуклонно шел во всю свою жизнь; скоро он постригся, под именем Ионы, в Отенском монастыре, в 40 верстах от Новгорода и, по смерти игумена Харитона, был избран в настоятели. А когда скончался новгородский архиепископ Евфимий, то Иона, прославленный благочестием, был избран в преемники ему. Сделавшись владыкою Новгорода, Иона ревностно служил благу церкви, давал всем равный и правый суд, защищал слабых и помогал бедным. Св. Иона 30 лет правил новгородской паствой и оставил по себе добрую память. Иона скончался в глубокой старости, в 1470 году, и погребен в Отенской обители, в церкви святого Иоанна Предтечи. Впоследствии его тело прославлено нетлением.

II. Мы сказали, что св. Иона, достигнув совершеннолетия, вступил на путь спасения, по которому и шел неуклонно во всю свою жизнь.

Чем же и как можно спастись и нам?

а) Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой православной церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей, и т. д. Если кто не повинуется церкви, если кто по духу противления или гордости отделился от церкви, если кто раскольник: то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося церкви с идолопоклонником: «аще кто церковь преслушает», сказал Он, «буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф.18:17). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол: а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня: твоим смирением». Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинился И. Христу. Истинное смирение – от послушания, сказал св. Иоанн Лествичник, как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Без послушания церкви нет смирения; без смирения нет спасения, «смирихся, и спасе мя», сказал пророк (Пс. И14, 5).

б) Кто хочет спастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. В будни молись Богу дома, если дела житейские и служба не позволяют отправиться в храм Божий; утром – восстав от сна; на ночь – отходя ко сну, – пред обедом и пред ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественных церковных молитвах. Великое счастие для грешного человека, что ему дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтоб Бог простил ему грехи и даровал спасение. Давид был славный и богатый царь, был вместе и пророк, но одного просил у Господа: «едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс.26:4). Святые отцы называют молитву материю всех добродетелей, потому что ею можно испросить у милосердого Господа все прочия добродетели, все блага временные и вечныя, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите», сказал Он, «и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам».

в) Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообще любить ближних как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т. е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в заботе нашей о спасении души ближних, напр. о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждою, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «блаженни милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5:7), то есть, спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых (Ин.2:13), то есть, немилостивым не спастись.

г) Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу, Которого он должен любить превыше всего, тщательное раскаяние в своих согрешениях как при ежедневных молитвах своих, так, в особенности, пред отцом духовным при таинстве исповеди. Возвещает Боговдохновенный пророк: «беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс.31:5). – Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом: сперва человек познает грехи свои, что достигается благочестивым рассматриванием самого себя; потом он отвергает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить грех свой; наконец кающийся человек делается обвинителем самого себя и высказывает Господу, при свидетеле-духовнике, все согрешения свои, отнюдь не щадя своего самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий своих. Апостол сказал: «аще исповедаем грехи наши, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякие неправды». (Посл. Ин.1:9). По очищении себя исповедию пред отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и во всяком случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим, верою и любовию приобщиться всесвятого тела Христова и всесвятой крови Христовой, что вполне необходимо для спасения. Господь сказал: «аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого», «ни пиете крови Его, живота не имате в себе», т. е. не имеете спасения. «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный», т. е. имеет спасение (Ин.6:53-54). Должно исповедываться и приобщаться по крайней мере во все четыре поста, четырежды в год. Еслиж, к сожалению и несчастию, житейские заботы и до сего не допустят, то непременно должно приобщиться однажды в год.

д) Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время сего краткого земного странствования. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезнь своя и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение и обиды от сильного человека: все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления. Господь заповедал нам «в терпении нашем стяжавать души наши» (Лк.21:19); «претерпевый до конца», сказал Он, «той спасется» (Мф.24:13). Посылаемые Богом скорби – верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу. «Аз», засвидетельствовал Господь, «ихже аще люблю обличаю и наказую» (Апок.3:19). По этой причине апостол так утешает скорбящего и страждущаго: «сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабевай, от Него обличаем. Его же бо любит Господь наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, яко же сыновом обретается вам Бог» (Евр.12:5-7). Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! они дар Божий (Фил.1:29)! они признак усыновления христианина Богу! – Чтоб научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами благоразумного разбойника: «достойное по делом моим приемлю; помяни мя», «Господи, во царствии Твоем» (Лк.23:42). Так же полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова: «благая от руки Господни прияхом, злых ли не стерпим» (Иов.2:10)? «яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки» (1, 21).

е) Желающему спастись необходимо заниматься чтением божественных книг. «Блажен муж», сказал святый пророк Давид, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воля его», «и в законе Его поучится день и нощь» (Пс.1:1-2). Ум наш, как омраченный грехом, никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственными помышлениями, немощными, колеблющимися, обманчивыми: ему необходимо – посредством внимательного чтения, или тщательного слышания слова Божия заимствовать из него помышления Божественныя, и вразумляться ими. Святые отцы назвали чтение и слышание слова Божия царем всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущия и действующия в поврежденном естестве нашем, открывает все ухищрения их, разоблачает злобу, когда она, для оболыцения нашего, прикрывается личиною добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.

III. Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, – не видать как пройдет. Не видать, как подкрадется к каждому из нас смерть.

Братия! Кто из вас доселе жил благочестно: тот да продолжает таковое жительство. Кто доселе позволял себе проводить жизнь греховную: тот да принесет покаяние и отселе да начнет проводить жизнь добродетельную, всемерно бегая грехов, без чего не возможно спасение. «Живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иезек. 33, 11). Аминь.

                                                                                                                                                                                                           12 ноября 1896 г



Наверх