Пятая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О первых трех заповедях-блаженствах. 1963 г.

Пятая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. О первых трех заповедях-блаженствах. 1963 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Сергие, смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевый!» (акафист преподобному Сергию, икос 8.)

Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит со страниц святого Евангелия: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6, 46). И еще: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!" войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Этими изречениями Господь показывает нам, что самое главное наше внимание должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15, 8_ 9).

На какие же христианские правила должно быть обращено все наше внимание, чтобы наш подвиг действительно был угоден Богу, послужил бы к нашему усовершенствованию духовному, и мы могли бы надеяться на спасение? Эти предписания всем христианам Спаситель преподал в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях-блаженствах, которые Он изрек в начале Своего общественного служения человеческому роду. Необходимо сказать, что, преподавая заповеди-блаженства, Господь призывает Своих последователей к исполнению их не под угрозами и страхом, а по доброй воле, по любви к Нему. За каждый подвиг обещана награда от Господа. Противостоя гордости, Господь начинает свое учение ублажением нищих духом: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 3, 3). Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь восстановляет нас в первозданное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царствия Небесного необходимо иметь нищету духовную. Что такое нищета духовная и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом — это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе, глубоко убежденные, что у человека нет ничего собственного, а всё, чем он пользуется, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога, и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи не можем исполнять заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Люди, так сознающие свою зависимость от Бога, ничего себе не присвояют, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу, и, благоговея пред Богом, подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

Для достижения Царствия Небесного нищета духовная необходима прежде всего, то есть необходимо сознание своей греховности и зависимости от Бога. Наших прародителей привела к падению гордость. «Вы будете, как боги, знающие доброе и лукавое» (Быт. 3, 5), — говорил им обольститель, через что и низринул их в бездну падения. А припомним судьбу еврейского народа. Что привело его к падению? Гордость, кичливость своею мнимою праведностью. Гордые и самонадеянные иудеи считали себя ближе всех других людей к Богу, они воображали себя богатыми по душе и потому достойными блаженства. «Мы семя Авраамово» (Ин. 8, 33), — говорили о себе иудеи, своею кичливостью закрывая для себя врата Царствия Небесного. Заглядываясь на свои мнимые достоинства, они не видели своих недостатков, которые росли все больше и больше в их душах. Чтобы войти в Небесное Царство, человек, наоборот, должен, по учению Спасителя, всегда сознавать, что он беден добрыми делами, нищ душою и духом. Такое сознание даст возможность человеку видеть свои грехи, а чрез это и начать подвиг своего самоисправления, а иначе и немыслимо никакое самоисправление. Прежде других заповедей Господь говорит о нищете духовной, тем самым показывая, что без смирения нельзя быть истинным христианином, нельзя быть последователем Христовым. Смирения от нас требует Господь, говоря: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мф. 16, 24). Отвергнуться себя значит осознать свою нищету духовную и необходимость божественной помощи. Это сознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя. Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царствие Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царствие, то есть они ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым характеризуется Царствие Божие, ибо, по слову апостола Павла, Царствие Божие есть правда и мир и радость о Дусе Святе (см.: Рим. 14, 17). Полное наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, когда будут в общении со Христом. Утверждая эту заповедь нищеты духовной, Сам Спаситель в Себе Самом показал образец глубочайшего смирения. Он не имел, где главы подклонити (Мф. 8, 20). Святой апостол Павел, научая нас смирению, говорит: «...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 5-1 1 ). Итак, мы должны со всем усердием стараться научиться смирению, зная, что этого требует Господь, ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Гордых Господь отвергает, а смиренных благословляет и удостаивает Небесного Царствия.

Другим изречением Господь ублажает плачущих и сокрушающихся о грехах своих: «Блажени плачущий, яко тии утешатся» (Мф. 5, 4), показывая тем самым, что для достижения блаженства необходимо сокрушение и действительный плач о грехах своих. Искреннее сознание духовной нищеты само собою производит в человеке скорбь и сокрушение при знании тяжких последствий греха. Ничто так не достойно сожаления, как наши грехи, прошедшие и настоящие. Кто часто будет входить в себя и размышлять о своих грехах, тот всегда будет иметь много побуждений к плачу и сокрушению. Посмотрим ли мы на прошедшую жизнь, на детство, юность и последующие годы — и мы увидим свои грехи. Посмотрим ли на себя теперь, на свои мысли, желания, чувствования, свои дела, тайные и явные, — и увидим, что мы грешны перед Богом, грешны и перед ближними.

Кроме того, грехи ближних, которых мы должны любить по заповеди Божией, не могут не вызывать в нас сокрушения и плача. Если мы сочувствуем ближним, когда они находятся в несчастий или бедствии, то гораздо больше должны им соболезновать, когда видим, что они коснеют во грехах. Поэтому святые мужи часто скорбели и сокрушались о грехах ближних. Так, например, святой апостол Павел сильно скорбел о своих соотечественниках иудеях: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян » (Рим. 9, 1—4).

К плачу нас должно побуждать размышление о неизвестности своей участи в будущей жизни и о скорбной нашей жизни в настоящее время. Доколе мы живем в этом мире, который весь лежит во зле (1 Ин. 3, 19), доколе мы носим на себе это греховное тело, мы никогда не безопасны от падения. Опасность со стороны немощной плоти и борьба с ее греховными возмущениями и страстями, опасность со стороны внешних соблазнов и обольщений, опасность и со стороны невидимого врага — диавола — все это при сознании нашей немощи не может не возбуждать в нас сокрушения и печалования. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? » — восклицал святой апостол Павел (Рим. 7, 24). Поэтому чье сердце не сокрушится, чья душа не исполнится скорбей и сетования, чьи очи не прольют слез, когда, искренно поразмыслив о своем не достоинстве, о своих грехах прежних и настоящих, о своих порочных наклонностях и страстях, помыслим о неизвестности смертного часа и о праведном суде Божием по смерти?

Сокрушаться о грехах и плакать о них призывает нас Господь, ибо кто сокрушается о грехах своих, тот уже не будет беспечно предаваться им, а будет стараться всеми силами удаляться от них, потому что, по слову апостола Павла, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). Господь обещает плачущим награду — благодатное утешение. Сокрушаясь о своих грехах, плачущие получают прощение в них от Господа, ощущают глубочайший мир в своей совести, спокойствие духа и благодатное утешение. Такого сладостного благодатного утешения, какое получает внимательный к себе и кающийся во грехах своих, никогда не ощущает ни один миролюбец, который безудержно предается всем мирским удовольствиям и забавам.

Святой апостол Петр, как повествует церковное предание, после того как трижды отрекся от Христа, ежедневно поутру при пении петухов горько плакал, так что от постоянного плача у него были красные глаза. Но тем не менее плач апостола о своих грехах не надорвал его здоровья, напротив, он каждый раз укреплялся духом, а через это и получал духовную радость и удовлетворение. Итак, нам необходимо плакать о своих грехах, чтобы наследовать блаженство.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Этим изречением Господь говорит, что для достижения блаженства необходимо быть кротким. Кротость, как мы уже неоднократно говорили, есть такое душевное расположение христианина, по которому он, из любви к Богу, не предается движениям гнева, досады, зависти, вражды, но благодушно переносит все оскорбления, обиды и всякие несчастья. Кроткий человек не ропщет на Бога, когда подвергается несчастьям или когда желания его не исполняются, не ропщет и на ближних, когда оскорбляют его словами или обижают самим делом, выводя иногда из терпения и возбуждая в нем досаду и гнев. Сознавая свою духовную нищету и свое недостоинство перед Богом, а вместе имея перед своими глазами заповедь Божию о любви, кроткий ради любви к Богу все переносит великодушно, с преданностью воле Божией, подражая примеру Самого Иисуса Христа, Который говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Кроткий, сознавая свое недостоинство перед Богом и питая любовь к ближнему, старается укрощать в своей душе первые непроизвольные движения гнева, досады и вражды на ближних и тем уже в самом начале останавливает порочные возмущения души, нарушающие любовь к ближнему. Кротким Господь обещает в наследие землю, и Божие благоволение, и благословение в этой жизни и будущей. В земной жизни исполнение этого обетования мы видим на христианах первых веков: нечестивые язычники гнали и истребляли их, но Бог покровительствовал кротким христианам, а гордых грешников карал, так что впоследствии христиане стали обладателями вселенной, а язычники совсем исчезли. Но в совершенстве и полноте христиане получат блага в будущей жизни.

Посмотрим по житию ныне чтимого нами преподобного Сергия, как он исполнил эти заповеди и достиг верха совершенства, почему и именуется преподобным. Что касается смирения, то им преподобный Сергий особенно отличался. Будучи уже игуменом, он настолько себя смирял, что служил для братии во всем: дрова колол, воду носил, хлебы пек, так что даже вся братия удивлялась его смирению. Вот, например, характерный случай из его жития, который показывает его любезное смирение. Однажды один поселянин пришел издалека посмотреть на прославленного угодника Божия преподобного Сергия, и ему его показали. Преподобный в ветхой одежде копал в это время лопатою землю. Когда поселянин увидел его в такой одежде, то обозвал убогим стариком, за что братия даже вознегодовала на него, но преподобный нисколько не обиделся. Он сказал тому поселянину, что тот только один правильно о нем судил, а остальные все ошибаются, сделал ему земной поклон, поцеловал его и накормил монастырскою трапезою... Как гордый радуется похвалам, так смиренный радуется бесчестию.

Что же касается плача, то списатель жития преподобного Сергия говорит: «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания, плач молитвенный и стенания сердечные, которые он ежедневно изливал пред Сердцеведцем Богом, пока не достиг высоты бесстрастия?» Кротость преподобный Сергий показал во время размолвки со своим братом Стефаном. Однажды раздраженный Стефан за вечерним богослужением в слух всех сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли первый основал братство?» Преподобный Сергий, чтобы не давать повода ко вражде, ночью спокойно, никем не замеченный, вышел из обители и поселился в Махрищском монастыре, чтобы таким образом устыдить раздраженного брата.

Заканчивая нашу беседу, дорогие братия и сестры, мы должны уяснить себе, что Господь требует от нас исполнения нравственного закона, без чего наша молитва будет Ему неугодна, будет только пустой звук. Итак, напечатлеем в своих сердцах сии божественные словеса: «Блажени нищци духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущий, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю». Аминь.

24 июня (7 июля) 1963 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх