Пятая Неделя по Пасхе, о самаряныне

Пятая Неделя по Пасхе, о самаряныне

Христос воскресе! Господь Спаситель в беседе с самарянкой, прочитанной ныне за литургией, между прочим сказал этой жене: «Поверь Мне, что наступает время... и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», то есть богоугодно и искренно.

Наука из наук – всегда прислушиваться к сердцу и молиться Богу как живому, побеждая помыслы. Как рыба выбрасывается иногда из глубины на поверхность, так нам необходимо выходить из хлопотливости, не жалея себя для серьезной молитвы. Явим Господу хотя бы такое внимание, какое присуще детям в отношении к родителям. И при искренней молитве не будем забывать сокрушения о допущенных грехах.

Хорошо время от времени на молитве сказать несколько слов, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Господу понятен этот наш детский лепет любящего сердца. От него душа, произносящая свои слова к Богу, вся оживляется и разгорячается. Ей обильно посылается тогда свыше духовный свет, теплота, мир и радость. Ни одного слова не следует произносить притворно или отделять его от выражаемого им дела. За словом, как тень за телом, следует душа. Славословие и благодарение Бог тотчас принимает, так как сердце Божие обращено к нам. О храме сказал Бог через Соломона: «Будет там (в храме) сердце Мое во все дни». (...) Все щедроты Божии готовы излиться на него [молящегося] по его вере. Ведь произнести от сердца имя Божие или святых – значит приблизить их к своему сердцу.

При расслаблении души и тела полезно возбуждать себя вопросом: «С кем ты беседуешь, душа моя? Если ты не смеешь вяло и небрежно беседовать с людьми высшими тебя, то как ты смеешь небрежно беседовать с Господом?»

В молитве прежде всего необходимо каждое слово прочувствовать сознанием нужды просимого и помнить наш долг – всегда и за все хвалить и благодарить Бога. Выговаривать же имена призываемых святых и поминаемых людей следует с теплотой сердечной, от всего сердца. Молясь так, мы дышим Духом Святым, Духом Святым молимся. Он бывает тогда огненным потоком наших слов и совершителем Слова Разума. Кто чувствует сердцем истину или силу слов молитвы, тот питается, наполняется и согревается Им. Поэтому будем часто с верою и любовью произносить имя Господа, призывая Его на помощь при обращении к Нему сердца. Христос Господь да обнаруживается у нас на языке и во взоре.

Молитва в духе и истине сильна рассеять в душе нашей египетский мрак страстей. Каждое слово, сказанное на молитве, Господь слышит и исполняет. Верный Господу в обычной жизни бывает таковым и на молитве. Он говорит каждое слово не двоедушно, искренно, благоговейно, в Бога вперивши ум и не внимая ничему постороннему. Когда согрешишь, осуди себя искренно и скажи, ограждая себя крестным знамением: «Господи, на кресте пригвоздивший наши грехи! Пригвозди к Твоему кресту и настоящий мой грех и помилуй мя по Твоей великой милости». И твой грех отпустится.

Возможно сердечней читай псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...» и тогда воссияет в твоей душе мир от Господа. Усердная молитва разогревает всякое холодное сердце. При ней мы можем сделаться счастливыми, как дети, утешаемые на коленях матери, приобрести душевный мир, светлое видение всего и правильное его понимание. В младенчестве и детстве мы были носимы матерью и кормимы ею. А Господь, всегда носящий все словом силы Своей, носит и нас и, как мать сосцами, питает разнообразными произведениями земли. Он – пища крепкая и питие неисчерпаемое, как птица о птенцах, непрестанно о нас промышляет.

Итак, приучим себя на молитве выговаривать каждое слово с силою, истинно от сердца, убедительно для себя самих. Тогда слова наши к Богу будут убедительны и для Него и низведут на нас милости Божии. Аминь.

Наверх