Проповедь проф. Константина Ефимовича Скурата на праздник Вознесение Господне

Проповедь проф. Константина Ефимовича Скурата на праздник Вознесение Господне

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

1. ИСТОРИЯ СОБЫТИЯ И УРОКИ ЕГО

Прошли радостные и светлые дни Пасхи Христовой. Прекратилась победная песнь божественному восстанию Спасителя. И ныне воскресший Господь оставляет Своей плотью землю и возносится на небо.

Св. евангелисты повествуют, что воскресший Господь неоднократно и в разных местах являлся Своим ученикам, тем, кто Его искренне любил, был близок душой к Нему, и беседовал с ними. Сегодня св. Апостолы собрались в Иерусалиме на последнюю встречу со своим Божественным Наставником. Многолюдный город погрузился в свою обычную житейскую суету. Видимо, он удовлетворился ложной вестью, что Христос не воскрес, а скрыт учениками, ибо смерть не отдает тех, кого поглотила. Книжники и фарисеи, распинатели Христа, постарались забыть слова псалмопевца Давида, что «врата смерти» «во власти Господа Вседержителя» (Пс. 67, 21). Забыли и то, что предсказывал Господь устами прор. Осии, задолго до Своего пришествия на землю: «От власти ада Я искуплю..., от смерти избавлю... Смерть! Где же твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13, 14). С совершенно иным духовным устроением собрались в скромной горнице св. Апостолы: их помыслы сосредоточились на ожидании своего Учителя. И вот вдруг среди них стал «Сам Иисус... и сказал им: мир вам» (Лк. 24, 36). Началась последняя беседа...

Чем характерны бывают такие беседы? – Тем, что в них, обычно, подводится итог прожитому и даются наставления, благословения тем, кто будет продолжать жить и трудиться. Так поступил и Господь: Он воспроизвел перед учениками длинный ряд ветхозаветных пророчеств о Нём, показал их исполнение в Его жизни, страданиях, воскресении и сказал, что отныне должно возвещаться «во имя Его» покаяние и прощение грехов «во всех народах». «Вы же, – продолжил Он, – свидетели сему» (Лк. 24, 44–48)... Приближался час прощанья. Божественный Учитель вывел Своих учеников из города и повел к Вифании на Елеонскую гору. Сюда, в дни Своего земного подвига, Спаситель любил восходить для уединенной молитвы. А теперь Он идет сюда с Апостолами, чтобы на этом же месте расстаться с ними. Господь оставляет им последнее завещание никуда не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Духа Святого, Который скоро сойдет на них и пребудет в Церкви до скончания века, будет укреплять, утешать и спасать всех, кто, внимая гласу Апостолов и их преемников – священнослужителей, пойдет за Христом Спасителем. Речь Господа закончилась. Он поднял Свои руки, благословил учеников и, продолжая благословлять, поднялся в небесную высоту (Лк. 24, 49–51). Ученики с грустью смотрели на Возносящегося. Облако уже «взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9), а они продолжали грустить и смотреть. Но вот являются им два Ангела и возвещают им радостную весть: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Это явление и эта весть весьма утешили св. Апостолов, ибо они воочию убедились, что продолжают оставаться под тем же, особенным, покровом и попечением Божиим, каким пользовались при жизни Учителя, что Вознесшийся на небо не был один, когда благословлял их и отдалялся от них, а что здесь же было множество иных невидимых зрителей таинства домостроительства нашего спасения и что эти зрители будут участниками и помощниками в их предстоящем подвиге. Поэтому-то они, пережив минуты грусти, как повествует св. Евангелист, «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24, 52).

Так преславно закончилось земное служение нашего Спасителя. Он совершил всё, что необходимо было для нашего спасения: открыл тайны Царствия Божия, разрушил узы зла, победил смерть, даровал возможность жизни вечной. И теперь Он восходит в вечную славу, туда, где был вечно.

Туда, на небо, в место селения нашего Спасителя, и мы, дорогие отцы, братья и сёстры, должны устремлять свой ум и сердце, если мы считаем себя верными Его учениками и последователями. Наше вечное отечество там, куда взошел Господь наш Иисус Христос со Своей прославленной плотью. Своим вознесением Он ясно указал нам, что мы должны жить здесь на земле для неба, устроять свою жизнь так, чтобы она была шествием к небу. А для этого нужно как можно больше, чаще думать о небе. Всё начинается у нас с мыслей. Если наша мысль долго и постоянно занята каким-либо предметом, то этот предмет становится нам всё ближе и ближе, всё глубже и глубже входит он в нашу душу и заполняет ее собой: им мы радуемся, живем, о нём говорим. Точно так бывает с человеком и тогда, когда он часто возносится своей мыслью на небо: он постепенно отрывается от всего греховного, возвышается над ним и становится легким на совершение добра – становится небесным. «Мудрствовать горняя, – размышляет св. митрополит Московский Филарет, – это значит горнего, т.е. небесного, или иначе духовного и божественного, желать, о небесном думать, небесное делать, или, по изречению Евангельскому, делать дела Божии, небесное иметь в намерении, в небесном полагать блаженство»32.

Уже из сказанного следует, – но и еще подчеркнем, – что мысль о небе, о вечности вовсе не требует полного отрыва от наших земных дел. Мы существа не духовные, а духовно-телесные. И пока живем в теле, мы несем на себе определенные обязанности семейные, общественные. Но всё это мы должны исполнять под знаком вечности, с мыслью о небе, с верой и надеждой на Бога, а потому – с полной отдачей своих сил, без ропота, без зависти и, тем более, без клеветы. Вечность достигается человеком только через земной подвиг – через подвиг молитвы, совершения добра, через служение Богу и людям. Мысль о небе в жизни истинного христианина – это великая духовная сила, помогающая ему и зовущая его полагать уже здесь, на земле, начало райской жизни с ее благами и радостями. Зная, что за всякое дело нужно будет дать ответ в вечности перед судом Божиим, он старается не допускать какого-либо проступка, нарушающего волю Божию или причиняющего вред ближнему – образу Божию.

Если мы так будем думать и жить, то удостоимся взойти на небо, «куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 20).

Обратим же свой ум и сердце к небу, вступим на путь ко Спасителю, пока Он благословляет нас с Елеонской горы и зовет в обители Своего Небесного Отца!

Вознесшийся на небо, Христе Боже наш, вразуми нас Своей благодатью и направь нас к Твоему Небесному Царствию!

Аминь.

2. ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Поздравляю Вас, дорогие отцы, братья и сёстры, с великим и радостным праздником Вознесения Господня.

Хотя сегодня Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, как бы отдаляется от нас, уходит, но в этой разлуке мы видим тайны радости нашей веры, открывающей нам торжество любви Божией к нам и указующей нам наше человеческое призвание.

Господь вознесся на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но для того, чтобы совершить для нас полезнейшее. «Уне есть вам, – говорил Он Своим ученикам в Прощальной беседе, – да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к Вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам» (Ин. 16,7). «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век... Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам» (Ин. 14, 16, 26). Из этих слов Спасителя можно видеть, что Его служение на земле как бы завершилось. Целью Его вочеловечения было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения, даровать нам избавление от вечной смерти. Хотя Господь и совершил спасение человечества, но это совершение нужно было ввести в жизнь, усвоить – благодатно освятить человечество. А это – дело или область действий Духа Святого.

Прежде всего нужно было сообщить благодатную силу Апостолам, которым предстоял особый путь служения – проповедь слова Божия всему миру. В мире «печальни будете», – говорил Христос Своим Ученикам (Ин. 16, 20). Всеведущий Господь знал, что ап. Петра поведут туда, «аможе не хощет», посадят в темницу, а затем предадут мученической кончине; знал, что ап. Иаков первый увидит меч над своей шеей за имя своего Божественного Наставника, что ап. Иоанн будет отправлен в изгнание на о. Патмос, что ап. Андрей будет распят в Ахаии, ап. Филипп в Иераполе, ап. Фома будет исколот копьями в Индии, – что каждого Апостола ждет своя чаша страданий. В этих страданиях и печалях нужно было, чтобы Апостолов кто-то утешил, укрепил, даровал им мужество и терпение. Поэтому сегодня и восходит Господь к Своему Небесному Отцу, чтобы послать Своим Ученикам Духа Утешителя. Из священной истории и из истории Церкви мы знаем, что после сошествия Св. Духа в виде огненных языков на Апостолов, они тотчас стали другими людьми: прозрели, просветились, поняли всё то, что до сих пор им было неясно, и с дерзновенной решимостью пошли в мир со словом св. Евангелия, совершая знамения и чудеса. В самый день Сошествия Св. Духа Апостолы обратили ко Христу целые тысячи людей. После св. Апостолов Тот же Дух Святой одушевлял твердостью бесчисленный сонм мучеников; руководил и озарял Божественным светом пастырей, воспитывал и совершал в любви и смирении множество подвижников, затворников, столпников. Достаточно вспомнить сегодня близкого нам преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Радонежского (†1392) и других великих подвижников Северной Руси: преподобных Сергия и Германа Валаамских (XIV в.), Савватия (†1435) и Зосиму (†1478) Соловецких, Кирилла Белоезерского (†1427), Арсения Коневского (†1447), Трифона Печенгского, Кольского (†1583)... Кто вдохновлял их на трудный подвиг духовного совершенства в суровых северных условия? – Все Тот же Дух Святой, Которого ныне Христос Господь обещает ниспослать Своим верным Ученикам.

Вознесся Господь на небо, чтобы устроить и нам путь на небо, открыть нам райские двери, быть нашим Путеводителем в горние обители. До воскресения и вознесения Христа Спасителя небо было закрыто для людей – все ветхозаветные праведники, угодники Божии, патриархи, пророки не были на небе. «Никтоже взыде на небо, токмо сшедший с небес Сын Человеческий, сый на небеси», – говорит Сам Христос (Ин. 3, 13). Праотец Адам затворил райскую дверь – к вратам рая был приставлен Херувим с пламенным оружием. А Новый Адам, Господь наш Иисус Христос, Своим вознесением открыл самое небо, путь к жизни. Вслед за Христом пошли души святых праотцев, пророков, многочисленные сонмы новозаветных праведников. Этим путем и ныне восходят и будут восходить на небо все достойные люди, следующие по стопам Христа Спасителя.

Вознесся Господь на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Своим Отцом Небесным. "Иду, – говорил Господь в конце Своего земного служения, – уготовати место вам: и аще уготовлю место вам; паки прииду и пойму вы к себе, да идежде есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2–3). Эту же мысль выразил и великий благовестник Христова учения св. ап. Павел в одном из своих посланий: «Не в рукотворенная бо святая вниде Христос..., но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас» (Евр. 9, 24). Эти Божественные слова вселяют в нас, верующих, добрую надежду на спасение, ибо мы имеем на небе Великого Ходатая и Заступника, «Ходатая Богу и человеком Христа»33. Только нам нужно быть достойными великих милостей Божиих, быть способными и готовыми их принять.

В обстоятельствах вознесения Господня обращает также наше внимание еще следующее свидетельство св. апостола и евангелиста Луки: «Егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо» (Лк. 24, 51). Весьма характерно выражение, что Господь возносится «благословляше» (благословляя), а не «благослови», т.е. не закончил благословение, а продолжает его. «Какой бесконечный ток благословения Христова открывается перед нами, христиане! – восклицает один из наших Святителей прошлого столетия. – Он начинает благословение, и, не окончив оного, возносится. «Бысть, егда благословляше их, – возношашеся». Таким образом, и вознесшись Он продолжает невидимо преподавать благословение»34. Это благословение нисходило на св. Апостолов, а через их преемников непрестанно преподается в Церкви, в ее молитвах, св. Таинствах, в возгласах и обращениях к нам священнослужителей «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и Любы Бога Отца, и причастие Св. Духа буди со всеми вами», «Мир всем!» «Церковь на земле, – по учению нашего православного богословия, – есть во времени продолжающий жить Христос, учащий нас жить и действовать любовью и Собой нас осиявающий в Отчем Духе»35. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь есть корабль нашего спасения. Все ее верные сыны делаются причастниками Божия благословения. Еще на заре христианства богопросвещенные учителя Церкви наставляли, что именовать Бога Отцом могут те, которые считают Церковь своей матерью, как и наоборот: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь»36.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Рассмотрев причины и обстоятельства вознесения Господня, мы вправе считать этот праздник радостным. Если бы Господь продолжал оставаться на земле и не вознесся бы на небо, то этой радости не было бы, потому что дело спасения нашего осталось бы тогда незавершенным, неувенчанным. «Что значит... Вознесение Господне для рода человеческого – для нас самих?» – спрашивает святитель Феофан, Вышенский Затворник, и отвечает: "Для нас Вознесение Господне есть всё. В нём – наша слава и величие, в нём несомненное упование спасения, из него – нам Божественные силы к животу и благочестию, оно – твердыня надежды нашей, Господь Иисус Христос есть наш Господь. Поэтому вся сила, весь плод Его Вознесения принадлежит собственно нам. Возшед на высоту Он пленил плен и даде даяния преимущественно нам человекам» (Еф. 4, 8)37. Поэтому-то сегодня Церковь в своих молитвословиях неоднократно призывает: «Вси язы́цы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее»38.

Господь всё сделал для нашего спасения. Но от нас самих зависит усвоение плодов совершённого Христом Спасителем. Своим вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители, но пойдем ли мы по этому пути или остановимся где-либо на полдороги, зависит от нас. Спасение не только дело Божие, но и дело человеческое. Если мы верим во Христа, ценим свои души и желаем наследовать вечную жизнь, то мы должны заняться устроением своих душ, «чтобы добро принадлежало не меньше избирающему, чем и вложившему семена оного»39. Сын Божий спасает нас не без нас, как и Дух Святой освящает нас не без нас. Многое мы получили свыше, не малое мы должны и сами приобрести. При благодатном даровании от Бога и наша воля должна употребить неослабное усилие40. Каждый из нас должен сам идти к Богу, и тогда Господь пойдет к нам навстречу, тогда пребудет на нас благословение возносящегося Господа, а в день последнего Суда легко подымемся в наше вечное Отечество. На древних иконах Страшного Суда изображаются души праведных, летящие по зову гласа Божия к Горнему Престолу. Летят они легко, свободно, с радостными устремленными горе взорами. Здесь же показывается и состояние душ грешников, не трудившихся при жизни над стяжанием Царства Божия. Они также хотят лететь вверх и немного подымаются над бездной тьмы, хотя и с трудом, но быстро падают.

Так великие наши праздники – это не только воспоминание о том или ином евангельском событии, событии церковной истории, но это и наши светильники, указующие нам верный путь к жизни вечной.

Будем же, дорогие христиане, с верой и любовью идти по пути совершенствования наших душ и устроения наших тел для вселения Духа Святого, чтобы в назначенный Промыслом Божиим для всех нас день мы легко могли вознестись туда, где ныне в сонме святых пребывает Господь наш Иисус Христос.

«Слава снисхождению Твоему Спасе, слава Царствию Твоему, слава Вознесению Твоему, Едине Человеколюбче!»41.

Аминь.

3. РАДОСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

«Вси язы́цы, восплещите руками, воскликните

Богу гласом радования», ибо «взыде Бог в

воскликновении, Господь во гласе трубне»42

Такими словами св. Церковь призывает сегодня всех нас радоваться, празднуя вознесение Господне.

Рассуждая по-человечески, и Апостолы, и мы, казалось бы, сегодня должны не радоваться, не праздновать, а скорбеть, печалиться, ибо Господь наш Иисус Христос после тридцатитрехлетнего пребывания среди людей ныне покидает землю. Но св. Церковь учит нас воспринимать событие вознесения Спасителя иначе – с радостью и ликованием. «Жених Церкви, Христос, отлучается от нее, – говорит св. Димитрий Ростовский. – но... слышу Церковь, призывающую к веселию всех живущих на земле»"43. Почему же так?

Прежде всего потому, что Спаситель еще в дни Своего земного служения и перед славным вознесением обещал Своим последователям, верующим, что Он опять придет на землю и придет уже для того, чтобы взять их с Собой и вселить в уготованные для них обители. «Приду опять, – говорил Он, – и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 3), т.е. там, где вечный свет и вечная радость. Господь взошел к Своему Отцу, туда вознес воспринятое Им человеческое естество, туда – в селения Божии – ввел Он всех ожидавших его пришествия и уверовавших в Него, туда Он введет и всех Своих друзей, когда они в вере и любви закончат свое земное поприще. Значит, Господь разлучился со Своими последователями, учениками только видимо и только на время.

Дальше. В обычной нашей жизни нередко родные или близкие, разлучающиеся на долгий срок, оставляют друг другу что-либо на память. Это оставленное бережно хранится и служит добрым воспоминанием о любви оставивших подарок. Так и Господь, возносясь на небо, оставил Апостолам, а через них Церкви, всем нам Свой великий дар, хотя и невидимо, но постоянно соединяющий нас с Ним. Это – благословение. А там, где есть благословение Спасителя, там и счастье истинное и радость истинная. Кто пребывает под Его небесным осенением, тот находится под надежной, крепкой защитой: ему не страшны никакие силы зла. А кто же пребывает под благословением Христа Спасителя? – Тот, кто проводит жизнь в чистоте и святости, кто живет не для себя только, но и для других, кто часто приходит в храм Божий, где по преимуществу и преподается Божие благословение через различные и многообразные священнодействия.

Есть и еще причина радости в сегодняшний день. В прощальной беседе с Учениками после Тайной Вечери Господь, утешая их, говорил: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16). Господь обещает Апостолам ниспослать Духа Святого, Который пребудет с ними неразлучно, будет утешать их, радовать, вразумлять и наставлять «на всякую истину» (Ин. 16, 13). Св. Апостолы твердо верили словам Божественного Учителя – и вера их оправдалась: в пятидесятый день после воскресения Спасителя на них сошел Дух Святой в виде огненных языков. Исполненные «силой выше» (Лк. 24, 49), они решительно и безбоязненно пошли в мир со словом благовестия. Их понуждали молчать, заставляли ничего не говорить о Христе воскресшем, но они смело отвечали: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4, 20). Их подвергали лишениям, гонениям, но они не только безропотно переносили это, но еще и радовались, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41). «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Ни смерть, ни жизнь,... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38–39), – так думали, так говорили и так жили св. Апостолы, исполненные силы Духа Утешителя.

Благодатные дары Того же Духа Утешителя имеем и мы – православные христиане. Мы получили их и продолжаем получать в св. Таинствах и священнодействиях Церкви. И наш долг бережно хранить их и умножить. И если мы будем так поступать, то сердца наши будут всегда исполнены радостью – не только в здоровье и благополучии, но и среди житейских невзгод и горестей. Дух Святой будет с нами и будет также утешать нас, как утешал и св. Апостолов.

Вот почему св. Апостолы вернулись с горы Елеон «с великою радостью» (Лк. 24, 52), вот почему и св. Церковь призывает сегодня всех своих верных чад к радости и духовному веселию.

Возрадуемся же и мы, дорогие отцы, братья и сёстры, о вознесении Господнем и устремим свои мысли на небо, туда, куда взошел наш Спаситель и откуда Он посылает нам Свое благословение! Преклоним с благоговением и любовью наши главы под Его благословляющую руку и будем стараться быть всегда готовыми к встрече с Ним!

Аминь.

4. ГОСПОДЬ ПРЕБЫВАЕТ С НАМИ

Cегодня, как возвещает нам св. Церковь, Воскресший Господь наш Иисус Христос в последний раз явился Своим ученикам, простился с ними и на их глазах вознесся на небо. Миссия Его на земле как бы завершилась. Целью Его сошествия в мир было преподать людям Божественное учение, направить их на путь покаяния и спасения. Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Он избавил человечество от вечной смерти и рабства силам зла. Апостолов Он подготовил к восприятию имевшего снизойти Утешителя Духа Истины.

Спаситель вознесся на небо, но не оставил и нас, живущих на земле, продолжающих выполнять свое призвание и назначение. «Господь сил... заступник наш» всегда был и пребывает «с нами» (Пс. 45, 12), или, как свидетельствуют священнослужители во время совершения Божественной Литургии: «Христос посреде нас... И есть, и будет». Последнее Его обетование было: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И скорее небо и земля прейдут, нежели останется без исполнения Его Божественное слово. Обещал пребывать с нами – значит и пребывает. «С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе»44. На небо Он вознесся человечеством, а Божеством Своим Он вездесущ.

Господь пребывает с нами Своим благословением. Возносясь на небо, Он не просто или единократно благословлял учеников, но, как повествует св. евангелист Лука, «стал отдаляться от них ... когда благословлял их» (Лк. 24, 51). Значит благословение продолжалось и не закончилось – оно продолжается и сейчас... И счастлив тот человек, кто удостаивается этого благословения, на ком оно почивает. Он всегда спокоен, весел, доволен своей жизнью, за всё благодарит небо и во всём, что ни происходило бы на его жизненном пути, он видит милость Божью. Такой человек никогда не завидует, не замыкается в круг своих интересов, а живет для блага людей, для блага общества, радуется с радующимися и скорбит с печальными – он всем соучастник, всем близкий, свой, родной. Легко жить и трудиться с таким человеком! Всякий, взирающий на такого человека, – если, конечно, взирающий не совсем лишился духовного зрения, – увидит это действие Божьего благословения и скажет: поистине велики духовно благословлённые Богом люди – они всегда с Богом, с высочайшим Добром, и Бог, высочайшее Добро, всегда с ними.

Господь всегда пребывает с любящими Его и верно исполняющими Его св. заповеди. Сердцу каждого Своего искреннего служителя Он говорит: Я твой помощник, Я не отступлю от тебя, не оставлю тебя, не забуду. Я возле тебя, Я с тобой «во все дни до скончания века».

Но Господь стоит рядом и с тем, кто готов пасть, или уже начал падать на своем жизненном пути. По Своей бесконечной любви Он является такому человеку в печалях, скорбях, чтобы пробудить его совесть к спасительному покаянию, обращению и исправлению. Он стоит у дверей каждого человеческого сердца и стучит – не пустят ли Его к себе. И блажен тот человек, который услышит этот голос, поймет, от Кого он исходит, и отворит свою храмину. – К нему войдет Господь и будет «вечерять с ним, и он с» Богом (Откр. 3, 20).

Видимо и осязаемо является Господь наш Иисус Христос в этом св. храме. Здесь Его божественной благодатью мы возродились в купели св. Крещения. Здесь мы вкушаем Его божественное Тело и честную Кровь в таинстве св. Причащения, получаем от Него Самого прощение наших грехов после исповеди их перед Его священнослужителем. И разве мы не чувствовали вселения в нас силы Божьей, мира Божьего после принятия этих спасительных таинств с верой и любовью?! Здесь, в храме Божьем во все дни мы можем слышать божественное слово нашего Господа, то самое, которое Он возвещал в Палестине. Послушаем с вниманием и благоговением св. Евангелие – и умными очами мы узрим Его предстоящего и наставляющего нас. Но мы видим Его здесь и нашими телесными глазами. В храме Божьем на св. иконе мы видим Его лик, который Он Сам дал Своей Церкви, чудесно запечатлев его на убрусе. Этот лик исполнен благости и милосердия, и одновременно нелицеприятия и правды.

Господь, по слову апостольскому, «не далеко от каждого из нас» (Деян. 17, 27), близко (Фил. 4, 5). Им мы «живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

Но почему же многие не ощущают близость к себе Господа? Почему они не слышат Его Божественного гласа? Почему они всё случающееся в жизни объясняют простым стечением обстоятельств? – По причине своей духовной неспособности. Обращенные и наклоненные к земле ничего другого, кроме земли, не видят и не могут увидеть. Чтобы чувствовать присутствие Божие нужно иметь живую и чистую веру, которая, как учит нас Свящ. Писание и св. Церковь«есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), «как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»45. Нужно также очистить свою совесть покаянием, удалить из сердца тернии грехов, зла и заполнить его св. чувствами, молитвой, добром – уготовать в нём обитель для Спасителя. Не Сам Господь уходит от нас, а наши грехи удаляют Его от нас.

Дорогие отцы, братья и сёстры! Если мы желаем, чтобы Господь наш Иисус Христос неразлучно был с нами, утешал бы нас и радовал Своим пребыванием, то и нам нужно не отступать от Него, ни умом, ни сердцем, не уходить от Него никакими путями, но стремиться к Нему живой верой и крепкой любовью. «Пребудьте во мне, – обращается ко всем нам Сам Господь, – и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 4, 7).

Приидите, поклонимся и припадем ко Христу Спасителю нашему, припадем к Нему с благоговейным трепетом и сыновней любовью!

Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/idite-i-nauchite/1_1_1

Наверх