Проповедь в Троекуровской общине, при закладке небольшой теплой церкви, 02.06.1860

Проповедь в Троекуровской общине, при закладке небольшой теплой церкви, 02.06.1860

Видя постоянное восхождение вашей общины от силы в силу нельзя не радоваться; нельзя не радоваться и умножению скиний ваших и увеличению числа трудящихся и желающих подвизаться на одном с вами поприще, – и этому усердию иметь отдельное, более уединенное место для поверения Господу сокровенных желаний сердца и привлечения от Него помощи, столько нужной во внутреннем и внешнем быту вашем. Благодарение Господу, так все устрояющему! Ваше общество, в настоящем состоянии, похоже на завязь плода. Плод уже виден; но ему предлежит еще созреть – и явиться во всей красоте, предначертанной в первом образовании. Не скудна рука благодеющего Господа. Начный в вас дело сие, той и совершит е во славу имени Своего святого.

Полагаю, что в вы также веруете. И веруйте; упование не посрамит. Но ведайте, что упование есть обоюдное дело. Вы чаете от Господа особой помощи и содействия; а Он чает от вас особенной Ему верности во всем – и большом и малом, – чает, что вы всегда будете являть себя достойными особенного Его благоволения. Вот об этом-то паче всего и пекитесь, сестры. – За Господом же никогда ничье не стояло и не стоит дело.

Господь ущедряет Своим благословением всех, кто пребывает в воле Его. Аще заповеди Мои соблюдете, – говорит Сам Он, – пребудете в любви Моей (Ин.15:10). – Знаете, в чем воля Божия относительно вас? – Пребывайте же в ней. И не лишит Господь благих Своих вас, ходящих незлобием (Пс.83:12).

В настоящем вашем виде вы – община. Но это только предначинательное состояние, полумирское и полиноческое. На этом полу-пути нельзя останавливаться. Надо идти далее, – следовательно, являть и добродетели имеющего открыться совершеннейшего чина, чтобы вступать в него не неготовыми.

Как для общины – вот для вас закон, представляемый примером первой Апостольской Церкви: народу же веровавшему бе сердце и душа едина, и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща (Деян.4:32). Как там все было обще так да будет все обще и у вас: одна цель, одинаковы труды, одна радость и печаль, – одинаковы заботы и попечения. Единомыслие и единодушие, соединяя вас внутренно взаимносочувствием, приведут вас к скорому взаимосодействию и взаимоспомоществованию и, и составляя из всех едино тело, соделают каждую из вас сильной столько, сколько сильны все в совокупности. Образец для вас – пчелы. Смотрите, в каких непрестанных все они хлопотах... Но все строят один сот, – все действуют заодно – дружно, под управлением одной матки. От того и мед у них сладок, что сладок мир, одушевляющий их. Ибо что добро и что красно, но еже жити братии вкупе? Что благонастроенная арфа, то мирная община, воздающая Господу согласную песнь хвалы и дружную дань единомыслия и единоначалия. Что многоцветная нива, то добрая община, красующаяся разнообразием добрых сердечных качеств, отличающих сестер. Что сад разноплодный, то трудолюбивая община, богатая обилием дел любви и взаимности. Таковыми являйте себя – одна перед другой ревнуя преуспеть в послушании, миролюбии, в прощении случайных оскорблений, нещадном труде для других, в неосуждении, во взаимопочтении, во взаимопопечении, хранении чести общины пред внешними, в любви нелицемерной ко всем.

Но являясь таковыми, как общинницы, полагайте семена добродетелей и, – имеющего открыться в вас, иночества и даже отшельничества. Навыкайте отрешению от житейских обычаев, сокращая их более и более, а от сего переходите по преемству к возможному для вас уединению и пребыванию с единым Господом. Навыкайте хранить чувства нерасхищенными: – око от видений, ухо от слышания, вкус с обонянием и осязанием – от сластей и нежностей. А от сего по соответствию – переходите и к хранению нерассеянности мыслей и неувлечению чувств сердца. Навыкайте труду по приказанию, и начинаниям по совету, – чтоб не делать ничего по своей воле и своему смышлению, а все по рассуждению старших, и таким образом заранее являть себя ученицами истинного послушания, ревнующими преуспеть в отрешении от своей воли. Паче же всего навыкайте труду молитвенному, приметаясь к дому Божию и наедине в келлии – болезненно припадая Ему, столь часто, сколько это возможно. – Молитва есть и свидетельство совершенства и способ преуспеяния. Чем выше молитва, тем чище душа. Горение духа в молитве есть плод общения его с Богом, Который есть огнь и огнь возжигает в духе всякого, кому прикасается. – Начинайте с простейшего и восходите к совершеннейшему: – от молитвословий денно-ночных, – стояний и коленопреклонений – ко внутреннему в сердце предстоянию Господу неотходно, или к непрестанной молитве. Когда сия засеменится, тогда душа готова к монашеству, или она уже монахиня: ибо монах есть тот, кто в сердце непрестанно пребывает един с Господом. Чем больше сестер будет достигать сего совершенства, тем более община ваша будет подходить к степени монастыря. И когда все соделаетесь таковыми: тогда духовно вы вступите в степень монашествующих, будете ли внешне таковыми определены, или нет.

Сего желая вам, молю недостойной молитвой моей Господа – вспомоществовать вам и в трудах устроения внешнего и преуспеяния внутреннего, – да достигнете все в меру возраста исполнения Христова. Аминь.

2 Июня, 1860.

Наверх