Проповедь в четвертую неделю по Пятидесятнице, 1860 г.

Проповедь в четвертую неделю по Пятидесятнице, 1860 г.

Как милостив и снисходителен к нам Господь! Сколько делал и делает Он для нас, – и как малого требует! Образом Своим нас украсил, все покорил под ноги наша; когда пали, Сам благоволил приити к нам и пострадать за нас, и всеми окружил нас спасительными средствами во св. Своей Церкви; всячески руководит нас на пути правды, и сохраняя здесь, царство вечное обещает покорным. Мало ли все это? А сколько требует от нас? – Не больше того, сколько сами мы добровольно отдаем греху-губителю, когда бываем преданы ему. Человеческо глаголю, – учит Ап. Павел, – за немощь плоти вашея. Якоже бо представисте уды ваша рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие: тако ныне представите уды ваша рабы правде во святыню (Рим.6:19), – как слышали вы в нынешнем Апостоле. Т. е., поработайте Господу хоть с таким же усердием, как работали вы греху.

Не думаю, чтоб кто-либо от такого небольшого требования стал отказываться. Но может быть не для всякого ясно, в чем именно состоит сие требование. Поясню вам содержание его коротко.

Апостол Павел определяет его словами: – как представляли вы уды ваша рабы нечистоте, так ныне представьте сии уды рабы правде. Уды – это части нашего состава душевно-телесного, или органы нашего тела и способности души. Значит, если перечислить сии органы и способности и показать, как каждая из них может работать Господу в противоположность работе греху, – то само собой объяснится, чего именно требует от нас Господь.

Тело наше имеет следующие отправления: отправления органов чувственных – зрения, слуха, обоняния и проч., отправления движения – рук, ног и всего тела, – труда и отдыха, сна и бодрствования, – отправления питания, употребления пищи и пития, – органы слова, и проч. Душа имеет следующие способности: воображения и памяти, – смысла и рассудка, пожеланий и предприятий, ощущений и эстетических наслаждений и выше всех сих силы духа, обращенные к Богу – Боговидения, совести, Богоуслаждения.

Когда человек работает греху, то работает ему всеми сими отправлениями и способностями, равно когда обращается к Богу, может и должен всеми ими работать правде. Это естественно. Где человек своим сознанием и сердцем, там он всем своим существом. Он походит в своем составе разнообразном на губку и впивает в себя ту влагу, в которую погружает сам себя, – или тлетворный яд греха, или животворные стихии правды Божией. Это вот как: –

Есть у нас чувственные органы – глаза, уши, обоняние и проч. Когда работает человек греху, то все сии органы обращает только на то, что носит печать греха и питает его: глаза смотрят сладострастно, уши любят слышать сладкие речи и песни, обоняние – обонять ароматы, возбуждающие похоть. Отсюда – глазерство, жажда приятных впечатлений, нега кожи и проч. Когда же он отвращается от греха и порабощается правде, тогда глаз воздерживается от видений, ухо от слышаний похотных, и обращается на одно святое и спасительное – видение священных изображений и слышание свящ. песнопений, – и все другие чувства связуются, чтоб от них было сколько можно менее впечатлений и менее развлечений, – и чтоб душа имела более свободы быть одна в себе самой с возлюбленным Господом. Так чувственные органы порабощаются правде.

Есть у нас отправления движения – рук и ног, потребность труда и отдыха, сна и бодрствования. – Когда работает человек греху, смотрите, какого рода бывают у него движения?.. – Он любит гулянья, пляски и танцы, или еще хуже – предан хищению и грабежу, или лености и сонливости; у иного день превращен в ночь, и ночь – в день. Порабощаясь правде, обязуемся двигаться только путями правды: положить меру сну и бодрствованию, труду и отдыху, определить места, куда ходить и за чем ходить; – вместо танцев возлюбить поклоны, вместо беспорядочных гуляний – хождение в храмы и жилища бедности и страданий, – руки приучить работать и подавать милостыню, – отнимать часть сна для молитвы, и проч.

Есть у нас потребность питания или употребления пищи и пития. Работающий греху подвергается многоядению, сладкоядению, пированиям, пьянству и т. п. Порабощаясь правде, надо возлюбить воздержание, – чтоб вкушать пищи и пития в меру, – и по уставу Церкви.

Есть у нас орган слова. У грешников и слова грешны. Отсюда – пустословие, празднословие, пересуды, смехи, шутки, остроты, и даже кощунство. Но кто Господу угождать положил в сердце своем, тот верно исполняет заповедь: слово гнило да не исходит из уст ваших (Еф.4:29), помня, как много зла от языка.

Так член за членом все тело порабощается правде и становится верным орудием спасения для ищущих Господа. Справедливо говорят св. Отцы: поработи тело духу, – и увидишь, какой оно друг тебе и сотрудник.

Но как отправления тела, так и способности души все поработить надо правде для полного угождения Богу. Воображение, любящее мечтать и любоваться худыми образами, надо связать трезвением и сосредоточением внимания, – препоясав, как заповедует Апостол, чресла помышлений. – Память, набитую страстными предметами, надо очистить и наполнить воспоминаниями святыми. Ум своевольный и склонный к лживым предположениям – покорить откровенному учению и украсить познаниями истины, чтоб обо всем мыслил и все понимал, как заповедал Господь. Волю своенравную и преданную страстям – подчинить игу заповедей, чтоб и желала и предпринимала только то, что сообразно с волей Божией всесвятой. Сердце, падкое на чувственные красоты – отвлечь от них и образовать в нем вкус только к святому и небесному, чтоб таким образом подготовить его ко вкушению благ небесных.

Так способность за способностью – и душа вся покорится правде. Кто так устроится, тот и душой и телом будет работать Господу, – и соделается верным исполнителем заповеди Апостола – поработить правде все уды свои, – в противоположность порабощения их беззаконию.

Понятно вам теперь, что требуется от нас словами Апостола: якоже представисте уды ваша рабы нечистоте – тако ныне представите уды ваша рабы правде (Рим.6:19).

Не считаю нужным прилагать какое-либо после сего убеждение. Дело так очевидно, что само собой обязывает всякую совесть, возжелавшую искренно Господу работать. – Одно только присовокуплю. Посмотрите на конец, куда приводит грех, и куда приводит правда? Или какой плод того и другой. – Ныне же Апостол указывает, что кончина греховных дел – смерть, плод же правды есть – живот. – Т. е., грех убивает, правда животворит. Видали ль вы, как, когда на каком-либо металле нальют острых кислот, – сии кислоты начинают мало по малу разъедать и разлагать составные его части и наконец совсем съедают и твердое кажется тело, так что и угадать нет возможности, что было прежде. Вот точно такое же действие оказывает грех на существо наше. Как яд какой, входя внутрь, разлагает он душу и тело и каждую часть души и тела и тем губит человека. Подобно тому, как в теплицу, полную разнообразных растений и цветов впущенный холод или воздух тлетворный, убивает цветок за цветком, к какому только прикасается: так грех способность за способностью губит в душе, и силу за силой в теле. Кажется довольно побуждения к тому, чтоб убегать греха.

Напротив – как весенняя теплота и влага оживляет все, замиравшее на время зимы: так все убитое грехом оживает в составе существа нашего, когда дух наш обращается к Богу и посвящает себя Богоугождению. Ибо тогда Солнце правды воссиявает в уме, – веяние любви Божественной согревает душу нашу, животворные стихии благодати Божией проникают и освежают все силы души и тела. – Бог есть источник жизни. Предающий себя Господу – един дух есть с Господом и пьет полными устами питие жизни из сего неистощимого источника. Такому только и свойственна истинная жизнь. Или такой только и живет. У прочих только призрак жизни, хотя они обнаруживают многодвижную и будто многостороннюю жизнь.

Господи! посли свет Твой и истину Твою – чтоб могли мы ясно различать пути жизни и смерти, доброе и лукавое, огнь и воду, и, умудряясь во спасение, охотно порабощались правде, свобождшеся от греха: да не царствует грех в мертвенном теле нашем и чтоб нам не слушать его в похотях его. Аминь.

Наверх