Проповеди на праздники:

Пятница двадцать девятой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову. 1962 г.

Пятница двадцать девятой седмицы по Пятидесятнице. Параклисис Божией Матери. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову. 1962 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества...» Этот церковный гимн в похвалу Богоматери мы с вами, дорогие, часто слышим за церковным богослужением. Сколь радостное, утешительное для своей души назидание получаем мы при воспоминании о Богоматери! Вся Ее жизнь — от самого рождения до последних дней на земле, до славного Ее успения — полна чудесности, таинственности и особого избранничества Божия.

Рождается Она чудесным образом от престарелых и бесплодных родителей, праведных Иоакима и Анны, после их слезных молитв к Богу о даровании им чада. Едва только Ей минуло три годика, как Ее приводят в храм Божий, где Она в постоянном общении с Богом, воспитывается в религиозной атмосфере, чтобы приготовить Себя, соделать достойною к зачатию и рождению Бога Слова. Но вот Она возросла до совершеннолетия, и через Нее открывается всему миру тайна божественная, от века сокрытая. С небесных высот слетает в Назарет к Деве Марии архангел Божий Гавриил и возвещает Ей зачатие и рождение от Нее Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Обрадованная неизреченною небесною радостью, Она спешит к Своей родственнице, праведной Елисавете, как слышали вы это из только что прочитанного Евангелия.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк. 1, 39). Святые отцы говорят, что целью посещения Пресвятой Девой праведной Елисаветы было освящение Предтечи, еще сущего во утробе, исполнение его Духом Святым. «Но не погрешим, — говорят другие толкователи, — если предположим и другую причину. Получив от архангела радостную весть, Она не могла не поделиться с кем-нибудь Своей радостью; ближе всего к Ней в то время был Иосиф, но Она, чтобы не смутить его, не решалась ему открыть божественную тайну, а пожелала разделить Свою радость с праведной Елисаветой, для чего и отправилась в нагорную страну, в город Иудин».

Для того чтобы яснее представить положение нагорной страны, необходимо иметь в виду то, что Палестина во дни земной жизни Иисуса Христа разделялась на четыре части: на севере была Галилея, откуда вышла Пресвятая Дева, на юге находилась Иудея, посередине между ними была Самария, на востоке же лежала Перея, или, иначе, Заиорданская страна. Иудея же, в свою очередь, разделялась горным хребтом с севера на юг на две части: горную часть и равнинную. Горная часть и была тем местом, где находился город Иудин, под которым святые отцы разумели город Хеврон, старый священнический город, в котором проживали праведные Захария и Елисавета.

Когда Пресвятая Дева вошла в дом Захарии, то с радостью приветствовала Елисавету. Это приветствие у иудеев выражалось словами «Мир тебе», но в устах Пресвятой эти слова имели особенную, необыкновенную силу.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Как только она услышала приветственные слова, то тотчас взыграл младенец во чреве ее. Под словом «взыграл» святые отцы разумеют необыкновенное радостное движение младенца во чреве, последовавшее от воздействия Духа Святаго, Которого праведная Елисавета в то время исполнилась. По действию Святаго Духа праведная Елисавета узнала в Пречистой Деве Матерь Божию. И воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 42—44). Праведная Елисавета по вдохновению Святаго Духа приветствует Пресвятую Деву не как бедную девицу, которую она знала, но как истинно Матерь Божию. Называя Ее благословенною в женах, она тем самым повторяет слова святого архангела Гавриила, что не могло не удивить Деву Марию. Когда же она сказала: « ... благословен плод чрева Твоего», то тем более удивила Пресвятую Деву, потому что никто, кроме Нее, не знал этой тайны, возвещенной Ей архангелом. В чувстве радости праведная Елисавета вопрошает, за какие же это заслуги или добрые дела она удостоилась такой милости, что к ней пришла Матерь Господа.

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Праведная Елисавета ублажает Пресвятую Деву за то, что Она без сомнения уверовала словам благо- вестника. Пред ее глазами стояло в это время наказание Божие, которое постигло за неверие ее мужа, праведного Захарию. Поэтому Елисавета с таким воодушевлением ублажает Ее и говорит, что непременно сбудется сказанное Ей: родится от Нее Христос Спаситель и Его царству не будет конца.

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46—48). В состоянии духовного восторга и радости Пресвятая Дева по внушению Духа Святаго изрекает пророческие слова, которые мы с вами часто слышим. Она радуется о Боге, Спасителе Своем и всего мира, пришествие Которого в мир приближается. Чем выше добро и ближе, тем радость бывает живее. Источник благ небесных и земных — в девственном чреве Пресвятой Девы; могла ли Она не радоваться радостью велией о Господе? Где Бог, там течет море радости, там солнце веселия вечно сияет. Радуясь о Своем величии, Она все это благоволение Божие к Ней относит не к Своим добродетелям, а исключительно к милости Божией: ...что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1, 49). Чем заслужила Она эту милость? Украшенная всеми добродетелями, честнейшая херувимов, Она ничего не говорит о Своих заслугах и добродетелях, а говорит только, что Господь призрел на смирение Рабы Своей. Под смирением святые отцы разумеют здесь не добродетель смирения, на которое не стала бы указывать Пресвятая Дева, смиреннейшая из всех людей, но низкое, незнатное состояние или положение человека в обществе. Пресвятая Дева была действительно беднейшею из всех девиц в Израиле, и притом совершенно неизвестною. Но теперь, когда Бог призрел на Нее, на Ее уничижение, Она сделалась славнейшею из всех.

Произнесенные Ею по внушению Духа Святаго пророческие слова «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» в истине своей подтверждаются двухтысячелетней историей существования христианской Церкви. Действительно, имя Божией Матери овеяно славою и окружено благоговением, и никому из святых не установлено столько праздников, песнопений, богослужений, сколько Пречистой Деве Марии. На протяжении двадцати столетий, из поколения в поколение верные люди чтут Богоматерь и прибегают к Ней в своих нуждах и скорбях, как ко всесильной заступнице и помощнице. Вот и до нас достигли эти пророческие слова, и мы с вами имеем честь славословить небесную заступницу нашу. И как не ублажать и не почитать Пресвятую Деву, Которая Своим рождением принесла миру величайшую радость и отраду! Она родила Спасителя мира, славное Рождество Которого мы скоро будем светло праздновать. Вифлеемская звезда уже появилась на небесном горизонте и указывает всей вселенной путь к источнику нашей жизни — рожденному нашего ради спасения Богомладенцу Христу. Мы уже вступили в преддверие этого величайшего вселенского события и постом и молитвою приготовляем себя ко встрече Спасителя. Как ветхозаветные праотцы и праведники ждали и готовились к принятию Искупителя пять с половиной тысяч лет, так Святая Церковь пред праздником Рождества Христова установила пять с половиною седмиц поста, чтобы мы своим воздержанием, как и праотцы — томительным ожиданием, очистив душу и тело, явили себя достойными сретения великого дня Рождения Спасителя.

Призывая нас к совершению поста, Церковь зовет нас во дни его и к усердной молитве. А для того, чтобы побудить себя к усердной и продолжительной молитве в эти дни, будем размышлять постоянно вот о чем: Единородный Сын Божий оставляет ныне небо и уничижает Себя до того, что рождается в вертепе, куда загонялся скот, полагается не в колыбели, как обыкновенные младенцы, а в яслях. И для кого же это так унижает Себя Господь, пред Которым трепещут херувимы и серафимы и пред Которым колеблются основания земли? Для нас, грешных, непотребных, потому что мы дороги Ему и Он нас любит Своею неизреченною божественною любовью. Прочувствуйте всё это, и умилитесь, и от всей души возлюбите бесконечно Возлюбившего нас. А для того, чтобы и пост для нас был полезен, вспомним наставление Церкви относительно проведения поста. Церковь возглашает: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (1-я стихира на стиховне на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста). Удаление от всех этих пороков, по учению Церкви, составляет пост истинный и благоприятный Господу. Внешние посты не всегда необходимы. Этот же, внутренний пост, необходим во всякое время. Внешние посты приходят и оканчиваются, а этот, духовный, пост беспрерывен и должен окончиться только с нашею жизнью, когда мы, совлекшись бренной плоти, облечемся в нетление и бессмертие.

Поэтому, если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг наш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело. В противном случае, язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства.

Хочешь ли поститься постом истинным — оставь вместе с пищею всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайся во всем и ко всем тихим, кротким, смиренным, благоснисходительным и любовным. Этого требует само время поста. Хочешь ли поститься постом истинным — удали вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе твоей больший, чем пресыщение — телу.

И, наконец, если хотим поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудем украсить душу свою делами милосердия. Помоги по силам бедному, утешь несчастного, навести больного. Избери и исполни хотя бы одну из этих добродетелей — и ты с ликованием будешь встречать Рожденного Христа Спасителя, в душе ощущая ту же радость, какую испытывала Пресвятая Дева Мария, и вместе с Нею непременно воскликнешь: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Аминь.

22 декабря 1961 г. (4 января 1962 г.)

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Проповеди на праздники:

Наверх