Против отчаяния из-за совершенных грехов

Против отчаяния из-за совершенных грехов

Тяжкой ответственности пред Богом подвергается тот, кто постоянно грешит и говорит при этом: «Э, ничего, Бог все простит!» Но еще тягчайшей подлежит тот, который, зная за собою множество грехов, начинает думать, что уже Бог и не простит, и потому погружается в глубину зол и говорит: «Все равно, пропадать так пропадать». Этот последний грех, называемый грехом отчаяния, есть лютейший из всех грехов, и кто умрет в нем, тот прощения от Бога не получит. Поэтому и дьявол ни о чем так не старается, как о том, чтобы человека ввести в этот грех и погубить безвозвратно. Ввиду этого, конечно, и мы должны более всего бояться этого греха и всеми силами своей души гнать его от себя прочь. Согрешил ты: скорей прибегай к Богу с раскаянием, плачь, молись, заглаждай свой грех всеми, какими только можешь, добрыми делами, и Господь простит тебя. Всегда помни, что если прибегнешь к Богу с чистосердечным раскаянием, то никакой грех не может победить Его беспредельное милосердие.

Один инок, вышедши из келии, впал в смертный грех. Когда он возвращался в келью, дьявол и стал внушать ему: «Зачем идешь в келью? ведь тебе уж прощения не будет, ступай в мир». Поняв, что враг хочет ввести его в грех отчаяния и окончательно погубить, инок сказал: «Откуда это вы пришли ко мне, лукавые помыслы, и зачем оскорбляете меня? Неужели я не вижу, что вы хотите, чтобы я совсем отчаялся и погиб? Нет, этого не будет!» И с этими словами вошел в келью и предался безмолвию, как и прежде. Что же случилось? Старцу, соседу его, Бог открыл, что инок пал и вместе победил. Тогда старец пришел к согрешившему и спросил: «Как живешь?» «Хорошо, отче», – сказал инок. Старец снова спросил: «Не случилось ли чего-нибудь с тобою в эти дни?» «Нет, ничего», – сказал монах. Тогда старец сказал: «А мне Бог открыл, что ты и после падения в грех вышел победителем». После сего инок рассказал о своем падении и о том, как он боролся с помыслами. Старец в заключение воскликнул: «Воистину, брат, рассуждение твое сокрушило всю силу вражью».

Сохрани же вас Бог, братие, после какого-либо греха опустить руки, совсем отдаться вашему врагу и сказать: «Ну, уж все равно, заодно погибать!» Ничего нет ужаснее этого, ничего отвратительнее. Подумайте, сколько в подобной, при отчаянии, распущенности заключается мерзостей! Тут и безверие, и бессердечие, и ожесточение, и самая грубая неблагодарность к Богу, и развращенность сердца. Все нечистое и порочное, как в зеркале, отражается в душе такого человека. Стоит ли он названия христианина? Заслуживает ли прощения? Увы, вне Царствия Божия, говорит слово Божие, псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Апок. 22, 15); а тем более, скажем от себя, люди отчаянные, не верующие в милосердие Божие и жестоковыйные. Убоимся же грозного суда Божия и, как бы тяжело ни согрешили, положив начало исправлению, станем оплакивать свои грехи, но плач растворим надеждою помилования. Аминь.

Наверх