Проповедь в среду страстной седмицы, 30.03.1860
В нынешний день оканчивается чтение Евангелий. И я хочу обратить ваше внимание на то, что значит это чтение и к чему оно нас обязывает? – Что значит чтение всех Евангелий во дни сии? Оно есть повторение завещания, данного нам Господом Иисусом Христом. – Господь, умерши за нас, оставил завещание всем, имевшим уверовать в Него – завещание кровью Его написанное и подписанное. Всякий, приходящий к Господу, верой, вступает с Ним в завет и обязуется исполнять оставленное Им завещание, – изображенное в Евангелиях. Завтра будут совершаться страсти. Чрез день будет предложено чествованию нашему изображение на плащанице Господа, по снятии Его со креста, умученного и изъязвленного. – Первая мысль всякого приходящего к целованию плащаницы, будет мысль о завете смертью Господа утвержденном. Истощенным видом Своим и язвами Он будет напоминать каждому из нас: помните ли и исполняете ли завещание Мое, которое исполнять вы обязались, вступая в завет со Мной? – Чтоб всякий Христианин пред плащаницей мог добросовестно ответить: да, Господи, помню завет Твой и знаю завещание, – св. Церковь постановила прочитывать пред страданиями Господа все Евангелия, чтоб обновить в памяти каждого всю картину обязательств, завещанных Господом.
Вот зачем читаются все Евангелия в дни сии! Что же – достигается ли цель? – Да, – в большей или меньшей мере, всякий знает, чего ожидает от него Господь, как от Христианина? – Но, может быть, не всякий ясно представляет себе все существо дела, завещанного нам, – не подводил может быть под одни обзор всех обязательств, налагаемых Завещателем, – не изображал в одной общей картине всего сюда относящегося? – Берусь помочь вам, – и изобразить все содержание завещания Господня – в одном небольшом очерке.–Это поможет нам пред лицом Господа страждущего или более укрепиться в жизни, если она исправна, или побудит нас изменить ее и исправить, если она неисправна.
Известно вам, что существо Христианства состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с Богом, чтоб жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога, – потерял истинную жизнь, – и должен был страдать и временно и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертью удовлетворил правде Божией, – и возвратил человеку блаженство в Боге. – Для того, чтоб людям, можно было, усвоять сии блага во все времена, Он учредил на земле св. Церковь – дом спасения и двор спасаемых. – Всякий теперь желающий достигнуть своего назначения – вкусить блаженства от общения с Богом, – может сподобиться сего не иначе, как чрез общение с Господом Иисусом Христом во св. Церкви... Никтоже может приити ко Отцу, – говорит Господь, – токмо Мною... (Ин.14:6). В сем состоит существо завещания Его к нам. Отсюда само собой видно, что более частные пункты сего завещания касаются: 1) пути восхождения ко общению с Иисусом Христом, 2) пребывания в Боге по общении с Господом и 3) пребывания в Церкви, где находятся все силы и способы к совершению того и другого.
1) Как восходят в общение с Господом, и что вследствие того лежит на нас?
Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем. Приходя в раскаяние в своих грехах, человек готов бы пасть в отчаяние, если б не предстоял ему Господь с заслугами... Усвояя же себе их верой в Господа Иисуса Христа, он возникает к надежде спасения и приемля Божественные силы, полагает намерение работать Господу вся дни живота своего... и за то чрез таинства соединяется с Господом. Вследствие сего вот что от всякого Христианина требуется:
а) Знай и познавай свою бедность и окаянство, – что ты нищ и слеп и наг, и погибал бы временно и вечно, если б не Господь...
б) Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти. – Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и спосадил одесную Отца на небесных.
в) Веруй, полной верой, что Господь, спасший мир весь, и тебя спасает, – и взывай к Нему с Фомой: Господь мой и Бог мой.
г) Вследствие сего уповай – спасенным быть. Содержи в сердце, что опасность уже миновалась; но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого тебя ввергало в беду столько раз.
д) Возгревай чувство мира с Богом. – Созерцай в духе светлое благоволительное к тебе лицо Божие; но не послабляй не только страстям, но и помыслам страстным, и всякий раз, как они прорвутся против воли твоей, спеши очищать себя слезами покаяния, или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту.
е) Носи в сердце убеждение, что ты сын Богу, коему дана власть – взывать к Нему: Авва Отче; – и помня сие, действуй как бы от лица Божия, в видах Божиих, для Бога, – всегда во славу всесвятого имени Его. Вот первый ряд чувств и расположений, завещанных Господом!
2) Вступив в общение с Иисусом Христом, а чрез Него воссоединившись с Богом, – человек становится пред лицо Бога, от Коего отпал было, – и созерцает Его в бесконечных совершенствах Его, – и в Его делах творения, промышления и совершения всего... И вот какими чувствами и расположениями должен исполняться каждый при сем! Вот чего, вследствие того, от каждого из нас требует Господь:
а) Созерцая Бога сокровеннейшим-непостижимым, – изумляйся Ему. Да замолкнет в тебе всякое помышление, как молчит пред Ним всякая тварь небесная и земная.
б) Созерцая Его бесконечно-великим, – падай пред Ним в уничижении, проникаясь благоговейным страхом и трепетом.
в) Созерцая всесовершенным, – хвали и славословь Его, вместе с хорами Ангелов взывая к Нему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, – исполнь вся земля славы Твоея!
г) Созерцая Его вездесущим, всевидящим и всеисполняющим, – ходи пред лицом Его, так, как ходил бы пред царем на тебя смотрящим.
д) Бог сотворил тебя в хранит, – ты весь Его... Покорствуй же Ему, как Владыке жизни, в чувстве всесторонней зависимости от Него.
е) Бог сотворивший тебя и промышляет о тебе: стало все твое Его есть. Благодари же Его за все... Благодушествуй и терпи, если найдет на тебя что неприятное, – и никогда не попускай ослабевать в тебе чувству довольства распоряжениями Промысла о тебе самом.
ж) Бог всем управляющий ведет тебя к своему назначению. Следовательно все, что будет с тобой, будет от Бога. – Итак предай себя в волю всеблагого Бога, Который лучше тебя знает, что тебе нужно, – успокойся в Нем, не позволяя себе терзаться пустыми недоумениями и крушениями духа; и питая полную надежду, что Он приведет тебя к своему концу, возносись к Нему умом и сердцем, в молитве.
з) Бог, все сотворивший и всем управляющий, положит конец настоящему порядку вещей, преобразит небо и землю, и водворит вечное царство блаженства для человека... И так ожидай сего второго пришествия Господня, и не только верь ему, но и желай и приготовляйся сретить Его на всякий час... Готовься к смерти; – помни суд, рай и ад, и будь как странник на земле. – Вот второй ряд чувств и расположений, завещанных Господом!
3) Вступающие в общение с Иисусом Христом, а чрез Него с Богом, не иначе достигают сего, как в св. Церкви, по ее указанию и руководству, – и не иначе утверждаются и пребывают в сем общении, как пребывая в общении с Церковью. В Церкви все необходимые для сего благодатные средства, и все, в ней пользующиеся сими средствами и к Богу обращающиеся, становятся единым телом, исполненным единым духом. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых.
А. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средств... И так к ней обращайся и в ней ищи удовлетворения твоим нуждам духовным. Все, что тебе нужно, найдешь в ней.
а) Тебе нужно просвещение ума. – Церковь есть просветительница. Верь и содержи в сердце, что она одна есть столп и утверждение истины, – и в ней ищи сей истины – в слове Божием, в отеческих писаниях, в наличном учительстве церковном. – По руководству сего просвещения ищи и всякаго другого, и им поверяй его.
б) Ты слаб – тебе нужно подкрепление. – Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа благодатного. Семь сосцов открыты у матери нашей – семь таинств. Приступай к ним верой, – и напаяйся из них живоносными силами по нуждам своим, и потом возгревай их хождением во всех уставах и чинопоследованиях Церкви – постах, говеньях и во всем прочем.
в) Ты окружен врагами. Тебе нужно ходатайство и защита. Церковь твоя ходатаица и защитница. Ходи в храмы Божии. Собирая чад своих, Церковь низводит на них ходатайственную свою силу... Здесь Жертва бескровная, здесь хоры Ангелов и Святых, здесь молитвования на всякую потребу душевную и телесную... Сюда прибегай, и молитвой церковной ограждай себя.
Б. Церковь есть двор спасаемых... Все верующие – одно тело с одним духом... Итак –
а) Пребывай со всеми в единении духа: – пребывай в единомыслии, не ища самостоятельных взглядов в делах веры, от которых ереси; пребывай в сочувствии со всеми и в готовности содействовать благу всех. Это три стихии истинной любви, которая далее научит тебя всякого брата встречать с благорасположением, с благожеланием и благопопечением; научит каждого честью больше себя творить, и блюсти чистым лицо ближнего; научит всем жертвовать для блага его душевного и телесного, – и, в постоянном взаимообращении, быть искренно-радушным, скромным, миролюбивым, уступчивым, истиннолюбивым и проч., научит так держать себя не только в отношении к благодетелям и друзьям, но и ко врагам и недоброжелателям.
Церковь – двор спасаемых: – все верующие – одно тело с одним духом...
б) Ревнуй же всей ревностью о том, чтобы пребыть в единении с нею – и себя подвести под один с нею дух... А для сего помни обеты, данные при вступлении в нее в крещении и чаще возобновляй их в памяти; отвергнись себя и непрестанно приноси себя в жертву Богу;.. пожри Ему ум свой и восприими ум Христов, пожри волю свою, и ходи только в воле Божией, – пожри сердце свое, – и ничего не люби, кроме Его; пожри Ему тело свое в трудах и озлоблениях телесных, спасения ради... Трезвись и бодрствуй... и чувства свои храни нерассеянными... Вот третий ряд чувств и расположений, завещанных нам Господом!
Есть еще особые завещания – родителям и детям, – мужьям и женам, слугам и господам, начальникам и подчиненным, пастырям и пасомым, продающим и покупающим, судьям и судимым; всякому званию и состоянию: но они понятны уже из первых завещаний сами собой... Всюду господствующим да будет дух любви и самоотвержения в ревновании творить во всем единую волю Божию, которой должна быть посвящена вся жизнь.
Вот краткое начертание завещания, оставленного нам Господом, – и вот что воспроизвести в уме нашем хочет Церковь, прочитывая нам все Евангелия в эти дни, чтобы непостыдным лицом представить нас к подножию креста, на коем висит Завещавший нам завет сей, – представить, по крайней мере, знающими, – если не всецело исполняющими... Но, братие, что в знании?! Оно только обличит нас! Понудим немного душу свою, – не возревнует ли она приложить к знанию и дело?! Мало времени?! Нет – не мало. – И в одну минуту можно все поправить... Сделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию, и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положив твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на кресте Господь, – и намерение примет как само дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностью устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа – в сии дни воспоминания Его... В ветхом завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь народ отвечал: вся; елика рече Господь, сотворим и послушаем... Вот Господь со креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писанному свои чувства и расположения, и скажем: будем, Господи, соблюдать все заповеданное Тобой, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть. Аминь.
30 Марта, 1860.